6 класс. География. Атмосфера.

6 класс. География. Атмосфера.

Комментарии преподавателя

Определение. Причины ветра

Ветер – дви­же­ние воз­ду­ха в го­ри­зон­таль­ном на­прав­ле­нии.

Глав­ная при­чи­на об­ра­зо­ва­ния ветра – раз­ни­ца в ат­мо­сфер­ном дав­ле­нии: ветер дует из об­ла­сти вы­со­ко­го дав­ле­ния в об­ласть низ­ко­го, и чем боль­ше эта раз­ни­ца, тем силь­нее ветер.

Виды вет­ров:

1. По­сто­ян­ные (пас­са­ты, за­пад­ные)

2. Пе­ре­мен­ные (бризы, мус­со­ны)

3. Мест­ные (бора, фен, си­рок­ко)

 Бриз, муссон

Бриз – ветер на бе­ре­гах морей, круп­ных озер и во­до­хра­ни­лищ, ме­ня­ю­щий на­прав­ле­ние на про­ти­во­по­лож­ное два­жды в сутки. Днем бриз дует с более хо­лод­ной воды на на­гре­тую сушу, ком­пен­си­руя вос­хо­дя­щие по­то­ки над более теп­лой по­верх­но­стью. Ночью вос­хо­дя­щие по­то­ки фор­ми­ру­ют­ся над более теп­лой водой, и с суши на воду устрем­ля­ет­ся ком­пен­си­ру­ю­щий поток воз­ду­ха. Таким об­ра­зом, бриз воз­ни­ка­ет из-за раз­ни­цы тем­пе­ра­тур и дав­ле­ния.

Бриз

Рис. 1. Бриз (Ис­точ­ник)

Бризы ощу­ща­ют­ся на зна­чи­тель­ном рас­сто­я­нии от бе­ре­га, ино­гда до несколь­ких де­сят­ков ки­ло­мет­ров. Осо­бен­но они раз­ви­ты летом.

Схема движения бриза

Рис. 2. Схема дви­же­ния бриза (Ис­точ­ник)

Муссоны – устой­чи­вые се­зон­ные пе­ре­но­сы воз­ду­ха у зем­ной по­верх­но­сти и в ниж­ней части тро­по­сфе­ры. Ха­рак­те­ри­зу­ют­ся рез­ки­ми из­ме­не­ни­я­ми на­прав­ле­ния от зимы к лету и от лета к зиме, про­яв­ля­ю­щи­ми­ся над об­шир­ны­ми рай­о­на­ми Земли. В каж­дом из се­зо­нов одно на­прав­ле­ние ветра за­мет­но пре­об­ла­да­ет над дру­ги­ми, а при смене се­зо­на ме­ня­ет­ся на 120-180 гра­ду­сов. Мус­со­ны вы­зы­ва­ют рез­кую смену по­го­ды (с сухой, ма­ло­об­лач­ной на влаж­ную, дожд­ли­вую или на­о­бо­рот). На­при­мер, над Ин­ди­ей от­ме­ча­ет­ся лет­ний (влаж­ный) юго-за­пад­ный мус­сон. В се­вер­ном по­лу­ша­рии мус­со­ны дуют ле­том-осе­нью с оке­а­на на сушу, при­но­ся дожди, зимой – с суши на море, в южном по­лу­ша­рии всё на­о­бо­рот.

Схема движения муссона

Рис. 3. Схема дви­же­ния мус­со­на (Ис­точ­ник)

Мус­со­ны ха­рак­тер­ны для стран, име­ю­щих выход к Ти­хо­му оке­а­ну (Китай, Япо­ния, Фи­лип­пи­ны, Вьет­нам и др.), и стран юго-во­сточ­ной части Ин­дий­ско­го оке­а­на (Индия, Та­и­ланд, Бан­гла­деш). Мус­со­ны иг­ра­ют боль­шую роль при фор­ми­ро­ва­нии кли­ма­та, в жиз­не­де­я­тель­но­сти и хо­зяй­стве людей. Во мно­гих стра­нах вы­де­ля­ют два се­зо­на: сухой (когда мус­со­ны дуют с суши) и влаж­ный (когда мус­со­ны дуют с оке­а­на).

Муссонные дожди в Индии

Рис. 4. Мус­сон­ные дожди в Индии (Ис­точ­ник)

 Пассат, западный, бора, фен, сирокко

Пас­са­ты – по­сто­ян­ные ветры, ду­ю­щие от тро­пи­ков к эк­ва­то­ру.Над тро­пи­ка­ми вы­со­кое дав­ле­ние, по­это­му ветры дуют из этих об­ла­стей в сто­ро­ну низ­ко­го дав­ле­ния.

Схема движения пассатов

Рис. 5. Схема дви­же­ния пас­са­тов (Ис­точ­ник)

За­пад­ный ветер – по­сто­ян­ный ветер, ду­ю­щий в за­пад­ном на­прав­ле­нии в уме­рен­ных ши­ро­тах.

Рис. 6. Схема ос­нов­ных видов ветра (Ис­точ­ник)

Бора – это рез­кий, силь­ный ветер, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го также по­доб­но фену. Он дует с гор на по­бе­ре­жье.

Рис. 7. Схема дви­же­ния боры (Ис­точ­ник)

Фён – лег­кий ветер, ко­то­рый ха­рак­те­рен для го­ри­стой мест­но­сти. Дует этот ветер, как пра­ви­ло, с гор на рав­ни­ну.

