9 класс. Геометрия. Метод координат. Уравнение окружности.

9 класс. Геометрия. Метод координат. Уравнение окружности.

Найдите координаты точки центра окружности, если известны координаты трех точек A (2,2), B (2,4) и C (5,5)

Комментарии преподавателя

Окружность – важная геометрическая фигура, которая имеет много интересных свойств, многие из которых базируются на подобии треугольников. Поэтому вначале мы повторим три признака подобия треугольников и теоремы подобия прямоугольных треугольников. А далее рассмотрим свойства окружности.

 

 

 Признаки подобия треугольников

Два тре­уголь­ни­ка на­зы­ва­ют­ся по­доб­ны­ми, если у них все углы равны, а со­от­вет­ствен­ные сто­ро­ны про­пор­ци­о­наль­ны. При ре­ше­нии задач поль­зу­ют­ся при­зна­ка­ми по­до­бия тре­уголь­ни­ков.

Пер­вый при­знак (по двум углам):

Рис. 1. Пер­вый при­знак по­до­бия тре­уголь­ни­ков
если два угла од­но­го тре­уголь­ни­ка со­от­вет­ствен­но равны двум углам дру­го­го тре­уголь­ни­ка, то такие тре­уголь­ни­ки по­доб­ны (рис. 1):

Вто­рой при­знак (по двум сто­ро­нам и углу между ними): если две сто­ро­ны од­но­го тре­уголь­ни­ка про­пор­ци­о­наль­ны двум сто­ро­нам дру­го­го тре­уголь­ни­ка и углы, за­клю­чен­ные между этими сто­ро­на­ми, равны, то такие тре­уголь­ни­ки по­доб­ны (рис. 2):

Рис. 2. Вто­рой при­знак по­до­бия тре­уголь­ни­ков

Тре­тий при­знак (по трём сто­ро­нам): если три сто­ро­ны од­но­го тре­уголь­ни­ка со­от­вет­ствен­но про­пор­ци­о­наль­ны трем сто­ро­нам дру­го­го тре­уголь­ни­ка, то такие тре­уголь­ни­ки по­доб­ны (рис. 3):

Рис. 3. Тре­тий при­знак по­до­бия тре­уголь­ни­ков

 Подобие в прямоугольном треугольнике

Рас­смот­рим пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник АВС с пря­мым углом, ÐС=90°. В тре­уголь­ни­ке про­ве­дем вы­со­ту СН и при­мем стан­дарт­ные обо­зна­че­ния – ка­те­ты a, b; ги­по­те­ну­за с; ост­рые углы α и β, про­ек­ции ка­те­тов на ги­по­те­ну­зу  и . Легко за­ме­тить, что углы между вы­со­той и ка­те­та­ми также равны α и β (рис. 4).

Рис. 4. По­до­бие в пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке

Из по­до­бия тре­уголь­ни­ков АВС, АСН и ВСН вы­те­ка­ют важ­ней­шие со­от­но­ше­ния:

 (катет есть сред­нее гео­мет­ри­че­ское между ги­по­те­ну­зой и про­ек­ци­ей этого ка­те­та на ги­по­те­ну­зу);

 (вы­со­та, опу­щен­ная на ги­по­те­ну­зу, есть сред­нее гео­мет­ри­че­ское между про­ек­ци­я­ми ка­те­тов на ги­по­те­ну­зу).

 Свойства окружности

Рас­смот­рим важ­ней­шую ком­би­на­цию: окруж­ность и точка – точка может ле­жать на окруж­но­сти, внут­ри окруж­но­сти или вне ее.

Точка на окруж­но­сти.

Рас­смот­рим окруж­ность с цен­тром в т. О. На окруж­но­сти от­ме­тим про­из­воль­ную точку 
А. Если из точки А про­ве­сти две хорды АВ и АС, то по­лу­чим впи­сан­ный в окруж­ность угол ВАС. Го­во­рят, что угол ВАС опи­ра­ет­ся на дугу ВС. Дуга ВС имеет не толь­ко длину, но и гра­дус­ную меру. Гра­дус­ная мера дуги ВС равна гра­дус­ной мере цен­траль­но­го угла ВОС (рис. 5).

