8 класс. Геометрия. Площадь. Площадь треугольника и трапеции.
8 класс. Геометрия. Площадь. Площадь треугольника и трапеции.
Комментарии преподавателя
Цель урока
Мы знаем, что если у двух треугольников равны две стороны и углы между ними тоже равны, то такие треугольники обязательно равны. Это один из признаков равенства треугольников.
Признак равенства треугольников, прямоугольный треугольник
Если один из углов треугольника прямой и во втором треугольнике тоже один из углов прямой, то эти углы равны друг другу. И если стороны, заключающие прямые углы (а стороны, которые заключают прямые углы, называются катетами), равны, то равны и сами прямоугольные треугольники. Но это, в свою очередь, означает, что если мы знаем два катета прямоугольного треугольника, то гипотенуза определена одним единственным образом, который мы и рассмотрим.
Египетский треугольник
Еще в Древнем Египте было известно, что если взять прямоугольный треугольник, катеты которого равны 3 и 4 единицы, то гипотенуза обязательно будет равна 5 единицам.
Рис. 1. Египетский треугольник
В Древнем Египте часто пользовались таким треугольником. Он называется египетским треугольником (рис. 1). Это самый маленький из прямоугольных треугольников с целыми сторонами. Вы можете сложить прямоугольные треугольники с помощью спичек и увидеть, что если хотя бы какой-нибудь из катетов будет меньшим числом, то гипотенуза обязательно не будет целым числом.
Формулирование теоремы Пифагора
Мы готовы сформулировать теорему Пифагора и записать формулу, которая позволит вычислить гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катеты этого прямоугольного треугольника:
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Рис. 2. Прямоугольный треугольник
– эта формула и называется теоремой Пифагора (рис. 2).
Теорема Пифагора формула
- в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Задача №1, доказательство теоремы Пифагора
Докажем теорему Пифагора.
Задача № 1. Дано: прямоугольный треугольник АВС, в котором угол С – прямой (90 °). Катет ВС = a, катет АС = b, гипотенуза АВ = с (рис. 3).
Доказать:
Рис. 3. Иллюстрация к теореме Пифагора
Решение.
В формуле, которую нам необходимо доказать, фигурируют квадраты трех величин: квадраты с, а и b. В геометрии мы сталкиваемся с квадратами длин отрезков, когда считаем площади фигур. Но и, наверное, самая простая фигура, площадь которого можем посчитать – квадрат. Соответсвенно, первая мысль – достроить эту картинку до квадратов. Достроим треугольник АВС до квадрата со стороной а+b.
Для этого продолжим катет АС на длину катета ВС (+ а), а ВС на длину катета АС (+ b) (рис. 4).
Рис. 4. Иллюстрация к теореме
Достроим получившуюся картинку до прямоугольника (рис. 5).
Рис. 5. Иллюстрация к теореме
У этого прямоугольника смежные стоороны равны (а+b). Значит, этот прямоугольник обязательно является квадратом. Обозначим получившиеся точки буквами. Получим квадрат СDEF.
Все стороны этого квадарта равны (а + b). Соответственно, стороны DE и EF тоже можем разделить на отрезки а и b. Обозначим эти точки буквами G и H. Соединим точку А с точкой G, точку G с точкой Н, точку Н с точкой В (рис. 6).
Рис. 6. Иллюстрация к теореме
Квадрат СDEF оказался разрезанным на 5 фигур: 4 треугольника по углам и 1 четырехугольник в центре. Если этот четырехугольник окажется квадратом, то это будет удобно для нас. Но это сначала нужно доказать.
Выясним, что мы знаем про получившуюся фигуру. Все 4 треугольника обязательно являются прямоугольными,потому что каждый из них содержит один из углов квадрата (Ð С = Ð D = Ð Е = Ð F = 90°). Катеты в этих треугольниках равны а и b. Значит, все эти треугольники равны друг другу (по двум сторонам и углу между ними). А если все эти треугольники равны друг другу, то равны все их соответсвенные элементы. Например, все гипотенузы у них обязательно равны с (рис. 7).
Рис. 7. Иллюстрация к теореме
Значит, четырехугольник АGНВ – ромб. Четырехугольник, у которого все стороны равны, называется ромб. Мы доказали, что все стороны равны, АG = GН = НВ = ВА = с. АGНВ – ромб.
Гипотенуза не единственное, что равно у наших треугольников. Еще у них равны все острые углы. Отметим это на картинке. Во-первых, равны Ð САВ = Ð DGA = Ð EHG = Ð FBH. Зеленым цветом обозначим эти углы, величиной α. И такие углы тоже равны: Ð СВА = Ð DAG = Ð EGH = Ð FHB. Красным цветом обозначим углы величиной b (рис. 8).
Рис. 8. Иллюстрация к теореме
На нашей картинке отмечено очень много углов, но не все. Остался, например, не отмеченным Ð GАВ. Вычислим его.
