5 класс. Литература. А.С.Пушкин. Детство. Лицейские годы. Поэма «Руслан и Людмила».
5 класс. Литература. А.С.Пушкин. Детство. Лицейские годы. Поэма «Руслан и Людмила».
Комментарии преподавателя
Здравствуйте! Сегодня пришло время поговорить о сказке литературной.
Помните, мы говорили, что сказки бывают народные (где автора невозможно назвать, каждый рассказчик добавляет и немножко изменяет сказку на свой лад) и литературные, у которых есть конкретный автор.
Мы говорили, что при общности жанра народная и литературная сказка имеют свои особенностями. Сегодня мы коснемся только некоторых особенностей литературной сказки.
Прежде всего, у литературной сказки есть автор.
Автором литературных сказок, о которых мы сегодня будем говорить, будет Александр Сергеевич Пушкин.
А какие сказки Пушкина вы знаете?
«Сказка о рыбаке и рыбке». Вы подробно разговаривали о ней на уроках в начальной школе. Вспомните ее сюжет. Всемогущая рыбка, в благодарность за спасение одаривает старика и старуху, выполняет все старухины мечты. Но старуха, не знающая меры в своих желаниях, не умеющая остановиться, требует невозможного:
Хочу быть владычицей морскою
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
И зарвавшаяся старуха, и старик, который не смеет противостоять жене, наказаны рыбкой – всякой благодарности есть предел:
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Встречали ли мы народную волшебную сказку, которая бы заканчивалась таким горьким разочарованием героев? Нет! Обычно для героев сказки все заканчивается хорошо.
Вот и еще одна особенность литературной сказки: у нее может не быть счастливого конца.
Герой народной сказки обязательно поступает по правилу, помните, что он не может не нарушить запрет, обязательно должен совершить ряд поступков, чтоб в результате получить желаемое.
При этом мы не можем сказать, какой, собственно, у героя народной сказки индивидуальный характер. Мы знаем, что Иванушка-дурачок на самом деле совсем не заслуживает этого прозвища, и не только с данной сказке, а во всех сказках вообще. А вот герой литературной сказки неповторим со своей персональной, нигде не повторяющейся ролью и характером: вы же можете описать характер старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
В сказке про Емелю щука, выполняет его желания, стоит сказать: «По щучьему веленью, по моему хотенью…» Если сравнить эту щуку и золотую рыбку, понимаешь, что щука – просто волшебный помощник, инструмент, а вот рыбка – главное действующее лицо в сказке, со своим характером.
И Царевна–лебедь в «Сказке о царе Салтане» не просто награда, вручаемая герою.
Рис. 1. М. А. Врубель «Царевна-Лебедь»
Кстати, как правильно называется эта сказка? «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
2. Об именах собственных в сказках Пушкина
Действие «Сказки о царе Салтане» разворачивается на острове Буяне. Мы уже говорили об этом острове, когда речь шла о славянском мифе о сотворении мира. «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь...».
«Мимо острова Буяна» на восток, «в царство славного Салтана», плывут сказочные купцы. А в действительности перед нами описание известного торгового пути «из Варяг в Греки», начинавшегося в варяжских землях и ведшего до Константинополя-Царьграда. Среди товаров меха («торговали соболями, чёрно-бурыми лисами»), кони («торговали конями, жеребцами»), булат и украшения, то есть те предметы, которые традиционно экспортировались из Руси.
Имя царя Пушкин запомнил их сказок, которые рассказывала Арина Родионовна, превратив её «Султана Султановича, турецкого государя» в сказочного Салтана.
Имя Гвидон Пушкин заимствовал, возможно, из Сказания о Бове-королевиче, очень популярном на Руси. Легенда о Бове повествует о «добром короле Гвидоне», которого обманом умертвил коварный король Додон, захвативший власть в его стране. Имя этого короля используется в «Сказке о золотом петушке» - царь Дадон.
А кто такая Шамаханская царица? В «Сказке о золотом петушке" это коварная восточная царица, очаровавшая и околдовавшая царя Дадона. Однако, если заглянуть в русскую историю, то мы можем найти там такую царицу. Правда, настоящая шамаханская царица не была коварной, а вот очаровать царя ей удалось. И кого – самого Ивана Грозного. Было это в 1560 году, после того как умерла жена Ивана Грозного Анастасия Романова. Тогда и стали искать для царя новую супругу – и нашли ее в Шемахе, на Северном Кавказе. Звали ее Кученей Темрюковна, а как крестилась она в православную веру стала называться Марией Черкасской. 21 августа 1561 года обвенчалась шамаханская царица с великим царем, и стали они жить долго и счастливо. Особенно любила царица охоту, и даже в военные походы ходила она вместе с мужем, и говорят, никогда надолго его не оставляла.
3. Фольклорная основа «Сказки о царе Салтане»
Вы наверняка помните сюжет этой сказки. Народная сказка, которую мы находим в записях Пушкина, звучала так:
Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-й уродился чудом - ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, неведомой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовить две бочки; одну для 33 царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном - и бросить их в море. Долго плавали царица с царевичем в засмоленой бочке - наконец, море выкинуло их на землю. Сын заметил это. «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи, и вышли бы мы на свет». - Господь благослови тебя, дитятко. - Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да править… Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке — наконец, море выкинуло их на землю. Сын заметил это. «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи, и вышли бы мы на свет». — Господь благослови тебя, дитятка. — Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Едет мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и проч. «Ах, — говорит царь, — поеду посмотреть это чудо». — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. — Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб.
Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать. «Что это за чудо, — говорит опять мачеха, — вот что чудо: за морем стоит гора, и на горе два борова, боровы грызутся, а меж ими сыплется золото да серебро» и проч. Третий корабль и проч. так же. «Что за чудо, а вот чудо: из моря выходит 30 отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час».
Тужит царица об остальных своих детях. Царевич с ее благословения берется их отыскать. «Нацеди ты, матушка, своего молока, ты замеси 30 лепешечек». Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 30 юношей и с ними старик. — И царевич спрятался и оставил одну лепешечку. Один из них и съел ее. «Ах, братцы, — говорит он, — до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали». Старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, и все съели по лепешке, и познали брата своего. На третий вышли без старика, и царевич привел всех братьев своих к своей матери. Четвертый корабль. То же самое. Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой, а мачеха умирает.
Похожа народная сказка на сказку Пушкина? И да, и нет. Царевны –лебедь нет и в помине, совершает чудеса сам царевич, у которого , оказывается, есть 30 братьев.
Вот и еще одна особенность литературной сказки: даже если автор не выдумывает сюжет самостоятельно, а опирается на народную сказку (а так происходит очень часто), содержание этой народной сказки часто переосмысливается в соответствии с авторским замыслом.
Мы помним, что основное предназначение сказки народной – потешить, увлечь рассказом. А в литературной сказке автор обязательно хочет донести до читателя что-то особенно для него важное: иногда говоря об этом впрямую, как в морали «Сказки о попе и его работнике Балде» : «Не гонялся бы ты поп за дешевизною», но чаще читатель делает все выводы сам.
И вот что важно – читатель.
Народные сказки – сказываются, литературные, авторские – читаются, в них важно каждое авторское слово!
А еще литературные сказки могут быть, в отличие от народных, не только прозаическими, но и в стихах, и даже сказками-пьесами.
4. Арина Родионовна и ее сказки
Если Пушкин черпал сюжеты своих сказок в сказках народных, а это так, и сюжеты народных сказок найдены учеными в его записях, возникает вопрос: откуда он их брал?
Няня Пушкина, Арина Родионовна, была замечательной сказочницей, «весь сказочный русский мир был ей известен». Конечно, она рассказывала чудесные сказки.
Но можем ли мы сказать, что Пушкин писал сказки, основываясь только на воспоминаниях детства?
Нет. Интерес поэта к народному творчеству был очень серьезен. Уже в 1820 году Пушкин публикует поэму «Руслан и Людмила», вступление к которой вы все знаете: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» В Михайловском, имении родителей, поэт начинает собирать и записывать народные сказки и песни. 24 – летний поэт оказывается там не по своей воле: он отправлен в бессрочную ( то есть, он не знает ,когда ему разрешат покинуть родительское поместье и разрешал ил вообще) ссылку за вольнолюбивые стихи. Арина Родионовна старалась скрасить своему питомцу горькие минуты пребывания в ссылке: «...Валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни. Стихи не лезут», - так писал Пушкин своему другу. «Изучение старинных песен, сказок, - писал он, - необходимо для совершенного знания свойств русского языка», - считал он и записывал старинные северо-русские предания. «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», - так писал Пушкин о своей няне.
Рис. 2. Пушкин в Михайловском
Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне в деревне Лампово Петербургской губернии в семье крепостных предка Пушкина Ганнибала. Арина было ее домашнее имя, а подлинное - Ирина или Иринья. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата. "Была она настоящею представительницею русских нянь", - вспоминала об Арине Родионовне сестра поэта. Пушкин называл ее "мамушкой", относился к ней с теплотой и заботливостью. В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" – писал он другу.
Так были записаны сказки, которые стали фольклорной первоосновой литературных сказок, созданных поэтом.
5. «Победителю-ученику от побежденного учителя»
В 1820 году Пушкин прочел Жуковскому последние главы поэмы "Руслан и Людмила". После чего получил от Василия Андреевича в подарок портрет с надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя..."
Рис. 3. Портрет В.А.Жуковского
Знакомство Пушкина с Жуковским относится к осенней поре 1815 года. Известный поэт приезжал в Царское Село, чтобы увидеть «молодого чудотворца». «Жуковский исполнился безграничной любовью к его (Пушкина) гению и в течение всей своей жизни охранял и лелеял его своей заботой», - писал один из биографов Пушкина.
Но в чем же соревновались учитель и ученик? Что имел в виду Жуковский, говоря о «победителе ученике» и «побежденном учителе»?
Старший поэт таким образом признал «победу» Пушкина в деле создания жанра национальной сказочной поэмы. Именно после появления «Руслана и Людмилы» Жуковский навсегда оставил замысел поэмы «Владимир» и уже никогда к нему не возвращался. Пушкин «победил» Жуковского не только потому, что написал поэму, которой Жуковский не написал, но и потому, что выстроил эту поэму в высшей степени необычно, так, как до него никто не писал. В его поэме романтические мотивы ( возвышенная любовь героев) соединяются с элементами волшебной сказки ( утрата невесты, поиск, борьба со злыми силами), невероятные персонажи, нехарактерные для народной сказки (огромная голова витязя) уживаются с историческими персонажами в удивительной гармонии.
ИСТОЧНИКИ
http://x-uni.com/literatura/5-klass/video/folklornye-motivy-skazok-pushkina
http://www.myshared.ru/slide/886195/
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.