Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
Комментарии преподавателя
1. Независимость Русской православной церкви
Конец XV – начало XVI веков в истории Руси знаменателем тем, что произошло преодоление феодальной раздробленности, объединение земель вокруг Московского княжества и образование единого суверенного государства. Русская православная церковь в объединительном процессе сыграла значительную роль. Великий подвижник Церкви русской Преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от поработителей. Во время княжеских усобиц церковь всегда выступала за усиление власти великого князя московского.
С возрастающей мощью Русского государства набирает силу и авторитет Православная Церковь. В 1448 году она полностью освобождается от влияния Константинопольского Патриархата. Рязанский митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов, получает титул Митрополита Московского и всея Руси. В 1453 г. после падения Константинополя право выбора русского митрополита окончательно переходит к епископату на Руси. Начинается автокефалия (независимость) русской церкви.
2. Развитие монашества на Руси. Монастыри
XIV век был временем особенно сильного развития монашества на Руси. В стране появляется множество новых монастырей и обителей. Так, в начале 15 века монахами Германом, Савватием и Зосимой был основан Соловецкий монастырь на Белом море, а в 1479 году Иосифом Волоцким – Иосифо-Волоколамский монастырь.
Монастыри были совершенно различны между собой – одни очень богаты, имели крупные земельные владения и занимались торговлей, давали деньги в рост. Другие же существовали в виде скитов, и монахи вели аскетический образ жизни.
Как и католическая церковь, православная постоянно проповедовала прихожанам, что спасти свою душу можно лишь через обращение к Господу, через молитву, которую должны приносить монахи, а значит, не нужно скупиться на щедрые дары для церкви. Крестьяне, горожане, крупные землевладельцы и князья жертвовали монастырям продукты, домашний скот, богатое одеяние, домашнюю утварь и прочее. Но самым ценным даром для церкви была земля – за такое пожертвование монастыри могли внести имя почившего в синодик – монастырскую поминальную книгу.
Самыми богатыми монастырями на Руси были Свято-Троицкий монастырь, основанный в середине XIV в. преподобным Сергием Радонежским, и Иосифо-Волоколамский (Волоцкий), созданный в конце15 – начале 16 века. Земли и пожертвования на постройку монастыря дал удельный князь Борис Васильевич Волоцкий, брат Ивана 3. Настоятель монастыря Иосиф Волоцкий старался привлечь на послушание богатых людей – среди монахов были бояре и даже князья, которые, придя в монастырь, отказывались от своих земных богатств в пользу обители. Таким образом, Иосиф Волоцкий смог потратить 1000 рублей (в те времена это было громадной суммой, так как за рубль можно было купить лошадь) на строительство каменного храма, а также активно занимался благотворительностью – помогал больным и неимущим.
3. Возникновение религиозных споров
Во 2-й половине 15 – 1-й половине 16 века на Руси остро встает вопрос религиозных споров. В стране стали распространяться различные ереси. Большинство ересей приходило из Новгорода, так как новгородцы, активно торгуя со многими странами, встречали множество людей самых разных вероисповеданий и учений, которые у многих породили сомнения в истинности только одного вероучения. К тому же новгородская церковь была тесно связана с мирской жизнью, занимаясь не только духовными, но и мирскими делами.
Первые ереси появились на Руси в 14 веке, когда новгородский дьякон Карп выступил против платы епископам за посвящение в духовный сан, что назвал симонией (взяточничеством). Карп и его последователи отвергали церковные обряды, резко критиковали духовенство за малейшее отступление от Священного Писания и возрождали старинные языческие ритуалы – обожествляли небо и землю. Данное религиозное движение получило название стригольничество.
В 70-х годах 15 века в Новгороде появилась новая ересь. Ее приверженцы назывались «жидовствующие», так как использовали в своих аргументах Ветхий Завет и сочинения иудеев. Они утверждали, что Иисус был лишь пророком, а не сыном Божьим, отрицали Святую Троицу, выступали против поклонения иконам, крестам, были против строительства храмов. Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами. Надо заметить, что данная ересь получила широкое распространение в среде московской аристократии.
Но если на остальные ереси православная церковь смотрела сквозь пальцы, то к «жидовствующим» относилась с ненавистью, так как они пытались привнести на Русь иноземные порядки и изменить саму основу русской церкви. На Церковном соборе 1490 года, где присутствовал сам Иван 3-й, несколько новгородских священников были обвинены в ереси, отлучены от церкви и брошены в тюрьму. А в 1504 году очередной Церковный собор приговорил новгородских и московских еретиков к смерти, это решение одобрил сам Иван 3-й. Так на Руси запылали первые костры инквизиции.
4. Нестяжатели и иосифляне
В конце 15 века назрели разногласия и среди православного духовенства, спор возник о церковных богатствах. В этом вопросе церковные деятели раскололись на две части. Первую группу возглавил старец (монах-отшельник) Нил Сорский, она получила название «нестяжатели». Нестяжатели настаивали на том, что монахи должны быть аскетами, защищали сильную великокняжескую власть, считали, что монастырское землевладение надо ликвидировать, а церковь должна быть независима от мирской власти. Вторая группа получила название «иосифляне» по имени Иосифа Волоцкого. Они защищали право монастырей иметь земли, так как, чтобы заниматься благотворительностью и успешно внушать идеи православия, требуются немалые средства. Великокняжеская власть, как считали они, есть лишь отражение власти патриарха (церковь – солнце, царь – луна).
Вначале Иван 3-й поддержал нестяжателей и на церковном соборе даже поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земель. Но, когда позже иосифляне признали первенство великокняжеской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, великий князь Василий 3-й поддержал их, что обеспечило иосифлянам победу над нестяжателями.
5. Москва – Третий Рим
Первым же восхвалителем великокняжеской власти был митрополит Зосима (выбран на должность в 1490 году). В одном из своих трудов он сравнивал Ивана 3-го с римским императором Константином, а Москву – с «новым Римом». Эта идея была положена в основу теории «Москва – Третий Рим». Наиболее полно ее сформулировал монах псковского монастыря Филофей в своем послании к Василию 3-му. Согласно Филофею, мировой центр православного христианства постепенно перемещался из Рима во «второй Рим» - Константинополь, а затем в «третий Рим» - Москву, которая осталась верна православию и является центром христианства. Если же Москва впадет в ересь, то наступит конец света, ибо «Москва – Третий Рим, а Четвертому не бывать».
6. Краткие итоги урока
Таким образом, мы можем сделать вывод, что Русская православная церковь, отделившись от византийской и став автокефальной, значительно подняла свой авторитет как духовной опоры русского народа. Но тем не менее, русская церковь постепенно стала попадать в зависимость от великокняжеской власти.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/6-klass/
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya-rossii/
- http://www.youtube.com/watch?v=ZbG1EXQv8GE
- http://www.youtube.com/watch?v=h06jgatr7ws