Эти три угла вместе, Ð DAG, ÐGAB, Ð CAB, составляют развернутый угол. Соответственно:
Ð GАВ = 180° - Ð CAB - Ð DAG = 180 ° - α - b.
Преобразуем эту формулу следующим образом:
Ð GАВ = 180° - (α + b).
У нас получилась сумма (α + b). Что такое сумма (α + b)? Это сумма острых углов прямоугольного треугольника. В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90°. Поэтому получается:
Ð GАВ = 180° - (α + b) = 180° - 90° = 90°. То есть Ð GАВ – прямой. А значит наш ромб АGНВ является квадратом. Если в ромбе один из углов прямой, то этот ромб обязательно квадрат.
Мы получили: большой квадрат СDEF, квадрат меньше АGНВ. Можно начинать записывать площади.
С одной стороны, СDEF – квадрат и его площадь можно посчитать как квадрат стороны:
С другой стороны, этот квадрат состоит из 5 фигур: 4 треугольников и квадрата в центре. Площадь квадрата в центре равнас2, а четыре треугольника равны друг другу и площадь каждого из них – половина произведения катетов.
Площадь четырехугольника СDEF не зависит от того, каким образом мы с вами ее считаем. Она всегда одна и та же. Соответственно, мы можем приравнять наши равенства, но сначала их надо преобразовать.
В первом равенстве раскрываем квадрат суммы:
Во втором случае:
Первое выражение равно второму.
И там, и там есть 2аb. От них легко отказаться – сократим их. И получим:
То есть в нашем прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Что и требовалось доказать.
Это доказательство – не единственное доказательство теоремы Пифагора. У нее очень много доказательств. Теорема Пифагора занесена даже в Книгу рекордов Гиннеса за счет того, что у нее так много доказательств. Интересным является тот факт, что многие из них почти не требуют алгебры. Вот, например, в Древней Индии использовали такой способ доказательства.
Задача №2, доказательство Древней Индии
Рисовали 2 одинаковых квадрата. Один такой, как у нас уже был нарисован (№1). И второй тоже со стороной (а + b). Такой же квадрат, но разрезали его немного по-другому (№2) (рис. 9).
№1 №2
Рис. 9. Иллюстрация к теореме
Сначала его разрезали на 4 фигуры: 2 квадрата. Один со стороной а, второй со стороной b. Соответственно, по углам оставались прямоугольники со сторонами а и b. А дальше каждый из этих прямоугольников со сторонами а и b разрезали пополам на 2 треугольника.
Теперь получается 2 одинаковых квадрата, по-разному разрезанных. И в этих одинаковых квадратах есть одинаковые фигуры. Даже в одном и том же положении. Их равенство выделено одинаковыми цветами на рисунках (рис. 10).
Рис. 10. Иллюстрация к теореме
Если у каждой картинке вырезать эти треугольники, то на одной картинке остается квадрат со стороной с и площадью с2; а на другой картинке остается 2 квадрата со сторонами а и b, сумма площадей этих квадратов – это а2 + b2.
Такое доказательство использовали в Древней Индии.
Понятие «пифагоровы штаны», задача №3
Также есть другое доказательство, благодаря которому стало известно про «пифагоровы штаны, которые во все стороны равны». Посмотрите на картинку (рис. 11).
Рис. 11. Иллюстрация к теореме
На катетах прямоугольного треугольника построены квадраты. На гипотенузе тоже построен квадрат. Его вырезали, и осталось пустое место (для удобства окрашен в зеленый цвет). Квадраты, которые образованы на катетах, разрезаны на 5 кусочков. Попробуем сложить из этих кусочков квадрат на гипотенузе. (Из двух маленьких квадратов построили большой на гипотенузе. Каждый кусочек со своей окраской показывает расположение в большом квадрате.)
Рис. 12. Иллюстрация к теореме
Выводы
Мы видим, что квадрат, построенный на гипотенузе, собран из кусочков квадратов, построенных на катетах (рис. 12). То есть площадь этого квадрата с2 равна сумме площадей этих квадратов а2 + b2.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/8-klass/fakultativ/formulirovka-i-dokazatelstvo-teoremy-pifagora
http://www.youtube.com/watch?v=529Rj_xaS9Q
http://www.youtube.com/watch?v=O9qaVR2Xf-g
http://www.youtube.com/watch?v=GnfAViieGII
http://metodbook.ru/index.php/matematika/13-testy-po-geometrii-8-klass/94-test-po-geometrii-8-klass-tema-teorema-pifagora-variant-1.html
http://metodbook.ru/index.php/matematika/13-testy-po-geometrii-8-klass/95-test-po-geometrii-8-klass-tema-teorema-pifagora-variant-2.html
http://uchkollektor39.ru/uploads/images/items/5397b07a6344d4655e9aee3c8d38dc9d.jpg
http://volna.org/wp-content/uploads/2014/11/volna_org_tieoriema_pifaghora3.zip