9 класс. Геометрия. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
9 класс. Геометрия. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Комментарии преподавателя
Повторение определения синуса и косинуса для угла от 0 до 180
Повторение теории начнем с перечня основных теорем.
Рис. 1. Иллюстрация к теоремам
1. Площадь треугольника:
,
площадь треугольника равна половине произведения двух сторон на синус угла между ними.
2. Теорема синусов и следствие из неё:
,
сторона а относится к синусу противолежащего угла α так же, как сторона b относится к синусу противолежащего угла β так же, как сторона с относится к синусу своего противолежащего угла γ. Все эти отношения равны 2R, где R – это радиус описанной окружности.
Чтобы найти радиус, достаточно знать сторону и синус противолежащего угла.
3. Теорема косинусов:
,
квадрат стороны равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
В основных теоремах фигурирует синус и косинус угла треугольника. Но угол треугольника может быть тупым. Поэтому вспомним определение синуса и косинуса для угла .
На рисунке 2 изображена полуокружность радиусом 1, угол α острый, точка М соответствует этому углу. У точки М есть две координаты ().
Можно дать определение синуса и косинуса. Рассмотрим прямоугольный треугольник (выделенный на рис. 2) с гипотенузой 1. Синусом угла называется отношение катета противолежащего к гипотенузе, т. е. это, ордината точки М. Косинусом угла называется отношение прилежащего катета к гипотенузе, т. е. , абсцисса точки М.
Рис. 8. Иллюстрация к примеру
Рис. 3. Иллюстрация к примеру
На рисунке 3 угол α тупой. У точки М есть две координаты ().
Следовательно, , т. е. абсцисса точки, а , то есть ордината точки. Таким образом, мы распространили синус и косинус угла от 0 до 180 градусов.
Исходя из этого, координаты какой-либо точки А будут следующими:
Задача 1- решение треугольника с помощью теоремы синусов
Дано: в треугольнике АВС сторона АВ=8см, угол А=, угол В= (рис. 4).
Найти: сторону АС и ВС, угол С, то есть решить треугольник.
Решение:
Рис. 4. Иллюстрация к задаче
Так как сумма углов треугольника равна , угол С равен минус 2 известных угла:
С=
Все углы известны.
Далее используем теорему синусов:
, где 8 – длина стороны АВ, то есть стороны с.
Получили уравнение относительно a
а=
=
Сторона ВС4 см
По теореме синусов находим сторону b=AC
b
Сторона АС6 см
Ответ: угол С=105, сторона ВС4 см, сторона АС6 см.
Треугольники входят в состав многих фигур, например трапеций, параллелограммов. Поэтому решение треугольников позволяет решать задачи с этими фигурами.
Задача 2 - нахождение диагоналей параллелограмма с помощью теоремы косинусов
Дано: смежные стороны параллелограмма равны а и b, один из углов равен γ (рис. 5).
Найти: диагонали параллелограмма.
Решение:
Рис. 5. Иллюстрация к задаче
АВСD – параллелограмм, сторона АВ=b, сторона AD=a, угол γ – угол между сторонами a и b (рис. 5). Следовательно, треугольник ABD задан полностью. Найти BD и AC.
Решение данной задачи для параллелограмма полностью основано на теореме косинусов для треугольника. Диагональ BD входит в треугольник АВD. В этом треугольнике известны две стороны и угол между ними. Следовательно:
Одна диагональ найдена.
Вторая диагональ АС входит в треугольник АСD. Используем свойство параллелограмма. Противоположные стороны параллелограмма равны. AB=CD=b. Сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180º. Cледовательно, ∠ADC=180.
Применяем теорему косинусов для треугольника ACD:
AC=
Задача решена.
Теорема косинусов для треугольника позволяет вывести важное метрическое свойство для параллелограмма.
Задача 3 – доказательство метрического свойства для параллелограмма с помощью теоремы косинусов
Докажите, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов всех его сторон.
Рис. 6. Иллюстрация к задаче
Дано: ABCD-параллелограмм, =BD и =AC - его диагонали, a=BC=AD и b=AB=DC – cтороны параллелограмма, ∠BAD=γ, ∠ADC=180 (рис. 6).
Доказать:
Доказательство:
Найдём из треугольника ABD, то есть выпишем для этого треугольника теорему косинусов. найдём из треугольника ADC, также выписав для него теорему косинусов.
,
Складываем два равенства:
Задача решена, свойство доказано.
Из предыдущей задачи мы увидели, что свойство треугольника позволяет решать задачи для параллелограмма и даже устанавливает свойство параллелограмма. Это свойство параллелограмма позволяет решать задачи для треугольника.
Задача 4 – нахождение медианы треугольника с помощью свойства параллелограмма
Рис. 7. Иллюстрация к задаче
Дано:Треугольник АВС, АВ=с, CA=b, BC=a.
Найти: Медиану А= треугольника АВС.
Решение:
Проведём прямую = (рис. 7). Получили четырёхугольник ABDC. Докажем, что он параллелограмм.
В этом четырёхугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, следовательно, этот четырёхугольник – параллелограмм. Поэтому воспользуемся свойством параллелограмма:
Получили уравнение для искомой медианы:
Ответ:
Задача 5 с использованием теоремы о площади треугольника
Докажите:
1. Медиана рассекает треугольник на 2 равновеликих треугольника. Равновеликих – значит, имеющих одинаковую, равную площадь.
2. Три медианы рассекают треугольник на 6 равновеликих треугольников.
Рис. 8. Иллюстрация к задаче
Дано: треугольник АВС, – середины сторон (рис. 8)
Доказать: 1.,
2. .
Доказательство:
– медианы, следовательно, используя свойства медианы, имеем:
1. Рассмотрим треугольники (рис. 9). Каждый из них имеет сторону и одинаковую высоту h. Следовательно, площадь каждого:
,
Рис. 9. Иллюстрация к задаче
площадь треугольника АВС, поэтому площади треугольников равны
половине площади треугольника АВС. Следовательно, медиана рассекает треугольник на два равновеликих треугольника.
2. Рассмотрим треугольник : угол γ – угол между сторонами , где .
Найдём отношение этих площадей:
= =
Следовательно:
А так как:
,
То:
Получаем, что медианы рассекают треугольник на 6 равновеликих треугольников.
Подведение итогов
На данном уроке мы повторили теорию по теме соотношение сторон и углов в треугольнике и решили типовые задачи по данной теме.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov/reshenie-zadach-po-teme-razdela-2
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov/prosteyshie-zadachi-po-teme-razdela
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov/reshenie-zadach-po-teme-razdela-prodolzhenie-1
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov/reshenie-zadach-po-teme-razdela-prodolzhenie-2
http://www.youtube.com/watch?v=fhwGqRo-PPw
http://www.youtube.com/watch?v=DIeo71CR4fY
http://www.youtube.com/watch?v=69J1RSCTo9E