5 класс. Математика. Среднее арифметическое. Деление на десятичную дробь. Проценты.

5 класс. Математика. Среднее арифметическое. Деление на десятичную дробь. Проценты.

Шаг Наташи равен 0,6 м. Сколько шагов ей надо сделать, чтобы пройти расстояние 240 м?

Комментарии преподавателя

На этом уроке вы узнаете, как выполнять деление десятичных дробей, и решите примеры с применением данной операции. Решив простейшие задачи, ознакомитесь с основными правилами, которые помогут вам выполнять деление десятичных дробей друг на друга. Также рассмотрим некоторые частные случаи.

Для на­ча­ла раз­бе­рем за­да­чу. Нам дан пря­мо­уголь­ник, пло­щадь ко­то­ро­го равна . Одна из его сто­рон , и нам тре­бу­ет­ся найти вто­рую сто­ро­ну.

Ре­ше­ние: вспом­ним, что . Зна­чит, чтобы найти сто­ро­ну , нам нужно . Таким об­ра­зом, для ре­ше­ния за­да­чи нам необ­хо­ди­мо уметь вы­пол­нять де­ле­ние де­ся­тич­ных дро­бей. Но в дан­ной си­ту­а­ции мы можем ре­шить за­да­чу немно­го иначе. Пе­ре­ве­дем метры в сан­ти­мет­ры, тогда по­лу­чим, что . Те­перь мы можем найти сто­ро­ну .

 

Иначе мы можем за­пи­сать, что .

Ответ: .

Правило деления десятичных дробей

Чтобы раз­де­лить одну де­ся­тич­ную дробь на дру­гую нужно:

Пе­ре­не­сти за­пя­тую в де­ли­те­ле и де­ли­мом на столь­ко раз­ря­дов впра­во, чтобы де­ли­тель стал целым чис­лом.

Раз­де­лить де­ли­мое, по­лу­чен­ное после пе­ре­но­са, на де­ли­тель в стол­бик.

Решение примеров

Решим при­ме­ры, при­ме­няя дан­ное пра­ви­ло и ис­поль­зуя де­ле­ние в стол­бик.

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

Примеры частного случая

Рас­смот­рим при­ме­ры, когда де­ли­мое пред­став­ле­но чис­ла­ми, как 0,1; 0,01; 0,001 и так далее. В таких при­ме­рах при пе­ре­но­се за­пя­той впра­во для по­лу­че­ния це­ло­го числа в ко­неч­ном итоге мы по­лу­ча­ем де­ле­ние на еди­ни­цу, и вы­хо­дит, что нам оста­ет­ся лишь пе­ре­не­сти за­пя­тую в де­ли­те­ле на столь­ко зна­ков, на сколь­ко она была пе­ре­не­се­на в де­ли­мом. Да­вай­те решим пару таких при­ме­ров.

Задача 1

В школу при­шел врач и при­нес 0,25 кг сы­во­рот­ки. Из­вест­но, что на один укол тре­бу­ет­ся 0,002 кг. Сколь­ким уче­ни­кам врач смо­жет сде­лать укол?

Ре­ше­ние: 

 

Ответ: 125 уко­лов.

Задача 2

Длина сто­ро­ны ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды Хео­пса равна 230 м. Ту­ри­сты осмат­ри­ва­ют пи­ра­ми­ду, про­хо­дя вдоль одной ее сто­ро­ны со ско­ро­стью 0,32 м/с. Ав­то­бус уез­жа­ет через час, успе­ют ли ту­ри­сты на ав­то­бус?

Ре­ше­ние: для того чтобы по­нять, успе­ют ли ту­ри­сты на ав­то­бус, нам нужно найти время, за ко­то­рое они про­хо­дят все сто­ро­ны пи­ра­ми­ды.

 – общий путь.

 – время необ­хо­ди­мое ту­ри­стам.

Пе­ре­ве­дем се­кун­ды в часы. .

 

Ответ: ту­ри­сты успе­ют на ав­то­бус.

Повторение пройденного на уроке

Мы изу­чи­ли пра­ви­ло де­ле­ния де­ся­тич­ных дро­бей друг на друга, рас­смот­ре­ли при­ме­ры част­ных слу­ча­ев, на­учи­лись ре­шать за­да­чи с ис­поль­зо­ва­ни­ем де­ле­ния де­ся­тич­ных дро­бей.

Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=qf5ffK3iVT4

https://www.youtube.com/watch?v=_KglvWMsfnI

 Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/5-klass/umnozhenie-i-delenie-desyatichnyh-drobey/delenie-desyatichnyh-drobey?konspekt&chapter_id=1898

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.