Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.

Реформация и Контрреформация в Европе в 16 в. Дополнительный материал к уроку.

Комментарии преподавателя

Распространение Реформации в Европе. 

Ре­фор­ма­ция, на­чав­шись в Гер­ма­нии, вско­ре охва­ти­ла Ни­дер­лан­ды, Ан­глию, Скан­ди­на­вию, Фран­цию, Швей­ца­рию. Не везде она про­во­ди­лась по лю­те­ран­ско­му об­раз­цу. По­яви­лись дру­гие про­те­стант­ские те­че­ния. Так, в Швей­ца­рии воз­ник каль­ви­низм (на­прав­ле­ние про­те­стан­тиз­ма, со­здан­ное фран­цуз­ским тео­ло­гом и про­по­вед­ни­ком Жаном Каль­ви­ном). Ор­га­ни­за­ция каль­ви­нист­кой церк­ви от­ли­ча­лась как от ка­то­ли­че­ской, так и от лю­те­ран­ской. Со вре­ме­нем сто­рон­ни­ки Каль­ви­на по­яви­лись во мно­гих стра­нах: в Ан­глии (там они на­зы­ва­лись пу­ри­та­на­ми), в Ни­дер­лан­дах, во Фран­ции. Позд­нее эми­гран­ты пе­ре­нес­ли ре­ли­ги­оз­ное уче­ние Каль­ви­на в Новый Свет. Про­те­стан­тизм нанес силь­ный удар по по­зи­ци­ям ка­то­ли­че­ской церк­ви. По­ли­ти­ка Рима, при­зван­ная оста­но­вить рас­про­стра­не­ние про­те­стант­ских уче­ний, по­лу­чи­ла на­зва­ние «контр­ре­фор­ма­ция». Ее под­дер­жа­ли Ис­па­ния, Фран­ция, а также часть гер­ман­ских и ита­льян­ских зе­мель. Контр­ре­фор­ма­ция со­сто­я­ла из раз­лич­ных по сво­е­му ха­рак­те­ру мер: от по­пы­ток сдер­жан­ной ре­фор­ма­ции ка­то­ли­че­ства до си­ло­вых ме­то­дов борь­бы с про­те­стан­тиз­мом. В 1534 году был ос­но­ван орден иезу­и­тов, глав­ной целью ко­то­ро­го было укреп­ле­ние по­зи­ций ка­то­ли­че­ской церк­ви по всему миру. В от­ли­чие от сред­не­ве­ко­вых мо­на­хов, иезу­и­ты жили в миру. Они участ­во­ва­ли в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни, ока­зы­вая вли­я­ние в ин­те­ре­сах ка­то­ли­че­ской церк­ви: вхо­ди­ли в до­ве­рие к го­су­да­рям, вы­со­ко­по­став­лен­ным чи­нов­ни­кам и вель­мо­жам, убеж­дая их про­во­дить по­ли­ти­ку в ин­те­ре­сах Папы Рим­ско­го. Иезу­и­ты от­кры­ва­ли школы, ко­то­рые от­ли­ча­лись в XVI–XVII вв. вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния.

 Рис. 1. Жан Каль­вин

Жан Каль­вин ро­дил­ся и про­вел юность во Фран­ции, по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, затем увлек­ся уче­ни­ем ре­фор­ма­то­ров. Го­не­ния на про­те­стан­тов во Фран­ции вы­ну­ди­ли Каль­ви­на пе­ре­се­лить­ся в Же­не­ву. Здесь вы­хо­дит его зна­ме­ни­тый труд «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской вере». В ос­но­ве уче­ния Каль­ви­на лежит тео­рия бо­же­ствен­но­го пред­опре­де­ле­ния. Каль­вин счи­тал, что до­стичь веч­но­го спа­се­ния удо­сто­е­ны лишь немно­гие. Че­ло­век может лишь на­де­ять­ся, что верно ис­пол­ня­ет свое при­зва­ние и пред­опре­де­лен к спа­се­нию. Бог дает че­ло­ве­ку знак — успех в делах. Каль­вин под­чер­ки­вал вы­со­кое до­сто­ин­ство труда, оправ­ды­вал на­ко­пи­тель­ство, счи­тал лень ве­ли­чай­шим по­ро­ком, осуж­дал цер­ков­ные празд­ни­ки, пред­пи­сы­ва­ю­щие ве­ру­ю­щим не ра­бо­тать в эти дни. Под воз­дей­ствие уче­ния Каль­ви­на воз­ник новый тип де­ло­во­го че­ло­ве­ка — тру­до­лю­би­во­го, бе­реж­ли­во­го.

