7 класс. Русский язык. Действительные и страдательные причастия

7 класс. Русский язык. Действительные и страдательные причастия

Комментарии преподавателя

1. Залог причастия

При­ча­стия бы­ва­ют стра­да­тель­ные и дей­стви­тель­ные.

Чтобы лучше по­нять, в чём раз­ни­ца между та­ки­ми при­ча­сти­я­ми, об­ра­тим­ся к пред­ло­же­нию: " про­чи­та­ли ".

Возь­мём су­ще­стви­тель­ные из этого пред­ло­же­ния в ка­че­стве опре­де­ля­е­мых слов и

пре­об­ра­зу­ем гла­гол «про­чи­та­ли» в при­ча­стие.

 (какие?)  книгу.

 (какая?)  детьми.

При­ча­стие  обо­зна­ча­ет при­знак того пред­ме­та, ко­то­рый сам про­из­вёлдей­ствие. Имен­но по­это­му такие при­ча­стия на­зы­ва­ют­ся дей­стви­тель­ны­ми.

А вот при­ча­стие  обо­зна­ча­ет при­знак того пред­ме­та, над ко­то­рым про­из­вёл дей­ствие кто-то дру­гой. Такие при­ча­стия на­зы­ва­ют стра­да­тель­ны­ми.

 от стра­да­тель­но­го при­ча­стия все­гда можно за­дать во­прос  или . На­при­мер: "книга, про­чи­тан­ная   детьми", "небо, осве­щён­ное   луной".

А  от дей­стви­тель­ных при­ча­стий та­ко­го во­про­са за­дать нель­зя. 

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия бы­ва­ют про­шед­ше­го и на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

2. Образование действительных причастий настоящего времени

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся:

от гла­го­лов І спря­же­ния с по­мо­щью суф­фик­сов –ущ / -ющ-;

от гла­го­лов ІІ спря­же­ния с по­мо­щью суф­фик­сов   -ащ/-ящ-.

На­при­мер: чи­тать (І спр.) – читающий, пи­сать (І спр.) – пишущий,

слы­шать (ІІ спр.) – слышащий, ды­шать (ІІ спр.) – дышащий.

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни могут об­ра­зо­вы­вать­ся толь­ко от гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

3. Образование действительных причастий прошедшего времени

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут об­ра­зо­вы­вать­ся от пе­ре­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов  как со­вер­шен­но­го, так и несо­вер­шен­но­го вида.

Дей­стви­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся с по­мо­щью суф­фик­сов

 -вш-  и -ш-.

На­при­мер: про­дать – продавший, при­быть – прибывший, при­ве­сти – при­ведший.

Если ос­но­ва гла­го­ла, от ко­то­ро­го об­ра­зо­ва­но дей­стви­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни, окан­чи­ва­ет­ся на со­глас­ный, тогда мы ис­поль­зу­ем суф­фикс -ш-.

На­при­мер:   – .

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на глас­ный, тогда мы ис­поль­зу­ем суф­фикс -вш-. На­при­мер:   – ,  – .

При на­пи­са­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни важно пом­нить, что перед суф­фик­сом таких при­ча­стий со­хра­ня­ет­ся так же глас­ная, что и в неопре­де­лён­ной форме гла­го­ла перед -ть.

На­при­мер: увидеть – , заклеить – , посеять – .

4. Образование страдательных причастий настоящего времени

Стра­да­тель­ные при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы на­сто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида:

от гла­го­лов І спря­же­ния с по­мо­щью суф­фик­сов -ем- / -ом-

ведут – ведомый, управ­ля­ют – управ­ляемый;

от гла­го­лов ІІ спря­же­ния с по­мо­щью суф­фик­са -им-

видят – видимый.

5. Образование страдательных причастий прошедшего времени

При об­ра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни вид гла­го­ла не имеет зна­че­ния. Такие при­ча­стия можно об­ра­зо­вы­вать от пе­ре­ход­ных гла­го­лов как со­вер­шен­но­го, так и несо­вер­шен­но­го вида.

Об­ра­зу­ют­ся стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни с по­мо­щью суф­фик­сов -нн-,

-енн-, -ённ-,  -т-.

На­при­мер: по­нять – понятый, ско­сить – скошенный,

ре­шить – решённый, про­дать – проданный.

Суф­фикс ‑нн‑ может при­со­еди­нять­ся толь­ко к ос­но­ве гла­го­лов на –ать / -ять.

На­при­мер: засеять, обещать.

При ис­поль­зо­ва­нии суф­фик­са ‑енн- и -ённ- от­се­ка­ет­ся ко­неч­ная  глас­ная  гла­голь­ной ос­но­вы.

На­при­мер:  – скошенный,  – лишённый.

6. Вывод

Итак, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия имеют свои осо­бен­но­сти. И важно пом­нить, что при об­ра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни выбор глас­ных в суф­фик­се за­ви­сит от спря­же­ния гла­го­лов.

Образование причастий

Рис. 1.  Об­ра­зо­ва­ние при­ча­стий (Ис­точ­ник)

Спряжение глаголов

Рис. 2. Спря­же­ние гла­го­лов

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/deystvitelnye-i-stradatelnye-prichastiya?seconds=0&chapter_id=146

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=pP0nWYf9ULw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=oQyd4kUO8dI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=PQYyMkz0XSo

источник презенатции - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/dejjstvitelnye-i-stradatelnye-prichastija1.html

источник теста - http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-17503

Файлы