Рис. 5. Гра­дус­ная мера дуги ВС равна гра­дус­ной мере цен­траль­но­го угла ВОС

Тео­ре­ма о впи­сан­ном угле гла­сит, что если гра­дус­ная мера угла ВАС равна α, то гра­дус­ная мера угла ВОС (а, со­от­вет­ствен­но, и дуги ВС) равна 2α. (Впи­сан­ный угол из­ме­ря­ет­ся по­ло­ви­ной дуги, на ко­то­рую он опи­ра­ет­ся).

След­ствия:

Все впи­сан­ные углы, опи­ра­ю­щи­е­ся на одну и ту же дугу, равны между собой (рис. 6): 
ÐА = ÐА1 = ÐА2.

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к след­ствию

Впи­сан­ные углы, опи­ра­ю­щи­е­ся на диа­метр – пря­мые (рис. 7).

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к след­ствию

Тео­ре­ма. Пусть дана точка на окруж­но­сти, через ко­то­рую про­хо­дят ка­са­тель­ная и хорда, при­чём угол между ка­са­тель­ной и хор­дой равен α. Тогда дуга, стя­ги­ва­е­мая хор­дой, имеет гра­дус­ную меру 2α, а любой впи­сан­ный угол, опи­ра­ю­щий­ся на эту дугу, равен α (рис. 8).

ÐМАВ =  = ÐА1 = ÐА2.

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к тео­ре­ме

Точка внут­ри окруж­но­сти.

Пусть дана окруж­ность и неко­то­рая точка М внут­ри неё.

Тео­ре­ма. Про­из­ве­де­ние от­рез­ков хорд, про­хо­дя­щих через точку М, есть ве­ли­чи­на по­сто­ян­ная для дан­ной точки М: . (рис. 9)

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к тео­ре­ме

До­ка­зать дан­ное утвер­жде­ние можно, если со­еди­нить точки А и С, затем точки В и D, и вос­поль­зо­вать­ся по­до­би­ем по­лу­чен­ных тре­уголь­ни­ков.

Точка вне окруж­но­сти.

Дана окруж­ность и точка М, ле­жа­щая вне этой окруж­но­сти. Из точки М про­ве­де­ны ка­са­тель­ная МА к окруж­но­сти и две се­ку­щие МС и МK. МС – длина се­ку­щей, МВ – ее внеш­няя часть.

Тео­ре­ма. Про­из­ве­де­ние длины се­ку­щей на свою внеш­нюю часть есть ве­ли­чи­на по­сто­ян­ная для дан­ной точки М, ле­жа­щей вне окруж­но­сти, и рав­ная квад­ра­ту от­рез­ка ка­са­тель­ной, про­хо­дя­щей через точку М:  (рис. 10).

Рис. 10. Ил­лю­стра­ция к тео­ре­ме

Чтобы до­ка­зать эту тео­ре­му, сле­ду­ет по­стро­ить хорды АВ и АС и, опи­ра­ясь на свой­ства угла между ка­са­тель­ной и хор­дой, до­ка­зать по­до­бие тре­уголь­ни­ков АВС и АМВ, от­ку­да и вы­ве­сти тре­бу­е­мое со­от­но­ше­ние (рис. 11).

Рис. 11. Ил­лю­стра­ция к тео­ре­ме

 Заключение

Итак, мы по­вто­ри­ли при­зна­ки по­до­бия тре­уголь­ни­ков, рас­смот­ре­ли свой­ства окруж­но­сти, рас­смот­ре­ли раз­лич­ные спо­со­бы рас­по­ло­же­ния точки от­но­си­тель­но окруж­но­сти и вспом­ни­ли свой­ства окруж­но­сти, ко­то­рые яв­ля­ют­ся след­стви­я­ми по­до­бия тре­уголь­ни­ков.

 Определение окружности

Нач­нем с опре­де­ле­ния, что такое окруж­ность. Вот одно из невер­ных опре­де­ле­ний.

Окруж­но­стью на­зы­ва­ет­ся мно­же­ство точек плос­ко­сти, рав­но­уда­лен­ных от одной точки, от цен­тра.

В чем оши­боч­ность?

