Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. 1 класс. Окружающий мир.

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. 1 класс. Окружающий мир.

Перечислите все, что относится к природе:

Комментарии преподавателя

1. Природа украшает наш мир

При­ро­да укра­ша­ет наш мир. С каким удо­воль­стви­ем мы слу­ша­ем пение птиц, жур­ча­ние ру­чей­ка, та­ин­ствен­ный шепот леса! С каким на­сла­жде­ни­ем мы лю­бу­ем­ся зер­каль­ной гла­дью рек, ве­ли­че­ствен­ной гро­ма­дой гор.

По­смот­ри, мой милый друг,
Что на­хо­дит­ся во­круг?
Небо свет­ло-го­лу­бое,
Солн­це све­тит зо­ло­тое.
Ветер ли­стья­ми иг­ра­ет,
Тучка в небе про­плы­ва­ет.
Поле, речка и трава,
Горы, воз­дух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Че­ло­век и время года –
Это все во­круг при­ро­да.

природа           

Рис. 1. (Ис­точ­ник)

 2. Что относится к природе, а что не относится

К при­ро­де от­но­сит­ся все, что нас окру­жа­ет: солн­це, воз­дух, вода, реки и озера, горы и леса, рас­те­ния, жи­вот­ные и сам че­ло­век.К при­ро­де не от­но­сит­ся толь­ко то, что сде­ла­но ру­ка­ми че­ло­ве­ка: дом, в ко­то­ром ты жи­вешь, стол, за ко­то­рым ты си­дишь, книга, ко­то­рую ты чи­та­ешь.

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те ри­сун­ки и опре­де­ли­те, что от­но­сит­ся к при­ро­де, а что сде­ла­но ру­ка­ми че­ло­ве­ка.

солнце 

Рис. 2. (Ис­точ­ник)

 муравей          

Рис. 3. (Ис­точ­ник)

 игрушки     

Рис. 4. (Ис­точ­ник)

чайник   

Рис. 5. (Ис­точ­ник)

 дерево        

Рис. 6. (Ис­точ­ник)

 самолет

Рис. 7. (Ис­точ­ник)

Солн­це, де­ре­во и му­ра­вей – это при­ро­да.

Чай­ник, са­мо­лет, иг­руш­ки сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­ка.

 3. Определение природы

При­ро­дой на­зы­ва­ет­ся все то, что нас окру­жа­ет и не сде­ла­но ру­ка­ми че­ло­ве­ка. При­ро­да де­лит­ся на живую и нежи­вую. К нежи­вой при­ро­де от­но­сят­ся солн­це, воз­дух, вода, горы, камни, песок, небо, звез­ды. К живой при­ро­де от­но­сят­ся рас­те­ния, жи­вот­ные и грибы.

Рас­смот­рим при­зна­ки живой и нежи­вой при­ро­ды.

На ри­сун­ке 8 и 9 изоб­ра­же­ны две звез­ды: мор­ская и кос­ми­че­ская.

морская звезда 

Рис. 8. (Ис­точ­ник)

космическая звезда        

Рис. 9. (Ис­точ­ник)

Какая из звезд дышит? Мор­ская звез­да дышит, а кос­ми­че­ская звез­да не дышит.

Какая из звезд рас­тет? Мор­ская звез­да рас­тет, а кос­ми­че­ская не рас­тет.

Какая из звезд пи­та­ет­ся? Пи­та­ет­ся мор­ская звез­да, кос­ми­че­ская не пи­та­ет­ся.

Какая из звезд дает потом­ство? Мор­ская звез­да дает потом­ство, кос­ми­че­ская не дает потом­ства.

Может ли мор­ская звез­да жить вечно? Нет, она уми­ра­ет.

Мор­ская звез­да от­но­сит­ся к живой при­ро­де, так как она дышит, рас­тет, пи­та­ет­ся, дает потом­ство и уми­ра­ет.

Кос­ми­че­ская звез­да от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де, по­то­му что она не дышит, не рас­тет, не пи­та­ет­ся и не дает потом­ство.

 4. Признаки предметов живой природы

При­ро­да имеет две формы, живую и нежи­вую. Пред­ме­ты живой при­ро­ды имеют от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки:

1. Про­дол­жи­тель­ность жизни – они рас­тут;

2. пи­та­ют­ся;

3. дышат;

4. дают потом­ство.

Пред­ме­ты нежи­вой при­ро­ды таких при­зна­ков не имеют.

Рас­смот­ри­те кар­тин­ки и опре­де­ли­те, ча­стью живой или нежи­вой при­ро­ды яв­ля­ют­ся дан­ные пред­ме­ты.

цыпленок   

Рис. 10. (Ис­точ­ник)

Цып­ле­нок дышит, пи­та­ет­ся, рас­тет, дает потом­ство, уми­ра­ет. Зна­чит, цып­ле­нок от­но­сит­ся к живой при­ро­де.

камень       

Рис. 11. (Ис­точ­ник)

Ка­мень не дышит, не пи­та­ет­ся, не рас­тет, не дает потом­ства, раз­ру­ша­ет­ся. Зна­чит,  ка­мень от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де.

подсолнух            

Рис. 12. (Ис­точ­ник)

Под­сол­нух рас­тет, пи­та­ет­ся, дышит, раз­мно­жа­ет­ся се­ме­на­ми, по­ги­ба­ет. Зна­чит, под­сол­нух от­но­сит­ся к живой при­ро­де.

