11 класс. Геометрия. Объемы тел.

11 класс. Геометрия. Объемы тел.

Комментарии преподавателя

 Общие сведения о прямоугольном параллелепипеде

Пря­мо­уголь­ным па­рал­ле­ле­пи­пе­дом на­зы­ва­ет­ся пря­мой па­рал­ле­ле­пи­пед, у ко­то­ро­го в ос­но­ва­нии лежит пря­мо­уголь­ник.

Прямой параллелепипед

Рис. 1. Пря­мой па­рал­ле­ле­пи­пед

На рис. 1 изоб­ра­жен пря­мой па­рал­ле­ле­пи­пед  (со­кра­щён­но обо­зна­ча­ет­ся ).  и  – пря­мо­уголь­ни­ки (ос­но­ва­ния па­рал­ле­ле­пи­пе­да). Рёбра  пер­пен­ди­ку­ляр­ны ос­но­ва­ни­ям.

Пря­мой па­рал­ле­ле­пи­пед похож на вы­тя­ну­тый или сжа­тый куб, по­это­му объём его най­дём срав­не­ни­ем с эта­ло­ном, кубом, сто­ро­на ко­то­ро­го равна 1 мм (1 см, 1 м и т.д.). Для этого ис­поль­зу­ем за­да­чу 1.

 Задача 1 (вычисление объёма куба)

Найти объём V куба со сто­ро­ной  , где n – любое на­ту­раль­ное число ().

Ре­ше­ние

Найти объём – это зна­чит срав­нить его с эта­ло­ном. Эта­лон – еди­нич­ный куб.

Для того чтобы найти объём нуж­но­го нам куба, сле­ду­ет:

1. Каж­дое ребро эта­ло­на раз­бить на n рав­ных ча­стей.

2. Через точки раз­би­е­ния про­ве­сти плос­ко­сти пер­пен­ди­ку­ляр­ные ребру.

3. Эта­лон разо­бьет­ся на оди­на­ко­вые ку­би­ки, их число , а длина ребра каж­до­го из них равна   (рис. 2).

Еди­нич­ный объём (эта­ло­на) равен , где  – число ку­би­ков, V – объём каж­до­го ку­би­ка, то есть ис­ко­мый объём.

 Иллюстрация к задаче №1

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №1

Ответ:.

 Свойства объёмов и теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда

В за­да­че 1 мы ис­поль­зо­ва­ли свой­ства объ­ё­мов.

1. Рав­ные тела имеют рав­ные объ­ё­мы (та­ко­вы­ми в за­да­че яв­ля­ют­ся все  штук ку­би­ков).

2. Если тело можно раз­бить на несколь­ко тел, то его объём равен сумме объ­ё­мов со­став­ля­ю­щих тел (, гдеV – объём каж­до­го ку­би­ка).

Тео­ре­ма: объём пря­мо­уголь­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да равен про­из­ве­де­нию трёх его из­ме­ре­ний (вы­со­та , длина, ши­ри­на).

До­ка­за­тель­ство этой тео­ре­мы про­ве­дём в за­да­че 2.

 Задача 2 (доказательство теоремы об объёме прямоугольного параллелепипеда, 1-ый случай) и разъясняющий пример

слу­чай) и разъ­яс­ня­ю­щий при­мер

Дано:  – пря­мо­уголь­ный па­рал­ле­ле­пи­пед,  – пря­мо­уголь­ник,  (рис. 3).

До­ка­зать: .

До­ка­за­тель­ство

 Иллюстрация к задаче №2

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №2

Для до­ка­за­тель­ства нужно раз­бить па­рал­ле­ле­пи­пед на малые кубы с реб­ром . Необ­хо­ди­мо найти n.

Пусть abc – ко­неч­ные де­ся­тич­ные дроби, ко­ли­че­ство цифр после за­пя­той у них не пре­вос­хо­дит n (). Тогда  – на­ту­раль­ные числа.

Разо­бьём каж­дое ребро (abc) на рав­ные от­рез­ки (рис. 4). Длина каж­до­го от­рез­ка будет равна: .

Иллюстрация к задаче №2

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №2

Через концы этих от­рез­ков про­ве­дём плос­ко­сти, пер­пен­ди­ку­ляр­ные рёб­рам. Па­рал­ле­ле­пи­пед разо­бьет­ся на малые ку­би­ки с дли­ной ребра . Ко­ли­че­ство таких ку­би­ков будет равно: .

Объём каж­до­го из этих ку­би­ков равен .

Сле­до­ва­тель­но, объём всего па­рал­ле­ле­пи­пе­да будет равен .

Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

Разъ­яс­ня­ю­щий при­мер

 (рис. 3)

Ко­ли­че­ство зна­ков после за­пя­той у числа a равно 2, у числа b – 1, у числа c – 0, то есть оно не пре­вы­ша­ет 2 ().

Каж­дое ребро раз­би­ва­ет­ся на рав­ные от­рез­ки дли­ной:

Длина от­рез­ков равна , а длина всего ребра a равна 0,03, сле­до­ва­тель­но, ребро a де­лит­ся на три от­рез­ка. Длина  – де­лит­ся на 10 от­рез­ков, длина  – де­лит­ся на 100 от­рез­ков.

Па­рал­ле­ле­пи­пед раз­би­ва­ем на малые ку­би­ки с дли­ной ребра . Ко­ли­че­ство таких ку­би­ков равно 3000 ().

Объём каж­до­го из этих ку­би­ков равен .

Сле­до­ва­тель­но, объём всего па­рал­ле­ле­пи­пе­да будет равен .

А по тео­ре­ме объём равен .

Мы по­вто­ри­ли до­ка­за­тель­ство на кон­крет­ных циф­рах.

 Задача 2 (доказательство теоремы об объёме прямоугольного параллелепипеда, 2-ой случай)

Пусть хотя бы одно из из­ме­ре­ний abc – бес­ко­неч­ная де­ся­тич­ная дробь. За­фик­си­ру­ем n зна­ков после за­пя­той, а осталь­ные цифры, на­чи­ная с -й, от­бро­сим. По­лу­чим  – при­бли­же­ния  a,b,c по недо­стат­ку.

;   ;     – при­бли­же­ния по из­быт­ку

Пе­ре­мно­жим эти нера­вен­ства: .

То есть , где  – объ­ё­мы па­рал­ле­ле­пи­пе­дов с из­ме­ре­ни­я­ми  и 

Иллюстрация к задаче №2

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №2

Па­рал­ле­ле­пи­пед Р (с из­ме­ре­ни­я­ми abc) со­дер­жит в себе па­рал­ле­ле­пи­пед(с из­ме­ре­ни­я­ми), а сам со­дер­жит­ся в па­рал­ле­ле­пи­пе­де (с из­ме­ре­ни­я­ми ) (рис. 5): .

При неогра­ни­чен­ном уве­ли­че­нии n ( стре­мит­ся к 0 ().

Тогда  

 

 

Сле­до­ва­тель­но, .

 

По­это­му .

Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

 Следствия из теоремы об объёме прямоугольного параллелепипеда

Из до­ка­зан­ной тео­ре­мы вы­те­ка­ют след­ствия.

1. Объём пря­мо­уголь­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да равен про­из­ве­де­нию пло­ща­ди ос­но­ва­ния на вы­со­ту .

До­ка­за­тель­ство

На рис. 6 изоб­ра­жён пря­мо­уголь­ный па­рал­ле­ле­пи­пед. В ос­но­ва­нии лежит пря­мо­уголь­ник, бо­ко­вое ребро пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ос­но­ва­ния, сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся вы­со­той. Из ос­нов­ной тео­ре­мы об объ­ё­ме пря­мо­уголь­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да .

Пло­щадь ос­но­ва­ния – это пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка ABCD.

Иллюстрация к задаче №2

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №2

Бо­ко­вое ребро c пря­мо­уголь­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да яв­ля­ет­ся его вы­со­той h.

Сле­до­ва­тель­но, .

Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

2. Объём пря­мой приз­мы, в ос­но­ва­нии ко­то­рой лежит пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник, равен про­из­ве­де­нию пло­ща­ди ос­но­ва­ния на вы­со­ту приз­мы .

До­ка­за­тель­ство

Иллюстрация к задаче №2

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №2

На рис. 7 изоб­ра­же­на пря­мая приз­ма. Угол  в  пря­мой, бо­ко­вое ребро пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ос­но­ва­ния. Эта приз­ма яв­ля­ет­ся ча­стью пря­мо­уголь­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да . До­пол­ня­ем приз­му до па­рал­ле­ле­пи­пе­да (рис. 8).

Иллюстрация к задаче №2

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №2

Объём этого па­рал­ле­ле­пи­пе­да равен , где  – пло­щадь ос­но­ва­ния па­рал­ле­ле­пи­пе­да, h – вы­со­та па­рал­ле­ле­пи­пе­да.

Пря­мо­уголь­ный па­рал­ле­ле­пи­пед  со­сто­ит из двух рав­ных призм с ос­но­ва­ни­я­ми , по­это­му объём этого па­рал­ле­ле­пи­пе­да также можно найти путём сло­же­ния объ­ё­мов двух призм: .

От­сю­да объём приз­мы равен .

Что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать.