По ука­за­нию Каль­ви­на в Же­не­ве был со­став­лен про­ект но­во­го цер­ков­но­го устрой­ства. Те­перь об­щи­на ве­ру­ю­щих сама вы­би­ра­ла ста­рей­шин-пре­сви­те­ров и про­по­вед­ни­ков-пас­то­ров. Они ру­ко­во­ди­ли об­щи­ной и сле­ди­ли за нрав­ствен­но­стью ее чле­нов. Ре­фор­мы пре­вра­ти­ли Же­не­ву в уны­лый и скуч­ный город. Из цер­ков­но­го оби­хо­да уда­ли­ли по­след­ние укра­ше­ния, сим­во­лы, це­ре­мо­нии. Яркие одеж­ды, театр, танцы, му­зы­ка были за­пре­ще­ны как бо­го­про­тив­ные. По­ощ­ря­лись раз­мыш­ле­ния над Биб­ли­ей, рас­пе­ва­ния псал­мов и упор­ный труд. Свет­ская власть в Же­не­ве стала про­стым ис­пол­ни­те­лем пред­пи­са­ний церк­ви.

По от­но­ше­нию к своим про­тив­ни­кам, будь то ка­то­ли­ки или про­те­стан­ты, Каль­вин был непри­ми­рим. Пре­жде не свой­ствен­ные про­те­стан­там фа­на­тизм и нетер­пи­мость при­нес­ли ему про­зви­ще «же­нев­ский папа». По при­ка­за­нию Каль­ви­на ис­пан­ский врач и бо­го­слов Ми­гель Сер­вет был схва­чен и при­го­во­рен к смер­ти. В 1553 г. Сер­вет погиб на ко­ст­ре и вошел в ис­то­рию как пер­вая жерт­ва про­те­стант­ско­го фа­на­тиз­ма.

Важ­ную роль в ис­то­рии сыг­ра­ли по­ли­ти­че­ские идеи Каль­ви­на. От­ме­чая бо­же­ствен­ное про­ис­хож­де­ние вла­сти, Каль­вин под­чер­ки­вал, что у пра­ви­те­лей есть обя­зан­но­сти перед об­ще­ством. Если пра­ви­тель не дает ве­ру­ю­щим вы­пол­нять их хри­сти­ан­ский долг, то он ста­но­вит­ся ти­ра­ном, и об­щи­на имеет право ему со­про­тив­лять­ся. По­сле­до­ва­те­ли Каль­ви­на раз­ви­ли эту идею, тем самым оправ­ды­вая даже убий­ство ти­ра­на.

Уче­ние Каль­ви­на рас­про­стра­ни­лось в Ан­глии и Шот­лан­дии, в Ни­дер­лан­дах и во Фран­ции, в Се­вер­ной Аме­ри­ке. Каль­вин раз­вил идеи Лю­те­ра и объ­еди­нил сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции для даль­ней­шей борь­бы. Между тем ка­то­ли­цизм го­то­вил­ся к ре­ши­тель­ной схват­ке.

Ре­фор­ма­ция за­ста­ла ка­то­ли­че­скую цер­ковь врас­плох. Вна­ча­ле папы на­ла­га­ли про­кля­тия на про­те­стан­тов, пы­та­лись при­сту­пить к ре­фор­мам. Од­на­ко затем в Риме воз­об­ла­да­ли сто­рон­ни­ки ре­ши­тель­ной борь­бы с Ре­фор­ма­ци­ей — Контр­ре­фор­ма­ции. Важ­ней­шую роль сыг­рал новый орден иезу­и­тов. Его ор­га­ни­зо­вал че­сто­лю­би­вый и энер­гич­ный ис­пан­ский дво­ря­нин Иг­на­тий Лой­о­ла (1491–1556 гг.). В 1540 г. папа рим­ский Павел III утвер­дил устав ор­де­на. В «Об­ще­стве Иису­са» су­ще­ство­ва­ла жест­кая иерар­хия его чле­нов и же­лез­ная дис­ци­пли­на. Ге­не­рал ор­де­на из­би­рал­ся по­жиз­нен­но и об­ла­дал огром­ной вла­стью. По­ми­мо мо­на­ше­ских обе­тов бед­но­сти, без­бра­чия и по­слу­ша­ния члены ор­де­на да­ва­ли осо­бую клят­ву вер­но­сти папе. Иезу­и­ты долж­ны были вы­пол­нять любые рас­по­ря­же­ния на­чаль­ства, не раз­мыш­ляя о мо­раль­ной сто­роне своих дей­ствий. Своим внеш­ним видом они ско­рее на­по­ми­на­ли свет­ских уче­ных. Их за­да­чей было быть в гуще со­бы­тий. Они по­ра­жа­ли эру­ди­ци­ей, пыш­но­стью бо­го­слу­же­ний, неред­ко были ду­хов­ни­ка­ми го­су­да­рей. Ложь, ин­три­ги, убий­ства — все сред­ства ис­поль­зо­ва­лись ими к «вящей славе Бо­жьей». Иезу­и­ты ор­га­ни­зо­вы­ва­ли за­го­во­ры про­тив про­те­стант­ских ли­де­ров и под­го­то­ви­ли ряд по­ку­ше­ний. Много вни­ма­ния члены ор­де­на уде­ля­ли мо­ло­де­жи, они со­зда­ва­ли луч­шие школы, из стен ко­то­рых вы­хо­ди­ли убеж­ден­ные ка­то­ли­ки.

