7 класс. Литература. Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Повесть
7 класс. Литература. Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Повесть
Комментарии преподавателя
Тема. Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».
Цель:
· выявить значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге, проявившееся в главах повести «Maman» и «Детство»;
· формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом;
- формировать первоначальные представления о философском содержании учения Л.Н.Толстого.
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, его целей и задач.
2. Анализ главы «Maman».
2.1.Слово учителя.
В письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер: «...Я очень далек от веселия... но я столь же далек от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю еще более высокое, более сильное удовольствие... это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить...»
• Какие слова обращают на себя внимание в этих воспоминаниях?
«Доброе сердце, чувствительное и способное любить».
Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом, — maman и Наталья Савишна в повести «Детство». Образы этих героинь отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя» обновленного. Центральным образом является образ матери. Ей посвящены главы: «Maman», «Детство», «Письмо», «Горе» и ряд эпизодов, сцен в других главах. Образ матери помогла создать творческая интуиция писателя, а также «рассказы о ней других» людей и ее письма.
В воспоминаниях Толстой писал: «Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, - все прекрасно (она, очевидно, духовно была выше отца...)».
2.2. Обращение к иллюстрации художника К. Клементьевой. Эпизод «Семейный вечер». Что вы можете рассказать о семье, изображенной на иллюстрации?
Это дружная семья, со своими давно сложившимися традициями и устоями. Младшие с уважением и любовью относятся к старшим; родители заботливы по отношению к детям.
2.3. Образ матери.
- Найдите в тексте описание портрета матери. Выразительное чтение от слов «Когда я стараюсь вспомнить матушку…» до слов «...но общее выражение ускользает от меня».
• Какие слова являются ключевыми в данном описании?
Доброта, любовь, нежность.
• Искомый идеал совершенства, составляющими которого являются добро и любовь, определил и принципы создания портрета maman в повести, в котором выделяются значимые черты: глаза (как зеркало души) улыбка, голос. Найдите в тексте описание улыбки и голоса maman.
Выразительное чтение
- от слов «Когда матушка улыбалась...» до слов «...если она портит его, то оно дурно»;
- от слов «Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки...» до слов «...я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно».
2.4. Слово учителя.
Прекрасная душа отражается и в глазах, и в звуках голоса, и в улыбке. Присутствие ее в мире ощущает Николенька Иртеньев и после смерти матери.
3. Художественный пересказ и анализ главы «Горе».
3.1. Беседа.
• Какие чувства испытывает Николенька?
Чувства героя противоречивы: он искренне скорбит, однако мысли его обращены к тому, что он видит вокруг. Он видит лица людей, слышит их голоса, оценивает их поведение.
- В какой момент герой наиболее искренен в проявлении чувства скорби?
- Выразительное чтение фрагмента главы «Горе» от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу...» до слов «...чтобы утешить и благословить меня».
- Чем объясняется вера Николеньки Иртеньва в незримое присутствие матери рядом с ним?
В образе матери для героя заключены непреходящие явления, живущие вечно в этом мире — любовь и доброта. Вот почему герой испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение».
3.2. Слово учителя.
Доброта, любовь, святость для Л.Н. Толстого синонимы. О святости maman как земного воплощения доброты свидетельствуют ряд эпизодов повести.
3.3. Выразительное чтение от слов «Так ты меня очень любишь?» до слов «...уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».
• Какие предчувствия испытывает мать Николеньки?
Сознание скорого ухода из жизни.
4. Художественный пересказ главы «Письмо».
- Какие качества характера maman проявляются в письме?
Искренняя любовь к мужу и детям составляет смысл существования героини. Она с горечью думает о том, что придется пережить им в будущем.
- Выразительное чтение фрагмента главы «Письмо» от слов «В этом письме была вложена французская записочка Мими следующего содержания...» до слов «После уж все пошло хуже да хуже».
Слово учителя.
Эти эпизоды свидетельствуют об «избранности» матери Богом, о той высокой миссии, которую она выполняет на земле, являясь воплощением любви и добра.
5. Художественный пересказ и анализ главы «Наталья Савишна».
• Обращение к иллюстрациям.
А. Вестфален. Иллюстрация к повести «Детство». Наталья Савишна.
К. Клементьева. Иллюстрация к эпизоду «В комнате Натальи Савишны».
• Сравните иллюстрации. Кому из художников, с вашей точки зрения, более точно удалось воссоздать особую атмосферу повести, передать характеры героев?
• На какие качества характера Натальи Савишны обращает наше внимание автор?
Способность любить, доброта, преданность, умение жертвовать собой.
• Выразительное чтение эпизода от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность...» до слов «...а что, счастлива ли она? довольна ли?».
Слово учителя.
Высший смысл бытия и в то же самое время всепобеждающая мощь его — это любовь. И в каждом проявлении любви к людям раскрывается подлинная человечность. Любовь для Толстого — это проявление божественной сущности.
6. Художественный пересказ и анализ главы «Последние грустные воспоминания».
• Как переносят горе бабушка и Наталья Савишна?
Обе искренне скорбят. Боль бабушки столь сильна, что она на время впадает в беспамятство.
Скорбное чувство утраты не способно сломить дух Натальи Савишны. С христианским терпением она переносит душевную боль. Помня о том, что уныние — смертный грех, она находит в себе силы заниматься привычными будничными делами.
• Выразительное чтение от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни...» до слов «...чтобы вечно заставить сожалеть о них?..».
III. Подведение итогов урока.
- Как вы понимаете последние строчки повести?
Герой повести «Детство», сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок, пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людям, чтобы преодолеть соблазны, искушения (тщеславие, гордыню) и сохранить в себе человека. Память о встрече с двумя любящими сердцами открывает для героя путь к познанию самого себя.
Слово учителя.
Повесть «Детство» — это начало становления Толстого-писателя и Толстого-философа, создавшего этику любви. С точки зрения толстовской этики жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, т.е. в Боге.
IV. Домашнее задание.
ИСТОЧНИКИ
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/25/test-po-povesti-lntolstogo-detstvo
http://doc4web.ru/literatura/test-po-russkomu-yaziku-l-n-tolstoy-detstvo-klass.html