8 класс. Геометрия. Четырехугольники. Прямоугольник, ромб и квадрат.
8 класс. Геометрия. Четырехугольники. Прямоугольник, ромб и квадрат.
Комментарии преподавателя
Прямоугольник
1. Определение и свойство прямоугольника
Введем определение прямоугольника.
Определение. Прямоугольником называют параллелограмм, у которого все углы прямые (см. Рис. 1).
Рис. 1. Прямоугольник
Замечание. Очевидным эквивалентным определением прямоугольника (иногда его именуют признаком прямоугольника) можно назвать следующее. Прямоугольник – это параллелограмм с одним углом . Это утверждение практически очевидно, и мы оставим его без доказательства, пользуясь далее как определением.
Т.к. прямоугольник, как это видно из определения, является частным случаем параллелограмма, то ему присущи все ранее описанные свойства параллелограмма, однако у него имеются и свои специфические свойства, которые мы сейчас рассмотрим.
Теорема 1. Свойство прямоугольника. Диагонали прямоугольника равны.
Доказательство. Изобразим на Рис. 2 прямоугольник (как и у параллелограмма, противоположные стороны равны и параллельны). Все углы прямые. Необходимо доказать, что диагонали .
Рис. 2
Рассмотрим для доказательства прямоугольные треугольники, в которых присутствуют указанные диагонали и :
прямоугольные треугольники по двум катетам. Следовательно, равны и гипотенузы треугольников , что и требовалось доказать.
Доказано.
Обратим внимание, что это свойство специфическое и относится только к прямоугольнику, ко всем остальным параллелограммам оно не относится.
2. Признак прямоугольника
Теорема 2. Признак прямоугольника. Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм – прямоугольник.
Доказательство. Изобразим Рис. 3. Нам необходимо доказать, что изображенный параллелограмм с двумя равными диагоналями – прямоугольник, т.е. имеет прямой угол.
Рис. 3
Поскольку – параллелограмм, то можем воспользоваться его свойством: . Кроме этого, – по трем сторонам (), следовательно, . Тогда имеем:
прямоугольник, что и требовалось доказать.
Доказано.
3. Разные задачи на прямоугольники
Рассмотрим примеры.
Пример 1. В прямоугольнике диагонали пересекаются в точке . Найдите периметр треугольника , если .
Решение. Изобразим Рис. 4.
Рис. 4
Сначала будем искать стороны указанного треугольника: ( по свойству диагоналей в любом параллелограмме). Но в прямоугольнике диагонали равны .
Т.к. угол .
Рассмотрим треугольник : (аналогично углу ), равносторонний. Следовательно, его периметр .
Ответ: 18 см.
Пример 2. Найдите периметр прямоугольника , если биссектриса угла делит сторону на отрезки 2 см и 3 см.
Рис. 5 (а), рис. 5 (б)
Решение. Сразу же стоит заметить, что это пример задачи на два варианта решения, наличие которых еще надо заметить. «Изюминка» условия задачи заключается в том, что не указано, в каком именно порядке расположены отрезки, на которые биссектриса прямоугольника разбивает его сторону. В результате имеем два варианта рисунков 5 (а, б).
Т.к. – биссектриса, то , кроме того, – как накрест лежащие углы при параллельных прямых, следовательно, равнобедренный, а из этого следует, что .
Далее разобьем решение на две части, в каждой из которых рассмотрим отдельный случай.
А. Рис. 5 (а). . Сторона прямоугольника (для обоих случаев). Периметр прямоугольника .
Б. Рис. 5 (б). . Периметр прямоугольника .
Ответ: .
Пример 3. Докажите, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы.
Доказательство. Изобразим Рис. 6.
Рис. 6
Необходимо доказать, что . Между прочим, это свойство медианы в прямоугольном треугольнике уже использовалось нами ранее, сейчас мы докажем его, используя свойства прямоугольника.
Продлим медиану на ее длину, расстояние до точки : . Мы получили четырехугольник . В нем и диагонали, и для него мы можем указать следующие факты:
параллелограмм по третьему признаку. Кроме того, известно, что в нем прямоугольник (по указанному вначале урока определению – признаку прямоугольника).
По свойству прямоугольника можно указать, что у него равны диагонали, а следовательно, равны и их половинки, т.е. получаем , что и требовалось доказать.
Доказано.
Пример 4. (обратная задача). В треугольнике медиана . Докажите, что .
Доказательство. Изобразим Рис. 7 и обозначим на нем углы .
Рис. 7
Рассмотрим , он равнобедренный ( по условию) ⇒ .
Рассмотрим , он также равнобедренный ( по условию) ⇒ .
Запишем сумму углов треугольника : . Но угол что и требовалось доказать.
Доказано.
4. Задачи с прямоугольниками, вписанными в треугольники
Пример 5. В прямоугольный треугольник, каждый катет которого равен 6 см, вписан прямоугольник, имеющий с треугольником общий угол. Найдите периметр прямоугольника.
Решение. Изобразим Рис. 8. Ясно, что можно построить множество различных прямоугольников, вписанных в прямоугольный треугольник, но выясняется, что их периметры будут одинаковы, покажем это и найдем искомый периметр.
Рис. 8
По условию равнобедренный .
Искомый периметр прямоугольника: .
Рассмотрим прямоугольный : .
Тогда периметр прямоугольника : .
Ответ: 12 см.
Пример 6. В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан прямоугольник так, что две его вершины находятся на гипотенузе, а две другие – на катетах. Чему равны стороны и периметр прямоугольника, если известно, что они относятся как 5:2, а гипотенуза треугольника равна 45 см?
Решение. Изобразим Рис. 9 и укажем на нем все элементы, которые мы введем в процессе решения задачи.
Рис. 9
По условию равнобедренный и прямоугольный .
Указано, что вписанный прямоугольник имеет заданные пропорции, поэтому его стороны можно ввести, как определенное количество неизвестных нам частей : .
Рассмотрим треугольники и – они прямоугольные и имеют по одному углу , следовательно, второй угол у них тоже по (см. решение предыдущей задачи), т.е. они равнобедренные, и .
Теперь можем выписать длину гипотенузы как сумму длин отрезков, на которые она разбита вписанным прямоугольником (через те части , которые мы ввели): .
Теперь можем посчитать длины сторон прямоугольника и его периметр: .
Ответ: стороны равны .
Сегодня мы рассмотрели прямоугольник, его свойства, признаки и задачи на прямоугольник. На следующем уроке мы познакомимся с такими частными случаями параллелограмма, как ромб и квадрат.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/8-klass/chyotyrehugolniki/pryamougolnik
http://www.youtube.com/watch?v=RoLxsWnSL6k
http://www.youtube.com/watch?v=IR_41PVrolM
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/08/25/pryamougolnik_0.zip
http://www.mathematics-repetition.com/category/8-klass-geometriya
http://player.myshared.ru/1246878/data/images/img3.jpg
http://ege-study.ru/wp-content/uploads/2013/03/%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.png
http://gdz7.ru/files/cub/66/ddf77a4487ef15adf56e3f1b79c34c21.jpg
http://gdz7.ru/files/cub/80/d527b10c05e422830980745055460047.jpg