Эпоха Возрождения. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы. Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800. 7 класс.
Эпоха Возрождения. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы. Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800. 7 класс.
Комментарии преподавателя
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Фундаментом эпохи Возрождения стал гуманизм – идейное течение, выдвигавшее на первый план человека (антропоцентризм). В уроке в основном уделено внимание итальянской живописи эпохи Возрождения, а именно работам Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Также речь идет о т.н. Северном Возрождении. Наука эпохи Возрождения неразрывно связана с именем создателя гелиоцентрической системы мира Николая Коперника и его последователей (Джордано Бруно и Галилео Галилея), физика и астронома Иоганна Кеплера, открывшего законы движения планет по орбитам, основоположника научной анатомии Андреаса Везалия, основоположника физиологии и эмбриологии Уильяма Гарвея, а также знаменитого врача Парацельса.
Живопись и наука эпохи Возрождения
Основные идеи эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности) нашли свое выражении в искусстве Возрождения (Ренессанса).
Великие географические открытия расширили представления европейцев о мире. Появилось доказательство шарообразности Земли, знания других культур. Это время характеризуется ростом городов, развитием мануфактур. Все это способствовало развитию науки.
События
Конец XIII–XIV вв. – Проторенессанс
XV в. – Ранний Ренессанс
Конец XV – начало XVI в. – Высокий Ренессанс
Середина – вторая половина XVI в. – Поздний Ренессанс
Черты
изобразительного искусства эпохи Возрождения:
• построение объемной композиции (трехмерность)
• применение линейной перспективы
• натурализм, подражание природе. Интерес к анатомии человека
• изменение статуса художника. Художник перестает быть анонимным ремесленником
• живописная картина вытесняет икону. Происходит обращение к внешним предметам, видимым физическим зрением (в отличие от иконы, для который первостепенный является невидимый, «прикровенный» смысл)
• появляются светские жанры, в частности, портрет
• появляется круглая (отделившаяся от стены и предназначенная для обозрения со всех сторон) и обнаженная скульптура
науки Возрождения:
• развитие наук о человеке
• развитие математики и естественных наук
• переход от чистого умозрения к опыту
• связь с практикой (развитие навигации, картографии, различных технологий)
Участники
Джотто ди Бондоне – итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса.
Леонардо да Винчи – итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант эпохи Высокого Возрождения. Образец гуманистического идеала всесторонне развитой личности.
Сандро Боттичелли – итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения.
Микеланджело Буонарроти – художник, поэт, скульптор, архитектор Высокого Возрождения.
Рафаэль Санти – итальянский живописец, график, архитектор Высокого Возрождения.
Лукас Кранах Старший – немецкий живописец и график, яркий представитель Северного Возрождения.
Питер Брейгель Старший («Мужицкий») – нидерландский художник и график (Северное Возрождение).
Альбрехт Дюрер – немецкий живописец, гравер, ученый (Северное Возрождение).
Николай Коперник – польский астроном, автор книги «О вращении небесных тел». В ней он впервые высказал идею о том, что Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси (в противовес столетиями существовавшему представлению о неподвижности Земли). Создатель гелиоцентрической системы мира, согласно которой Земля вертится вокруг солнца (эти система сменила геоцентрическую систему мира, согласно которой центром Вселенной является Земля, вокруг которой вертится солнце, Луна и планеты).
Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ, развивал учение Коперника. Высказал идею о том, что Вселенная бесконечна и не имеет центра. За свои идеи был сожжен на костре.
Андреас Везалий – итальянский естествоиспытатель, основоположник научной анатомии.
Уильям Гарвей – английский естествоиспытатель и врач. Разрабатывал теорию кровообращения. Основоположник эмбриологии и физиологии.
Произведения
Джотто ди Бондоне:
Росписи капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306):
• «Поцелуй Иуды»
• «Бегство в Египет»
• «Страшный суд»
• «Введение Марии во храм»
• «Свадебное шествие Марии»
• «Въезд в Иерусалим»
• «Путь на Голгофу»
Леонардо да Винчи:
Рисунки:
• «Автопортрет» (1512)
• «Эмбрион человека»
• «Витрувианский человек» (1487)
Картины:
• «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта») (1490)
• «Мадонна в гроте» (1483-86)
• «Мона Лиза» («Джоконда») (1503-1504)
• «Дама с горностаем» (1483-90)
Фрески:
• «Тайная вечеря» (1498)
Сандро Боттичелли:
• Весна
• Рождение Венеры (1482-1485)
Микеланджело Буанарроти:
Скульптуры:
• «Давид» (1501-04)
• «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498-1500)
Фрески:
• «Сотворение Адама» (фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы)
• «Страшный суд» (1535-1541)
Рафаэль Санти:
• «Автопортрет» (1506)
• «Мадонна Конестабиле» (1504)
• «Сикстинская Мадонна» (1512-13)
Питер Брейгель:
• «Крестьянский танец» (1567)
• «Охотники на снегу» (1565)
Альбрехт Дюрер:
• Автопортрет (1498)
• Автопортрет (1500)
• Серия гравюр к книге «Апокалипсис»
Лукас Кранах Старший:
• «Мартин Лютер»
Заключение
Культура Ренессанса, первоначально сформировавшаяся в Италии, в XVI в. распространилась по всей Европе. Переход к Ренессансу означал новую эстетику, новый взгляд на искусство, науку и самого человека. Идеи Ренессанса оказали влияние на всю европейскую культуру Нового времени.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
- http://www.youtube.com/watch?v=9Rftd-4Qp4c
- http://www.youtube.com/watch?v=8XraC0gtMFA
- http://www.youtube.com/watch?v=tUUjDsDHER8