Россия в началеXX века (1900-1916 гг.), 9-11 классы
Россия в началеXX века (1900-1916 гг.), 9-11 классы
Комментарии преподавателя
Россия в конце XIX – начале XX в. оставалась сельскохозяйственной страной, но ее промышленность переживала бурный подъем.
Толчком к росту производства стало железнодорожное строительство. Оно возобновилось в 1893 году. Сеть железных дорог увеличивалась в 1895–1899 гг. в среднем более чем на 3 тыс. км в год, в следующие пять лет – более чем на 2 тыс. км в год. Огромное значение для развития промышленности и сельского хозяйства имело строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали (Транссиба). Строительство железных дорог способствовало увеличению производства металла, продукции тяжелого машиностроения, угля, леса и других материалов.
Особенно быстрыми темпами развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива – углем и нефтью, добыча которых увеличилась в 3 раза. В целом выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 2,3 раза. Темпы промышленного роста в России были самыми высокими в мире – до 8,1 % в год.
Несмотря на высокие темпы развития промышленного производства, Россия значительно отставала от мировых держав по качественным показателям экономики: производству промышленной продукции на душу населения, производительности труда, технической оснащенности предприятий. По уровню социально-экономического развития она являлась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной, имеющей значительный потенциал.
Россия в начале XX в. была страной с многоукладной экономикой. Наряду с новейшим капиталистическим производством значительное место в ее экономике занимало мелкотоварное (ремесленное, кустарное) и даже натуральное хозяйство.