Дух предпринимательства преобразует экономику. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.

Дух предпринимател ьства преобразует экономику. Материал к уроку.

Комментарии преподавателя

Ос­нов­ные тен­ден­ции со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства

В XV–XVII вв. в стра­нах Ев­ро­пы про­ис­хо­дит рас­пад фе­о­даль­ной со­слов­ной си­сте­мы. Кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки ста­но­вят­ся лично сво­бод­ны­ми лю­дь­ми. Про­ис­хо­дит по­сте­пен­ный пе­ре­ход к ка­пи­та­ли­сти­че­ско­му об­ще­ству, глав­ны­ми со­став­ля­ю­щи­ми ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся на­ли­чие част­ной соб­ствен­но­сти и ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

Пред­по­сыл­ки

Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию еди­но­го ми­ро­во­го рынка, уста­нов­ле­нию тор­го­вых свя­зей между кон­ти­нен­та­ми. От­кры­тие Но­во­го Света по­влек­ло за собой при­ток дра­го­цен­ных ме­тал­лов, что при­ве­ло к па­де­нию цен на зо­ло­то и по­до­ро­жа­нию всех дру­гих то­ва­ров. Про­те­стант­ская этика со­зда­ла пред­по­сыл­ки для но­во­го от­но­ше­ния к труду и на­коп­ле­нию. Все это спо­соб­ство­ва­ло росту ка­пи­та­лов.

В Ев­ро­пе XV–XVII вв. сфор­ми­ро­ва­лись сле­ду­ю­щие со­ци­аль­ные груп­пы:
• бур­жу­а­зия (купцы, круп­ные бан­ки­ры, от­куп­щи­ки);
• дво­ряне, ко­то­рые на­чи­на­ют вклю­чать­ся в пред­при­ни­ма­тель­скую де­я­тель­ность;
• лично сво­бод­ные кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки;
• на­ем­ные ра­бо­чие.

Ре­сур­сы

Ис­точ­ни­ки энер­гии:
• му­скуль­ная сила людей и жи­вот­ных,
• вет­ря­ные мель­ни­цы,
• во­дя­ное ко­ле­со (ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся в ме­тал­лур­гии и гор­ном деле).

Ору­жие:
• по­ле­вая ар­тил­ле­рия (XVI в.),
• руч­ное ог­не­стрель­ное ору­жие: ар­ке­буз (конец XIV в.), муш­кет (пер­вы­ми при­ме­ни­ли ис­пан­цы в 1521 г.), ружье со шты­ком (конец XVII в.).

Су­до­стро­е­ние:
• швед­ская ка­ра­вел­ла,
• ан­глий­ский га­ле­он.

Тен­ден­ции

Раз­ви­тие ми­ро­вой тор­гов­ли. Ан­глия и Ни­дер­лан­ды ста­но­вят­ся ве­ду­щи­ми цен­тра­ми ми­ро­вой тор­гов­ли. В га­ва­нях Ант­вер­пе­на еже­днев­но раз­гру­жа­лось до 250 ко­раб­лей.

По­яв­ле­ние тор­го­вых ком­па­ний в ре­зуль­та­те объ­еди­не­ния куп­цов.

В 1600 г. в Ан­глии со­зда­на Ост-Индская ком­па­ния. Эта ком­па­ния до­би­лась для себя права на мо­но­по­лию – ис­клю­чи­тель­ное право вво­зить в стра­ну перец.

По­яв­ле­ние и раз­ви­тие ма­ну­фак­тур, на­чи­на­ю­щих вы­тес­нять ре­мес­лен­ные ма­стер­ские. Ма­ну­фак­ту­ра (от лат. manus – «рука» и factura – «из­де­лие») – круп­ное пред­при­я­тие, на ко­то­ром из­де­лия про­из­во­ди­лись по­сред­ством руч­но­го труда. Ма­ну­фак­ту­ра могла быть рас­се­ян­ной (ра­бот­ни­ки тру­ди­лись на дому) или цен­тра­ли­зо­ван­ной (ра­бот­ни­ки на­хо­ди­лись в одном по­ме­ще­нии).

Про­ис­хо­дит на­коп­ле­ние ка­пи­та­ла. На­коп­ле­нию ка­пи­та­ла спо­соб­ство­ва­ло ого­ра­жи­ва­ние зе­мель в Ан­глии, ре­во­лю­ция цен, про­тек­ци­о­нист­ская по­ли­ти­ка го­су­дар­ства, неэк­ви­ва­лент­ная тор­гов­ля с ко­ло­ни­я­ми Но­во­го Света.

Из­ме­не­ния в со­ци­аль­ной струк­ту­ре об­ще­ства. Про­ис­хо­дит рост бур­жу­а­зии (по­яв­ле­ние ка­пи­та­ли­ста-пред­при­ни­ма­те­ля), кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки ста­но­вят­ся лично сво­бод­ны­ми, по­яв­ля­ет­ся класс на­ем­ных ра­бо­чих.

За­клю­че­ние

XV–XVII вв. – это время фор­ми­ро­ва­ния в Ев­ро­пе ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний, усло­ви­я­ми раз­ви­тия ко­то­рых яв­ля­ют­ся лич­ная сво­бо­да ин­ди­ви­да, устра­не­ние ре­гла­мен­та­ций кор­по­ра­тив­ной си­сте­мы и уста­нов­ле­ние от­вет­ствен­но­сти лич­но­сти за свое бла­го­со­сто­я­ние. В этот пе­ри­од про­ис­хо­дит про­цесс на­коп­ле­ния ка­пи­та­ла, по­яв­ля­ют­ся ма­ну­фак­ту­ры, воз­ни­ка­ет класс на­ем­ных ра­бот­ни­ков, с одной сто­ро­ны, и ка­пи­та­ли­стов-пред­при­ни­ма­те­лей – с дру­гой. 

Класс пред­при­ни­ма­те­лей ста­но­вит­ся все более вли­я­тель­ным – и не толь­ко в эко­но­ми­че­ском от­но­ше­нии. Бур­жуа вы­сту­па­ют как глав­ная сила мощ­ных ре­ли­ги­оз­ных и по­ли­ти­че­ских дви­же­ний.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
 

Файлы