Эпоха Возрождения. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы. Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800. 7 класс.

Эпоха Возрождения. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы. Всеобщая история. История Нового времени,1500-1800. 7 класс.

Комментарии преподавателя

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Фундаментом эпохи Возрождения стал гуманизм – идейное течение, выдвигавшее на первый план человека (антропоцентризм). В уроке в основном уделено внимание итальянской живописи эпохи Возрождения, а именно работам Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Также речь идет о т.н. Северном Возрождении. Наука эпохи Возрождения неразрывно связана с именем создателя гелиоцентрической системы мира Николая Коперника и его последователей (Джордано Бруно и Галилео Галилея), физика и астронома Иоганна Кеплера, открывшего законы движения планет по орбитам, основоположника научной анатомии Андреаса Везалия, основоположника физиологии и эмбриологии Уильяма Гарвея, а также знаменитого врача Парацельса.

Жи­во­пись и наука эпохи Воз­рож­де­ния

Ос­нов­ные идеи эпохи Воз­рож­де­ния (гу­ма­низм, ан­тро­по­цен­тризм, об­ра­ще­ние к ан­тич­но­сти) нашли свое вы­ра­же­нии в ис­кус­стве Воз­рож­де­ния (Ре­нес­сан­са).

Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия рас­ши­ри­ли пред­став­ле­ния ев­ро­пей­цев о мире. По­яви­лось до­ка­за­тель­ство ша­ро­об­раз­но­сти Земли, зна­ния дру­гих куль­тур. Это время ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ро­стом го­ро­дов, раз­ви­ти­ем ма­ну­фак­тур. Все это спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию науки.

Со­бы­тия

Конец XIII–XIV вв. – Про­то­ре­нес­санс

XV в. – Ран­ний Ре­нес­санс

Конец XV – на­ча­ло XVI в. – Вы­со­кий Ре­нес­санс

Се­ре­ди­на – вто­рая по­ло­ви­на XVI в. – Позд­ний Ре­нес­санс

Черты

изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства эпохи Воз­рож­де­ния:

• по­стро­е­ние объ­ем­ной ком­по­зи­ции (трех­мер­ность)
• при­ме­не­ние ли­ней­ной пер­спек­ти­вы
• на­ту­ра­лизм, под­ра­жа­ние при­ро­де. Ин­те­рес к ана­то­мии че­ло­ве­ка
• из­ме­не­ние ста­ту­са ху­дож­ни­ка. Ху­дож­ник пе­ре­ста­ет быть ано­ним­ным ре­мес­лен­ни­ком
• жи­во­пис­ная кар­ти­на вы­тес­ня­ет икону. Про­ис­хо­дит об­ра­ще­ние к внеш­ним пред­ме­там, ви­ди­мым фи­зи­че­ским зре­ни­ем (в от­ли­чие от иконы, для ко­то­рый пер­во­сте­пен­ный яв­ля­ет­ся неви­ди­мый, «при­кро­вен­ный» смысл)
• по­яв­ля­ют­ся свет­ские жанры, в част­но­сти, порт­рет
• по­яв­ля­ет­ся круг­лая (от­де­лив­ша­я­ся от стены и пред­на­зна­чен­ная для обо­зре­ния со всех сто­рон) и об­на­жен­ная скульп­ту­ра

науки Воз­рож­де­ния:

• раз­ви­тие наук о че­ло­ве­ке
• раз­ви­тие ма­те­ма­ти­ки и есте­ствен­ных наук
• пе­ре­ход от чи­сто­го умо­зре­ния к опыту
• связь с прак­ти­кой (раз­ви­тие на­ви­га­ции, кар­то­гра­фии, раз­лич­ных тех­но­ло­гий)

Участ­ни­ки

Дж­от­то ди Бон­доне – ита­льян­ский ху­дож­ник и ар­хи­тек­тор эпохи Про­то­ре­нес­сан­са.

Лео­нар­до да Винчи – ита­льян­ский ху­дож­ник и учё­ный, изоб­ре­та­тель, пи­са­тель, му­зы­кант эпохи Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния. Об­ра­зец гу­ма­ни­сти­че­ско­го иде­а­ла все­сто­ронне раз­ви­той лич­но­сти.

Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли – ита­льян­ский жи­во­пи­сец, пред­ста­ви­тель Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Ми­ке­лан­дже­ло Бу­о­нар­ро­ти – ху­дож­ник, поэт, скуль­птор, ар­хи­тек­тор Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Ра­фа­эль Санти – ита­льян­ский жи­во­пи­сец, гра­фик, ар­хи­тек­тор Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Лукас Кра­нах Стар­ший – немец­кий жи­во­пи­сец и гра­фик, яркий пред­ста­ви­тель Се­вер­но­го Воз­рож­де­ния.

Питер Брей­гель Стар­ший («Му­жиц­кий») – ни­дер­ланд­ский ху­дож­ник и гра­фик (Се­вер­ное Воз­рож­де­ние).

