6 класс. География. Атмосфера.

6 класс. География. Атмосфера.

Комментарии преподавателя

Вода в атмосфере, ее значение

Вода в ат­мо­сфе­ре со­дер­жит­ся во всех трех со­сто­я­ни­ях.

Зна­че­ние во­дя­но­го пара и об­ла­ков:

1. От­ра­жа­ют и по­гло­ща­ют из­бы­ток сол­неч­ной ра­ди­а­ции

2. Ре­гу­ли­ру­ют тепло на по­верх­но­сти Земли

3. Вли­я­ют на по­го­ду и кли­мат

4. Участ­ву­ют в кру­го­во­ро­те воды

Процесс испарения и выпадения осадков

Рис. 1. Про­цесс ис­па­ре­ния и вы­па­де­ния осад­ков (Ис­точ­ник)

Аб­со­лют­ная влаж­ность воз­ду­ха – ко­ли­че­ство во­дя­но­го пара в грам­мах, ко­то­рое со­дер­жит­ся в 1 ку­би­че­ском метре воз­ду­ха.

Таблица соотношения количества водяного пара при определенной температуре

Рис. 2. Таб­ли­ца со­от­но­ше­ния ко­ли­че­ства во­дя­но­го пара при опре­де­лен­ной тем­пе­ра­ту­ре

На­сы­щен­ный воз­дух – воз­дух, в ко­то­ром ко­ли­че­ство ис­па­ря­ю­щих­ся мо­ле­кул во­дя­но­го пара равно ко­ли­че­ству воз­вра­тив­ших­ся мо­ле­кул.Из та­ко­го воз­ду­ха в даль­ней­шем могут вы­па­дать осад­ки.Точка роса – тем­пе­ра­ту­ра, до ко­то­рой дол­жен охла­дить­ся воз­дух, чтобы до­стичь со­сто­я­ния на­сы­ще­ния во­дя­ным паром при дан­ном вла­го­со­дер­жа­нии и неиз­мен­ном дав­ле­нии, при этом пар пе­ре­хо­дит в жид­кое со­сто­я­ние.

От­но­си­тель­ная влаж­ность – от­но­ше­ние ко­ли­че­ства во­дя­но­го пара к тому ко­ли­че­ству во­дя­но­го пара, ко­то­рое воз­дух может со­дер­жать при дан­ной тем­пе­ра­ту­ре.От­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха из­ме­ря­ет­ся в про­цен­тах. На­при­мер, если от­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха 50%, это зна­чит, что в воз­ду­хе со­дер­жит­ся по­ло­ви­на от того ко­ли­че­ства пара, ко­то­рое может со­дер­жать­ся. От­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха ве­ли­ка в рай­оне эк­ва­то­ра и вб­ли­зи круп­ных во­до­е­мов.

Любой воз­дух со­дер­жит хоть ка­кое-ни­будь ко­ли­че­ство во­дя­но­го пара. Влаж­ность воз­ду­ха из­ме­ря­ют с по­мо­щью гиг­ро­мет­ра.

Гигрометр

Рис. 3. Гиг­ро­метр (Ис­точ­ник)

Об­ла­ка – скоп­ле­ние в ат­мо­сфе­ре кон­ден­си­ро­ван­но­го во­дя­но­го пара.Об­ла­ка со­дер­жат­ся в ос­нов­ном в тро­по­сфе­ре.

По форме об­ла­ка объ­еди­ня­ют в три груп­пы:

1. Ку­че­вые

2. Пе­ри­стые

3. Сло­и­стые

Виды облаков

Рис. 4. Виды об­ла­ков (Ис­точ­ник)

Осад­ки вы­па­да­ют в ос­нов­ном из раз­но­вид­но­стей ку­че­вых об­ла­ков.

Об­лач­ность – ко­ли­че­ство об­ла­ков, на­блю­да­е­мых в опре­де­лен­ном месте.

Транс­пи­ра­ция – про­цесс ис­па­ре­ния воды рас­те­ни­я­ми.В про­цес­се транс­пи­ра­ции рас­те­ние обес­пе­чи­ва­ет себя вла­гой и ми­не­раль­ны­ми ве­ще­ства­ми, что необ­хо­ди­мо для его су­ще­ство­ва­ния, также про­ис­хо­дит тер­мо­ре­гу­ля­ция. Про­цесс уско­ря­ет­ся на свету, в тепле и су­хо­сти.

Транспирация

Рис. 5. Транс­пи­ра­ция (Ис­точ­ник)

Пе­ри­стые об­ла­ка – об­ла­ка верх­не­го яруса, об­ра­зу­ют­ся они лишь на вы­со­тах более 6 ки­ло­мет­ров. Это неж­ные об­ла­ка бе­ло­го цвета, вол­ни­стые или ни­те­вид­ные. Из пе­ри­стых об­ла­ков ни­ко­гда не вы­па­да­ют осад­ки. Но зато имен­но эти об­ла­ка могут под­ска­зать вам, что через 12-30 часов небо над вами будет за­тя­ну­то сплош­ны­ми ту­ча­ми (сло­и­сто-дож­де­вы­ми об­ла­ка­ми), ко­то­рые и при­не­сут с собой дожди.

Как толь­ко за­ме­ти­те пе­ри­стые об­ла­ка, сразу опре­де­ли­те, с какой сто­ро­ны они по­яви­лись и в какую сто­ро­ну про­дол­жа­ют дви­же­ние. Если пе­ри­стые об­ла­ка на­дви­га­ют­ся на вас с юго-за­па­да и про­дол­жа­ют дви­же­ние на се­ве­ро-во­сток, то они обя­за­тель­но при­не­сут с собой дождь. Если же пе­ри­стые об­ла­ка по­яв­ля­ют­ся с за­па­да и дви­жут­ся на во­сток, то дождя может и не быть, хотя по­го­да из­ме­нит­ся и небо за­тя­нет­ся сплош­ны­ми об­ла­ка­ми.

Об­лач­ность – ко­ли­че­ство об­ла­ков, на­блю­да­е­мых в опре­де­лен­ном месте.Об­лач­ность можно опре­де­лить на глаз и по 10-балль­ной шкале.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/atmosfera/vodyanoy-par-i-oblaka?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=CNSF8wXt12o

http://www.youtube.com/watch?v=uhaqYXY0Oug

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.