Рас­пре­де­ли­те пред­ме­ты на две груп­пы: живая и нежи­вая при­ро­да.

облако

Рис. 13. (Ис­точ­ник)

 мальчик      

Рис. 14. (Ис­точ­ник)

 воробей     

Рис. 15. (Ис­точ­ник)

дерево  

Рис. 16. (Ис­точ­ник)

горы   

Рис. 17. (Ис­точ­ник)

 щенок 

Рис. 18. (Ис­точ­ник)

К живой при­ро­де от­но­сят­ся маль­чик, во­ро­бей, де­ре­во, со­ба­ка.

К нежи­вой при­ро­де от­но­сят­ся горы, об­ла­ка.

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те ри­су­нок и опре­де­ли­те, что лиш­нее.

роза           

Рис. 19. (Ис­точ­ник)

 краб

Рис. 20. (Ис­точ­ник)

 снеговик   

Рис. 21. (Ис­точ­ник)

Лиш­ний — сне­го­вик, он сде­лан ру­ка­ми че­ло­ве­ка и не от­но­сит­ся к при­ро­де. Краб и роза —  от­но­сят­ся к живой при­ро­де.

лягушка          

Рис. 22. (Ис­точ­ник)

 радуга   

Рис. 23. (Ис­точ­ник)

 грозовая тучка      

Рис. 24. (Ис­точ­ник)

Лиш­няя – ля­гуш­ка, она от­но­сит­ся к живой при­ро­де. Ра­ду­га и гро­зо­вая тучка от­но­сят­ся к нежи­вой при­ро­де.

Ча­стью какой при­ро­ды яв­ля­ет­ся че­ло­век? Че­ло­век рас­тет, пи­та­ет­ся, дышит, дает потом­ство, зна­чит, че­ло­век - часть живой при­ро­ды.

Рас­смот­ри­те ри­сун­ки, какие при­зна­ки живой при­ро­ды на них изоб­ра­же­ны?

рост              

Рис. 25. (Ис­точ­ник)

 питание            

Рис. 26. (Ис­точ­ник)

дыхание          

Рис. 27. (Ис­точ­ник)

 потомство   

Рис. 28. (Ис­точ­ник)

На ри­сун­ке 25 изоб­ра­жен рост, на ри­сун­ке 26 – пи­та­ние, на ри­сун­ке 27 – ды­ха­ние, на ри­сун­ке 28 – потом­ство.

 5. Связь живой и неживой природы

Пред­ста­вим на ми­нут­ку, что ис­чез­нет нежи­вая при­ро­да, а имен­но солн­це, воз­дух и вода. Смо­гут ли тогда рас­те­ния, жи­вот­ные и сам че­ло­век су­ще­ство­вать? Нет, живая и нежи­вая при­ро­да свя­за­ны между собой. Да­вай­те рас­смот­рим при­ме­ры таких свя­зей.

1. Без сол­неч­но­го света и тепла не могут су­ще­ство­вать боль­шин­ство жи­вот­ных, рас­те­ний и сам че­ло­век.

2. Без воды все живое по­ги­ба­ет.

3. Все живое дышит воз­ду­хом. Воз­дух дол­жен быть чи­стым.

Как вы ду­ма­е­те, могли бы люди жить без при­ро­ды? Ко­неч­но, нет, вся наша жизнь свя­за­на с при­ро­дой. Мы дышим воз­ду­хом, уто­ля­ем жажду водой, че­ло­век не может жить без пищи, а пищу нам дают жи­вот­ные и рас­те­ния.

 6. Охрана природы

При­ро­да - наш дом. Че­ло­век дол­жен бе­речь и охра­нять при­ро­ду. При­ро­да очень бо­га­та, но бо­гат­ство ее не без­гра­нич­но. И че­ло­век дол­жен поль­зо­вать­ся этими бо­гат­ства­ми как ра­зум­ный и доб­рый че­ло­век. Об этом го­во­рит своим чи­та­те­лям ве­ли­кий рус­ский пи­са­тель Ми­ха­ил При­швин в рас­ска­зе «Кла­до­вая солн­ца».      

Для рыбы нужна чи­стая вода. Будем охра­нять наши во­до­е­мы.

рыба    

Рис. 29. (Ис­точ­ник)

В лесах, сте­пях, горах живут раз­ные цен­ные жи­вот­ные. Будем охра­нять наши леса, степи, горы.

животное            

Рис. 30. (Ис­точ­ник)

Рыбы – вода, птицы – воз­дух, звери – лес, степь, горы, а че­ло­ве­ку нужна Ро­ди­на. Лю­бить и охра­нять при­ро­ду – зна­чит лю­бить и охра­нять Ро­ди­ну!

На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­на тема «Раз­но­об­ра­зие рас­те­ний». В ходе за­ня­тия вы по­зна­ко­ми­тесь с важ­ной ча­стью при­ро­ды – рас­те­ни­я­ми.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/nablyudenie-kak-sposob-polucheniya-otvetov-na-voprosy-ob-okruzhayuschem-nas-mire/zhivaya-i-nezhivaya-priroda?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=xWAlBeRXW8s

http://www.youtube.com/watch?v=xWAlBeRXW8s

http://www.youtube.com/watch?v=ygFY8RNgTd8

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.