 Задача 3 (вычисление объёма призмы)

Дано: – пря­мая тре­уголь­ная приз­ма (рис. 9), , ме­ди­а­на в  .

Найти:V – объём приз­мы.

Ре­ше­ние

Иллюстрация к задаче №3

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №3

1. Рас­смот­рим тре­уголь­ник ABC. В нём ме­ди­а­на , сле­до­ва­тель­но,  пря­мо­уголь­ный, . ( со­сто­ит из двух рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков, углы  – углы при ос­но­ва­нии этих тре­уголь­ни­ков (рис. 10). Сумма углов  равна .

Сле­до­ва­тель­но, .

Иллюстрация к задаче №3

Рис. 10. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №3

2. Так как  пря­мо­уголь­ный, то  – пря­мая приз­ма, в ос­но­ва­нии ко­то­рой лежит пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник. Сле­до­ва­тель­но, объём дан­ной приз­мы равен .

, так как приз­ма пря­мая.

Ответ: .

[00:25:6/ Раз­ветв­ле­ние: За­да­ча об удво­е­нии куба]

Со­глас­но ан­тич­ной ле­ген­де, жи­те­лям ост­ро­ва Делос по­тре­бо­ва­лось удво­ить объём куба. Эту за­да­чу можно ре­шить ана­ли­ти­че­ски.

Пусть a – ребро ста­ро­го куба, тогда его объём равен .

Объём по­лу­чив­ше­го­ся в ре­зуль­та­те удво­е­ния куба равен , где x – ребро но­во­го куба.

Воз­ни­ка­ет про­бле­ма по­стро­е­ния от­рез­ка дли­ной  с по­мо­щью ли­ней­ки и цир­ку­ля, по­это­му ан­тич­ным уче­ным это сде­лать не уда­лось. В 1837 году учё­ный Ван­цель до­ка­зал, что цир­ку­лем и ли­ней­кой такое по­стро­е­ние невоз­мож­но.

Мы знаем фор­му­лу для объ­ё­ма пря­мо­уголь­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да  и его част­но­го слу­чая, куба , по­это­му легко по­лу­чи­ли ре­зуль­тат: чтобы удво­ить объём куба с реб­ром a, нужно по­стро­ить куб с реб­ром . По­лу­чи­ли ир­ра­ци­о­наль­ное число, но для него есть ра­ци­о­наль­ные при­бли­же­ния.

Вспом­ним за­да­чи, ко­то­рые невоз­мож­но ре­шить с по­мо­щью ли­ней­ки и цир­ку­ля:

1. об удво­е­нии куба;

2. о квад­ра­ту­ре круга. За­да­ча за­клю­ча­ет­ся в по­стро­е­нии квад­ра­та рав­но­ве­ли­ко­го кругу, то есть пло­щадь ис­ко­мо­го квад­ра­та долж­на быть рав­ной пло­ща­ди круга (рис. 11).

Иллюстрация к задаче №3

Рис. 11. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №3

3. о три­сек­ции угла. За­да­ча за­клю­ча­ет­ся в рас­се­че­нии про­из­воль­но­го угла на три рав­ных угла (в част­ных слу­ча­ях за­да­ча ре­ша­е­ма) (рис. 12).

Иллюстрация к задаче №3

Рис. 12. Ил­лю­стра­ция к за­да­че №3

 Подведение итогов урока

На дан­ном уроке мы до­ка­за­ли важ­ную тео­ре­му об объ­ё­ме пря­мо­уголь­но­го па­рал­ле­ле­пи­пе­да и рас­смот­ре­ли след­ствия из этой тео­ре­мы.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/11-klass/bobyomy-telb/ob-yom-pryamougolnogo-parallelepipeda-tarasov-v-a

http://www.youtube.com/watch?v=GLQhT5s_i0A

http://www.openclass.ru/sites/default/files/lesson/2010/11/_ppt_14879.ppt

https://doc-10-5o-docs.googleusercontent.com/docs/securesc/ha0ro937gcuc7l7deffksulhg5h7mbp1/i6gmrbmn9qiod7296l4bhv8mp7bl4eqb/1450944000000/00003799992315179431/*/0BxqddV5TBhEkTERBTndOTngtOFE?e=download

http://player.myshared.ru/1247089/data/images/img7.jpg

https://yandex.ru/images/search?p=5&text=%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D0%B0.%20%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0.&img_url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbnwe7bpcl4i.xn--p1ai%2Fmedia%2Fkunena%2Fattachments%2F64%2FObjomprjamogoparallelepipeda1.png&pos=167&rpt=simage&_=1450952675462

https://www.youtube.com/watch?v=GLQhT5s_i0A

Файлы