7 класс. Литература. И.А. Бунин. Анализ рассказа

7 класс. Литература. И.А. Бунин. Анализ рассказа

Комментарии преподавателя

1)    Особенности жанра. Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.
2)    Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.
-    От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)
-    Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)
-    Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)
3)    Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».
4)    Характеристика героев рассказа.
-    Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)
-    Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)
-    Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)
-    Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)
-    Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)
-    Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения    <
-    Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?
-    Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)
-    Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)
5)    Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.
6)    Смысл названия рассказа. Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=-NxxZrEkUU8

http://lit-helper.com/p_Analiz_rasskaza_I_A__Bunina_Cifri

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/17/konspekt-uroka-po-literature-v-7-klasse-vzaimootnosheniya

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/21/tekhnologicheskaya-karta-k-uroku-literatury-7-klassa-po

http://tak-to-ent.net/load/220-1-0-3195

Файлы