Си­рок­ко – силь­ный южный ветер, ко­то­рый ха­рак­те­рен для Се­вер­ной Аф­ри­ки, а также близ­ле­жа­щих ре­ги­о­нов. Этот вид ветра за­рож­да­ет­ся в пу­стыне Са­ха­ра. Он несет очень жар­кий и сухой воз­дух.

 Значение и изучение ветра

Зна­че­ние ветра:

1. Пе­ре­ме­ши­ва­ет ат­мо­сфе­ры

2. Об­ра­зу­ет волны и те­че­ния

3. Улуч­ша­ет эко­ло­ги­че­скую си­ту­а­цию

4. Пе­ре­но­сит ве­ще­ства и ча­сти­цы

5. Ис­поль­зу­ет­ся че­ло­ве­ком в хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти

Ветер может стать и при­чи­ной бед­ствий. Силь­ные раз­ру­ше­ния на­но­сят ура­га­ны на суше, штор­мы в море. Раз­ру­ши­тель­ное дей­ствие ура­га­на свя­зы­ва­ют, пре­жде всего, с вет­ром, но сле­ду­ю­щие за ним фазы лив­ней и на­вод­не­ний зна­чи­тель­но более опас­ны. Эти яв­ле­ния могут при­во­дить к ка­та­стро­фи­че­ским по­след­стви­ям, ино­гда – в мас­шта­бах несколь­ких го­су­дарств.

Рис. 8. По­след­ствия ура­га­на «Сэнди» (Ис­точ­ник)

Че­ло­век с дав­них пор изу­ча­ет ветер. Силу ветра из­ме­ря­ют в бал­лах по 12-балль­ной шкале, а его ско­рость – в мет­рах в се­кун­ду (м/c). Ско­рость ветра из­ме­ря­ют с по­мо­щью ане­мо­мет­ра. От­сут­ствие ветра – штиль.

Рис. 9. Ане­мо­метр (Ис­точ­ник)

 Сила и скорость ветра

Силу ветра из­ме­ря­ют в бал­лах по 12-балль­ной шкале, а его ско­рость – в мет­рах в се­кун­ду (м/c). Для из­ме­ре­ния силы ветра ис­поль­зу­ют шкалу Бо­фор­та.

Шкала Бофорта и ее характеристика

Рис. 10. Шкала Бо­фор­та и ее ха­рак­те­ри­сти­ка (Ис­точ­ник)

Если о гос­под­ству­ю­щих тем­пе­ра­ту­рах можно су­дить по кри­вой гра­фи­ка хода тем­пе­ра­ту­ры в мест­но­сти, то о гос­под­ству­ю­щих вет­рах можно су­дить по гра­фи­ку, ко­то­рый на­зы­ва­ют Розой вет­ров.

 Способ построения розы ветров за месяц

Гра­фик, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий режим ветра в кон­крет­ной мест­но­сти, стро­я­щий­ся на ос­но­ве дли­тель­ных на­блю­де­ний, на­зы­ва­ют Розой вет­ров.  

Стро­ит­ся дан­ный гра­фик сле­ду­ю­щим об­ра­зом.Сна­ча­ла вы­чер­чи­ва­ют линии: вер­ти­каль­ную линию Север – Юг,  го­ри­зон­таль­ную линию Запад – Во­сток, а также линии Се­ве­ро-за­пад – Юго-во­сток и Се­ве­ро-во­сток – Юго-за­пад.

Услов­но при­ни­ма­ют, что од­но­му дню на гра­фи­ке со­от­вет­ству­ет один от­ре­зок с за­дан­ной ве­ли­чи­ной. Ве­ли­чи­на от­рез­ка может быть раз­лич­на, на­при­мер, 0,5 см. Далее на про­из­во­дит­ся под­счет – сколь­ко дней на про­тя­же­нии ме­ся­ца ветер дул с каж­до­го из на­прав­ле­ний. На ли­ни­ях, со­от­вет­ству­ю­щих на­прав­ле­ни­ям, от­ме­ча­ют, на­чи­ная от цен­тра гра­фи­ка, число дней, в те­че­ние ко­то­рых дул ветер. На­при­мер, если се­вер­ный ветер дул в те­че­ние че­ты­рех дней, то на линии  Се­ве­ра от­ме­ча­ют 2 см (0,5 см. умно­жен­ные на 4 дня). Се­ве­ро-во­сточ­ный ветер дул шесть дней – на линии Се­ве­ро-во­сточ­но­го ветра от­ме­ча­ют 3 см. Во­сточ­ный ветер дул  4 дня – от­ме­ча­ют 2 см. Юго-во­сточ­ный ветер дул три дня – на линии Юго-во­сток от­ме­ча­ют 1,5 см. И так далее.Точки, от­ме­чен­ные на ли­ни­ях, по­сле­до­ва­тель­но со­еди­ня­ют.Далее в цен­тре гра­фи­ка раз­ме­ща­ют круг, в ко­то­ром ука­зы­ва­ют ко­ли­че­ство дней, во время ко­то­рые ветра не было. На­при­мер, при по­стро­е­нии Розы вет­ров за месяц, в ко­то­ром 30 дней, и вы­чис­лив, что вет­рен­ных дней в ме­ся­це было 29, мы по­лу­ча­ем один без­вет­рен­ный день и ука­зы­ва­ем еди­ни­цу в цен­тре Розы вет­ров. Таким об­ра­зом, мы по­лу­ча­ем гра­фик ветра за месяц, на­зы­ва­е­мый Розой вет­ров.

 Рис. 11. Роза вет­ров

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/atmosfera/veter-2?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=Mkc1UeOT1lY

http://www.youtube.com/watch?v=1NEP4OSPrMg

http://www.youtube.com/watch?v=64QfWiDffww

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.