Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.
Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.
Комментарии преподавателя
Складывание латиноамериканского общества.
Завоевав обширные колониальные владения, испанцы создали там систему управления такую же, как у себя на родине. В Испании существовала абсолютная монархия. Как и в метрополии, в каждой колонии высшая власть принадлежала вице-королю. Ему подчинялись губернаторы провинций, назначаемые королем Испании. Городами и сельскими округами правили коррехидоры (королевские чиновники) и алькальды (судьи). Вице-короли имели широкие права – назначали губернаторов и других чиновников, ведали казной и вооруженными силами, издавали различные распоряжения. Кроме того, вице-король испанских колоний от имени испанского монарха утверждал назначение священников.
Все экономическое развитие колоний было подчинено интересам Испании и Португалии. Из колоний метрополии вывозили сахар, кофе, какао, хлопок, кожи, золото, серебро, драгоценные металлы. Считают, что за триста лет колониального господства Испания вывезла из Америки только золота и серебра на огромную по тем временам сумму – 6 миллиардов долларов. А ведь эти деньги можно было вложить в развитие стран Латинской Америки. Но колониальные власти не создавали условий для развития местной промышленности, мешали строительству мануфактур.
В колониях стеснялось или запрещалось развитие тех отраслей хозяйства, которые могли угрожать соперничеству Испании. Так, испанские власти запретили возделывать в колониях виноград и оливы, разводить шелковичных червей, кормом для которых служили листья тутового дерева. Дело дошло до того, что по приказу властей виноградники уничтожались, а оливковые и тутовые рощи вырубались.
Основная масса населения в колониях была очень бедна. Многочисленные налоги в пользу короля, церкви не оставляли денег для покупки самых необходимых товаров. А если нет денег, чтобы купить товар, то и мануфактуры не строят. Кроме того, в колониях нельзя было без разрешения Испании продавать спиртные напитки, табачные изделия, соль, бумагу, порох.
Колониям не разрешалось торговать ни с одной страной, кроме Испании. Короли Испании в течение трех столетий пытались закрыть свои колонии на замок перед иностранцами, чтобы ни с кем не делиться и малой долей колониальной добычи. До конца XVIII века запрещалась торговля между колониями. Обмениваться товарами они могли только через испанские порты. В результате сложился такой порядок, когда товары из Бразилии, предназначенные для Мексики, направлялись в Испанию, а затем из Испании доставлялись в Мексику, и их дважды перевозили через океан.
Привилегированную верхушку колониального общества составляли белые уроженцы Испании – представители родовитого дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками. Это была самая малочисленная группа населения.
Ступенькой ниже находились креолы – так называли родившихся в колониях потомков европейцев. Они были крупными землевладельцами, занимали второстепенные должности в администрации и армии, занимались торговлей, владели мануфактурами. На высшие посты в системе управления креолов не допускали.
Еще более низкое положение занимала многочисленная группа населения, возникшая в результате смешанных браков: метисы, мулаты, самбо. А так же коренные жители Америки – индейцы. Они были лишены гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров.
Самая многочисленная и самая угнетаемая группа населения в колониях – это рабы-негры, привезенные из Африки. Они работали на плантациях сахарного тростника и хлопка по 18–20 часов. Для того чтобы они не убежали, их заковывали в кандалы. За провинности жестоко наказывали. Заставляли считать удары плетью. Для особо провинившихся применялась смертная казнь.
Негры-рабы собирают кофе на плантации
Рабы не хотели мириться со своим бесправным положением и, начиная с XVI века, поднимались на борьбу за независимость, за свободу.
Одно из крупных восстаний рабов произошло на Гаити в 1791 году. На Гаити (французская колония) проживало 500 тысяч рабов на 4 тысячи плантаторов. Во главе восстания встал Туссен Лувертюр.
Туссен Лувертюр
Туссен создал прекрасную армию, сражавшуюся под лозунгом «Свобода для всех!». Восставшим удалось разгромить колониальные французские войска. Рабы получили свободу и землю плантаторов.
В 1801 году на острове была принята Конституция, подтверждавшая отмену рабства и равноправие всех граждан колоний перед законом. Туссен Лувертюр был объявлен пожизненным правителем Гаити. Но Франция не хотела мириться с потерей одной из самых богатых колоний. Французам удалось обманом заманить Туссена в ловушку, он был схвачен и умер во Франции в 1803 году. Несмотря на смерть Туссена Лувертюра, Гаити остался независимым. Пример Гаити станет путеводной звездой для других латиноамериканских государств, которые будут бороться за свою независимость.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://x-uni.com/video/
- http://www.youtube.com/watch?v=urISqxirVDc