Аль­брехт Дюрер – немец­кий жи­во­пи­сец, гра­вер, уче­ный (Се­вер­ное Воз­рож­де­ние).

Ни­ко­лай Ко­пер­ник – поль­ский аст­ро­ном, автор книги «О вра­ще­нии небес­ных тел». В ней он впер­вые вы­ска­зал идею о том, что Земля вра­ща­ет­ся во­круг солн­ца и во­круг своей оси (в про­ти­во­вес сто­ле­ти­я­ми су­ще­ство­вав­ше­му пред­став­ле­нию о непо­движ­но­сти Земли). Со­зда­тель ге­лио­цен­три­че­ской си­сте­мы мира, со­глас­но ко­то­рой Земля вер­тит­ся во­круг солн­ца (эти си­сте­ма сме­ни­ла гео­цен­три­че­скую си­сте­му мира, со­глас­но ко­то­рой цен­тром Все­лен­ной яв­ля­ет­ся Земля, во­круг ко­то­рой вер­тит­ся солн­це, Луна и пла­не­ты).

Джор­да­но Бруно (1548–1600) – ита­льян­ский фи­ло­соф, раз­ви­вал уче­ние Ко­пер­ни­ка. Вы­ска­зал идею о том, что Все­лен­ная бес­ко­неч­на и не имеет цен­тра. За свои идеи был со­жжен на ко­ст­ре.

Ан­дре­ас Ве­за­лий – ита­льян­ский есте­ство­ис­пы­та­тель, ос­но­во­по­лож­ник на­уч­ной ана­то­мии.

Уи­льям Гар­вей – ан­глий­ский есте­ство­ис­пы­та­тель и врач. Раз­ра­ба­ты­вал тео­рию кро­во­об­ра­ще­ния. Ос­но­во­по­лож­ник эм­брио­ло­гии и фи­зио­ло­гии.

Про­из­ве­де­ния

Дж­от­то ди Бон­доне:

Рос­пи­си ка­пел­лы дель Арена в Падуе (1304-1306):
• «По­це­луй Иуды» 
• «Бег­ство в Еги­пет»
• «Страш­ный суд» 
• «Вве­де­ние Марии во храм» 
• «Сва­деб­ное ше­ствие Марии» 
• «Въезд в Иеру­са­лим» 
• «Путь на Гол­го­фу»

Лео­нар­до да Винчи:

Ри­сун­ки:
• «Ав­то­порт­рет» (1512)
• «Эм­бри­он че­ло­ве­ка» 
• «Вит­ру­ви­ан­ский че­ло­век» (1487)

Кар­ти­ны:
• «Ма­дон­на с Мла­ден­цем» («Ма­дон­на Литта») (1490)
• «Ма­дон­на в гроте» (1483-86)
• «Мона Лиза» («Джо­кон­да») (1503-1504)
• «Дама с гор­но­ста­ем» (1483-90) 

Фрес­ки:
• «Тай­ная ве­че­ря» (1498) 

Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли:

• Весна 
• Рож­де­ние Ве­не­ры (1482-1485) 

Ми­ке­лан­дже­ло Бу­а­нар­ро­ти:

Скульп­ту­ры:
• «Давид» (1501-04)
• «Пьета» («Опла­ки­ва­ние Хри­ста») (1498-1500) 

Фрес­ки:
• «Со­тво­ре­ние Адама» (фраг­мент рос­пи­си пла­фо­на Сикс­тин­ской ка­пел­лы)
• «Страш­ный суд» (1535-1541) 

Ра­фа­эль Санти:

• «Ав­то­порт­рет» (1506)
• «Ма­дон­на Ко­не­ста­би­ле» (1504)
• «Сикс­тин­ская Ма­дон­на» (1512-13)

Питер Брей­гель:

• «Кре­стьян­ский танец» (1567)
• «Охот­ни­ки на снегу» (1565) 

Аль­брехт Дюрер:

• Ав­то­порт­рет (1498)
• Ав­то­порт­рет (1500)
• Серия гра­вюр к книге «Апо­ка­лип­сис»

Лукас Кра­нах Стар­ший:

• «Мар­тин Лютер» 

За­клю­че­ние

Куль­ту­ра Ре­нес­сан­са, пер­во­на­чаль­но сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся в Ита­лии, в XVI в. рас­про­стра­ни­лась по всей Ев­ро­пе. Пе­ре­ход к Ре­нес­сан­су озна­чал новую эс­те­ти­ку, новый взгляд на ис­кус­ство, науку и са­мо­го че­ло­ве­ка. Идеи Ре­нес­сан­са ока­за­ли вли­я­ние на всю ев­ро­пей­скую куль­ту­ру Но­во­го вре­ме­ни.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=9Rftd-4Qp4c
  • http://www.youtube.com/watch?v=8XraC0gtMFA
  • http://www.youtube.com/watch?v=tUUjDsDHER8

Файлы