Да­вай­те рас­смот­рим мно­же­ство из че­ты­рех вер­шин квад­ра­та. Все вер­ши­ны квад­ра­та рав­но­уда­ле­ны от одной точки, от цен­тра квад­ра­та. Но ведь это не окруж­ность, а со­всем неболь­шая часть окруж­но­сти.

Дадим пра­виль­ное опре­де­ле­ние окруж­но­сти.

Окруж­но­стью на­зы­ва­ет­ся мно­же­ство ВСЕХ точек плос­ко­сти, рав­но­уда­лен­ных от одной точки – от цен­тра. Клю­че­вое слово здесь «всех», это важно, так как мы хотим вы­ве­сти урав­не­ние окруж­но­сти.

 Формула расстояния между двумя точками (напоминание)

В опре­де­ле­нии окруж­но­сти фи­гу­ри­ру­ет рас­сто­я­ние между точ­кой окруж­но­сти и цен­тром.

Фор­му­ла рас­сто­я­ния между двумя точ­ка­ми  и 

или

Рис. 1. Рас­сто­я­ние между двумя точ­ка­ми

Опи­ра­ясь на фор­му­лу и опре­де­ле­ние окруж­но­сти, можно вы­ве­сти урав­не­ние окруж­но­сти с цен­тром в точке  ра­ди­у­са .

Рис. 2. Урав­не­ние окруж­но­сти

Вы­би­ра­ем про­из­воль­ную точку  на этой окруж­но­сти.

Если точка  при­над­ле­жит окруж­но­сти с цен­тром  и ра­ди­у­сом , то .

Тогда  и ко­ор­ди­на­ты точки  удо­вле­тво­ря­ют урав­не­нию окруж­но­сти

.

Если же точка  не лежит на окруж­но­сти, то  и ко­ор­ди­на­ты точки  не удо­вле­тво­ря­ют урав­не­нию окруж­но­сти.

Таким об­ра­зом, урав­не­ние окруж­но­сти с цен­тром в точке  ра­ди­у­са  имеет вид:

.

Част­ный слу­чай урав­не­ния окруж­но­сти с цен­тром в точке :

.

 Решение задач

Рас­смот­рим за­да­чи на урав­не­ние окруж­но­сти.

За­да­ча 1.

На­чер­тить окруж­ность, за­дан­ную урав­не­ни­ем , ука­зать ее центр и ра­ди­ус. Найти длину окруж­но­сти и пло­щадь круга, общие точки с осями ко­ор­ди­нат.

Ре­ше­ние:

Центр этой окруж­но­сти, ис­хо­дя из урав­не­ния, точка , ра­ди­ус .

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Длина окруж­но­сти и пло­щадь круга вы­чис­ля­ют­ся по фор­му­лам:

 .

Общие точки с осью х:               

                               с осью у:             

За­да­ча 2.

Дано урав­не­ние окруж­но­сти: .

Ука­зать центр и ра­ди­ус, найти длину окруж­но­сти и пло­щадь круга, общие точки с осями ко­ор­ди­нат.

Ре­ше­ние:

Центр этой окруж­но­сти точка , ра­ди­ус .

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Если из­ве­стен ра­ди­ус, то по фор­му­лам можно вы­чис­лить длину окруж­но­сти и пло­щадь круга:

Точки пе­ре­се­че­ния с осями:

С осью х: точка это точка ка­са­ния, ее ко­ор­ди­на­ты 

Най­дем точки пе­ре­се­че­ния с осью 

Ось  имеет урав­не­ние , под­ста­вив  в урав­не­ние окруж­но­сти, по­лу­чим урав­не­ние от­но­си­тель­но :

Итак, точки пе­ре­се­че­ния с осью у.

За­да­ча 3.

Дано урав­не­ние окруж­но­сти: .

Ука­зать центр и ра­ди­ус, найти длину окруж­но­сти и пло­щадь круга, общие точки с осями ко­ор­ди­нат.

Ре­ше­ние: центр этой окруж­но­сти точка  ра­ди­ус 

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

.

Точки пе­ре­се­че­ния с осями:

С осью у: точка ка­са­ния .