 Рис. 2. Иг­на­тий Лой­о­ла

Орден иезу­и­тов был важ­ней­шим, но да­ле­ко не един­ствен­ным ору­ди­ем борь­бы с Ре­фор­ма­ци­ей. В 1542 г. в Риме был со­здан ин­кви­зи­ци­он­ный три­бу­нал. Осо­бен­но же­сто­ки­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми про­сла­ви­лась ис­пан­ская ин­кви­зи­ции. Ко­роль Фи­липп II, ре­ли­ги­оз­ный фа­на­тик, од­на­ж­ды за­явил: «Я пред­по­чту со­всем не иметь под­дан­ных, чем иметь та­ко­вы­ми ере­ти­ков». Борь­бу с про­те­стан­тиз­мом Фи­липп II рас­про­стра­нил и на Ни­дер­лан­ды. Была вве­де­на стро­жай­шая книж­ная цен­зу­ра. В 1559 г. в Риме из­да­ли ин­декс за­пре­щен­ных книг. С са­мо­го на­ча­ла Ре­фор­ма­ции го­во­ри­ли, что раз­но­гла­сия между ка­то­ли­ка­ми и про­те­стан­та­ми сле­ду­ет об­су­дить на цер­ков­ном со­бо­ре. В 1545 г. папа рим­ский Павел III в ита­льян­ском го­ро­де Трен­то (Три­дент) со­звал собор, обес­пе­чив на нем пре­об­ла­да­ние своих сто­рон­ни­ков. Собор за­се­дал с боль­ши­ми пе­ре­ры­ва­ми в те­че­ние 18 лет. В 1563 г. Три­дент­ский собор под­твер­дил ос­нов­ные по­ло­же­ния ве­ро­уче­ния ка­то­ли­че­ской церк­ви, на­прав­лен­ные на укреп­ле­ние церк­ви и ин­кви­зи­ции. Все сто­рон­ни­ки ре­фор­ма­ции были объ­яв­ле­ны ере­ти­ка­ми и по­став­ле­ны вне за­ко­на. Тем самым ка­то­ли­че­ская цер­ковь дала ка­то­ли­кам право пре­сле­до­вать и уби­вать лю­те­ран, каль­ви­ни­стов и сто­рон­ни­ков дру­гих ре­фор­ма­ци­он­ных уче­ний.

 Рис. 3. Папа Павел III на Три­дент­ском со­бо­ре

Ка­то­ли­че­ской церк­ви уда­лось по­да­вить Ре­фор­ма­цию в Поль­ше, Ита­лии, Южной Гер­ма­нии. В стра­нах, где по­бе­ди­ла ка­то­ли­че­ская цер­ковь, как пра­ви­ло, доль­ше со­хра­ня­лись фе­о­даль­ные по­ряд­ки, тор­мо­зив­шие раз­ви­тие эко­но­ми­ки.

Ре­фор­ма­ция в Ев­ро­пе была под­го­тов­ле­на стре­ми­тель­ным подъ­емом куль­ту­ры в эпоху Воз­рож­де­ния, стрем­ле­ни­ем лич­но­сти к боль­шей сво­бо­де и са­мо­сто­я­тель­но­сти. Ре­фор­ма­ция — это время кри­зи­са ка­то­ли­че­ской церк­ви. Несмот­ря на по­пыт­ки церк­ви за­ду­шить Ре­фор­ма­цию и от­дель­ные успе­хи, из-под ее вла­сти вы­рва­лись Ан­глия и Шот­лан­дия, скан­ди­нав­ские стра­ны, Гол­лан­дия, Се­вер­ная Гер­ма­ния, часть Фран­ции.

Ре­фор­ма­ция оста­ви­ла глу­бо­кий след в ис­то­рии, она из­ме­ни­ла ду­хов­ный, по­ли­ти­че­ский и эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства. Ито­гом Ре­фор­ма­ции стало по­яв­ле­ние на­ци­о­наль­ных церк­вей, укреп­ле­ние свет­ской вла­сти, со­зда­ние усло­вий для раз­ви­тия на­ци­о­наль­ных го­су­дарств.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=v6N09IdLe4E

Файлы