Реформация – борьба за переустройство церкви. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.
Реформация – борьба за переустройство церкви. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.
Комментарии преподавателя
Реформация
Реформацией называют движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в. Современников поражало лицемерие высших сановников церкви, которые проповедовали неприхотливость и воздержание от светских наслаждений, а сами жили в роскоши, жадно накапливая огромные богатства, значительную долю которых составляли доходы от продажи индульгенций — специальных папских грамот, свидетельств об отпущении как совершенных, так и еще не совершенных грехов. Светская власть возмущалась постоянными политическими интригами пап и кардиналов, их вмешательством во внутренние дела европейских государств.
В конце XV в. — начале XVI в. Германия была составной частью Священной Римской империигерманской нации. Князья играли большую роль в жизни Германии. Семь князей-курфюрстов, избиравшие императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела. Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви.
Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты. Лютер окончил Эрфуртский университет и стал ученым-богословом.
Рис. 1. Мартин Лютер
В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами» против торговли индульгенциями. Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И в 1521 г. Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император (Карл V) потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер, обращаясь к собранию, сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его выступления по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина Лютера ждет такая же судьба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Учение Лютера стало распространяться в Германии. Лютер осуждал продажу индульгенций; считал, что священники нужны лишь для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание, а не для того, чтобы быть посредниками между Богом и людьми; он отстаивал идею оправдания верой — человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога; считал, что церковь должна отказаться от богатств; что Священное Писание должно быть доступно каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь; из всех церковных таинств он предлагал оставить только те, которые упоминаются в Библии, — крещение и причащение. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Борьба за Реформацию ширилась.
Летом 1524 г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.
Рис. 2. Томас Мюнцер
В 1525 г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. В чем ее главные причины? Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов. Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен — все шло в город в обмен на звонкую монету. Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен — деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам. Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 тысяч человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Была составлена программа «Двенадцать статей», в которой восставшие требовали отмены личной зависимости крестьян, ограничение церковной десятины, барщины и штрафов. Борьба крестьян закончилась поражением. За подавлением восстания последовали жестокие расправы над участниками; был казнен и Томас Мюнцер.
Лютер резко осудил повстанцев и Мюнцера, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом. В его учении их чрезвычайно привлекали идеи секуляризации и главенства государства над церковью. Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера заявили протест. С этого времени их стали называть протестантами.
В 1555 г. был достигнут Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям: «Чья страна, того и вера…». В Германии образовались две группировки княжеств: на юге и западе страны преобладали католики, на севере и востоке протестанты. В протестантских княжествах главой церкви признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.
Рис. 3. «Чья страна, того и вера»
Реформация по лютеранскому образцу была распространена в Англии, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции, Финляндии.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
- http://www.youtube.com/watch?v=HAeGNkYwPLY
- http://www.youtube.com/watch?v=6lFOgChzXQs