С осью : ось  имеет урав­не­ние , под­став­ля­ем в урав­не­ние окруж­но­сти :

Итак, точки пе­ре­се­че­ния с осью y.

За­да­ча 4.

На­чер­тить окруж­ность, за­дан­ную урав­не­ни­ем , ука­зать ее центр, ра­ди­ус. Найти точки пе­ре­се­че­ния с осями.

Ре­ше­ние:

Центр этой окруж­но­сти точка адиус .

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Точки пе­ре­се­че­ния с осями:

С осью у: урав­не­ние оси   под­став­ля­ем в урав­не­ние окруж­но­сти:

                      и             

Точки пе­ре­се­че­ния с осью у 

С осью х: урав­не­ние оси    под­став­ля­ем в урав­не­ние окруж­но­сти:

         и             

Точки пе­ре­се­че­ния с осью х 

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Найти длину хорды .

Ре­ше­ние (рис. 8):

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Зная ко­ор­ди­на­ты точек  и , по фор­му­ле рас­сто­я­ния между точ­ка­ми на­хо­дим длину хорды:

Найти ко­ор­ди­на­ты точки  – се­ре­ди­ны от­рез­ка .

Ре­ше­ние (рис. 9):

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Ко­ор­ди­на­ты кон­цов от­рез­ка  из­вест­ны, ко­ор­ди­на­ты се­ре­ди­ны от­рез­ка опре­де­ля­ем по фор­му­лам:

Найти пло­щадь тре­уголь­ни­ка .

Ре­ше­ние (рис. 10):

Рис. 10. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Тре­уголь­ник  рав­но­сто­рон­ний,

;

За­да­ча 5.

Окруж­ность за­да­на урав­не­ни­ем .

Не поль­зу­ясь чер­те­жом, ука­жи­те какие из точек  лежат:

а) внут­ри круга, огра­ни­чен­но­го дан­ной окруж­но­стью;

б) на окруж­но­сти;

в) вне круга, огра­ни­чен­но­го дан­ной окруж­но­стью.

Ре­ше­ние:

Центр окруж­но­сти – точка  ра­ди­ус 

Для того чтобы про­ве­рить, где рас­по­ло­же­на точка от­но­си­тель­но окруж­но­сти, будем вы­чис­лять рас­сто­я­ние от точки до цен­тра окруж­но­сти и срав­ни­вать его с ра­ди­у­сом.

Точка :

 т.  лежит вне круга.

Точка :

 т.  лежит на окруж­но­сти.

Точка 

 т.  лежит внут­ри круга.

Точка :

 т.  лежит вне круга.

За­да­ча 6.

Со­ста­вить урав­не­ние окруж­но­сти с диа­мет­ром , если 

Ре­ше­ние: най­дем ко­ор­ди­на­ты цен­тра окруж­но­сти , это ко­ор­ди­на­ты се­ре­ди­ны от­рез­ка 

 

Най­дем ра­ди­ус, это по­ло­ви­на диа­мет­ра:

 – урав­не­ние окруж­но­сти.

 Заключение

Итак, мы вы­ве­ли урав­не­ние окруж­но­сти и ис­поль­зо­ва­ли его для ре­ше­ния про­стей­ших задач. На сле­ду­ю­щем уроке мы про­дол­жим изу­чать урав­не­ние окруж­но­сти и будем ис­поль­зо­вать его для ре­ше­ния более слож­ных задач.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/povtorenie/okruzhnost-2?seconds=0&chapter_id=199

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/metod-koordinat/uravnenie-okruzhnosti?seconds=0&chapter_id=200

http://www.youtube.com/watch?v=2rvJsLoXRC8

http://www.youtube.com/watch?v=AFxCMoRtQRo

https://www.youtube.com/watch?v=gG5QS4GTW4g

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/16/uravnenie_okruzhnosti.pptx

http://onlinegdz.net/%C2%A7-3-uravneniya-okruzhnosti-i-pryamoj-uchebnik-po-geometrii-9-klass/

http://wpcalc.com/uravnenie-okruzhnosti-po-trem-tochkam/

http://www.varson.ru/images/Geometry_jpeg_big/preobrCDRcurves6.jpg

Файлы