Млекопитающие. 1 класс. Окружающий мир.
Млекопитающие. 1 класс. Окружающий мир.
Комментарии преподавателя
1. Характеристика млекопитающих
Млекопитающие – это звери, у которых детеныши питаются молоком матери. Благодаря особенностям своего строения, они смогли заселить все среды обитания: наземную, воздушную, океаны и толщу почв. Они распространились по всей планете и хорошо приспособились к разным условиям. Боле 4500 млекопитающих расселились по всему свету: начиная от жарких знойных пустынь, кончая холодными и ледяными областями. Многие из них ведут наземный образ жизни. Но есть и такие, которые выбрали другие среды. Среда обитания оказывает большое влияние на жизнь млекопитающих.
Есть животные, которые живут на земле, называются они типичными наземными. Типичные наземные заселили леса и открыты равнины. У них пропорциональное телосложение, мускулистая шея, высокие конечности. Передвигаются эти животные ходьбой, бегом, прыжками. Среди таких животных выделяется группа растительноядных. К растительноядным животным относятся олень, лошадь, антилопа. Это травоядные животные.
Рис. 1 (Источник), рис. 2 (Источник)
Рис. 3 (Источник)
Но есть и такие, которые добивают себе пищу среди крон деревьев, достают ветки и листья высоких деревьев. К таким животным относится жираф, благодаря своей длинной шее он может достать на высоком дереве листья и имеет очень хороший обзор.
Рис. 4 (Источник)
Большая голова и короткая шея слона компенсируются гибким длинным хоботом.
Рис. 5 (Источник)
Хищники имеют не такие высокие конечности, как растительноядные. Довольно длинные ноги у тех животных, которые достигают свою добычу бегом. Это волк и гепард.
Рис. 6 (Источник)
Относительно короткие ноги имеют животные, которые подстерегают свою добычу. Это лев, тигр, рысь.
Рис. 7. Рысь (Источник)
Следующая группа – прыгающие наземные животные. К прыгающим млекопитающим относятся заяц, кенгуру. Они имеют сильные и длинные задние конечности, укороченные более слабые передние. У кенгуру передние конечности потеряли свое значение опоры при прыжке. Зато длинный хвост стал опорой, а при прыжке рулем.
Рис. 8 (Источник), рис. 9 (Источник)
Тушканчики, ночные обитатели пустыни, скачут на задних лапках. Им так легче передвигаться по сыпучему песку. Большие глаза, усы, огромные уши, – всё помогает ориентироваться в темноте.
Рис. 10 (Источник)
Следующий вид – наземно-растительные животные. На жизнь этих животных огромное влияние оказывает растительность. Там они устраивают свои гнезда, питаются, но могут это делать и на земле. У зверьков вытянутое сильное гибкое тело, укороченные конечности с острыми когтями. К этой группе относятся соболь, белка, бурундук, куница. У многих животных хорошо развит хвост, который способствует планирующим прыжкам.
У белки-летяги по бокам есть кожистая складка для планирования с деревьев.
Рис. 11 (Источник)
Подземные млекопитающие приспособлены к подземному образу жизни. Практически все время они проводят под землей. Редко появляются на поверхности. Тело у них короткое, округлое, шея почти не видна, мех короткий густой, ноги маленькие, мускулистые с большими когтями. Зрение плохое, бывает, что глаза скрыты под кожей. Хорошо развито у землероек обоняние и осязание.
Рис. 12 (Источник)
Крот роет землю передними лапами, выталкивая ее на поверхность головой.
Рис. 13 (Источник)
Слепыш – выдающимися вперед резцами.
Рис. 14 (Источник)
Стоит также рассмотреть летающих млекопитающих. Летающие животные в полной мере освоили воздушное пространство. Передние конечности у них превратились в длинные гибкие крылья с перепонками. Эти перепонки охватывают сами конечности, туловище и даже хвост. Быстро летающий зверек рыжая вечерница имеет более узкие крылья.
Рис. 15 (Источник)
А ушаны – более тупые, широкие.
Рис. 16 (Источник)
Летучие мыши не только добывают насекомых в полете, но даже улетают в теплые края. У всех рукокрылых хорошо развит слух.
Еще есть в природе водные и полуводные млекопитающие. Эти животные утратили связь с землей. К ним относятся китообразные животные. Тело этих млекопитающих имеет обтекаемую форму, как у рыб, у них нет шерсти, но есть подкожный слой жира. Эти животные для передвижения используют плавники и хвост, широкий большой рот приспособлен так, чтобы процеживать планктон.
Рис. 17. Косатка (Источник)
Есть еще одна группа – это ластообразные млекопитающие. К ним относятся морские котики, тюлень, морж. Эти животные большую часть своего времени проводят в воде, там они ищут пропитание. Но иногда выходят и на сушу на лежбище. У этих животных тоже нет шерсти, они имеют слой жира под кожей. Детенышей своих выкармливают молоком. Самое интересное, что детеныши у них рождаются покрытые пушистым мехом.
Рис. 18. Тюлень (Источник)
Есть млекопитающие, которые ведут полуводный образ жизни. Жизнь их различается, и питаются они по-разному, но у всех у них есть общие признаки. Конечности этих животных снабжены перепонками, которые помогают хорошо плавать в воде. Хорошо развит хвост, который служит им вместо руля. Все они имеют шерстяной покров. Эти животные очень тщательно за ним ухаживают: вычесывают, смазывают его специальным жировым составом. К млекопитающим, ведущим такой образ жизни, относятся утконос, выхухоль, бобр, выдра, ондатра. В воде они прекрасно плавают и ныряют, свободно перемещаются также по суше.
Рис. 19. Ондатра (Источник)
Давайте повторим группы млекопитающих и их представителей.
· Лось и лиса – это типично наземные.
· Заяц и кенгуру – прыгающие наземные.
· Белка и бурундук – наземно-древесные.
· Крот и слепыш – подземные.
· Рыжая вечерница и ушан – летающие.
· Косатка и дельфин – водные.
· Выдра и бобр – полуводные.
Не забывайте, что к животным нужно относиться бережно и внимательно.
На следующем уроке вы узнаете об особенностях самого многочисленного класса наземных позвоночных – птицах. На примерах разных представителей этого класса будут рассмотрены приспособления птиц к жизни в разных климатических условиях.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/raznoobrazie-mlekopitayuschih?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=QYLnne8GLX8
http://www.youtube.com/watch?v=miW0PFDq_B8
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.