5 класс. Литература. В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Сказка «Спящая царевна». Баллада «Кубок».
5 класс. Литература. В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Сказка «Спящая царевна». Баллада «Кубок».
Комментарии преподавателя
Цели:1)работая над содержанием сказки, раскрыть ее главную мысль; 2)ознакомить с понятиями «литературная сказка», «пейзаж» в художественном произведении; 3) обучать выразительному чтению.
Оборудование: портрет В.А.Жуковского, текст сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» с иллюстрациями художника В. Кутлинского.
Ход урока.
- Организация класса.
- Вступительная беседа.
- Ребята, любите ли вы читать сказки?
- Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?
- Что вам известно из истории создания этой сказки?( Пересказ статьи учебника заранее подготовленным учащимся .)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, поработаем над художественными средствами языка, которые автор использовал для раскрытия идеи произведения и характеристики героев, будем учиться отрабатывать выразительное чтение.
4. Анализ содержания сказки.
- «Спящая красавица» - это литературная сказка, потому что у нее есть автор. Именно этим литературная сказка отличается от народной - Вспомните, на какие три группы делятся народные сказки? ( Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.)
- Эта сказка больше похожа на какую группу сказок? Почему?
- О чем в ней повествуется, т.е. какова ее тема?
- Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? ( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)
- О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.
- Почему автор называет рака пророком?
- Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?
- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?
- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?
- Исполнилось ли это заклинание? Почему?
Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.
- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)
- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)
Работа с иллюстрацией.
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке «Спящая царевна» в исполнении художника В. Кутлинского. - Какой эпизод на ней изображен? (Старушка дает веретено царевне. )
- Какими увидел художник героев сказки? Опишите их.
- А какими представляете их вы?
- Оцените мастерство художника.( Художнику удалось предельно точно отобразить на полотне содержание сказки.)
- Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?
- Кто же разбудил спящую царевну?
- От кого он узнал о спящей царевне?
- Что поведал ему старик? Прочитайте.
- Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?
- Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?
- Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)
- Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?
- Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?
- Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.
- От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?
- Прочитайте описание портрета царевны.
- Какой же была царевна?
- Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.
- Как заканчивается сказка?
- Что же побеждает в этой сказке?
- Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?
- В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:
…И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца.
-О чем говорится в этих строках?
- Какова же главная мысль сказки? ( Человек создан для счастья.А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)
- Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.
5. Итог урока.
- Над чем работали сегодня на уроке?
- Что нового узнали ?
- Над чем вас заставила задуматься эта сказка?
Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из сказки «Предсказание рака», прочитать самостоятельно балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=28Zf7NXxvOY
http://www.youtube.com/watch?v=dCMoyf2QeX4
http://nenuda.ru/
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.