Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.
Комментарии преподавателя
Цели и задачи:
Закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока
Сравнить традиционные страны Востока
Выделить особенные черты стран
Овладеть новой формой работы – составление синквейна
Реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач
Научиться мыслить самостоятельно, творчески
Приобрести навыки критического мышления
Оборудование и материалы:
Учебное пособие –Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. . Новая история 1500 – 1800 гг. М., Просвещение, 2007. Юдовская А. Я, Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. М., Просвещение, 2007.
Карточки с заданиями.
Инструкция по составлению синквейна
Ход урока
I. Организация класса.
Приветствие.
Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с государствами Востока в эпоху раннего Нового времени.
Доска разделена на три части:
Первый столбец, второй, третий.
II. Актуализация опорных знаний
На предыдущем уроке мы рассматривали черты восточных обществ. Вспомните, какие страны мы рассматривали?
Ответы учеников. На доске в столбцах записываются Индия, Китай, Япония.
III. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.
Это три разных государства, каждый с неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.
Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.
Ребятам на парты раздаются карточки, в которых дается характеристика отношения к частной собственности в Индии, Китае, Японии
Ученики должны определить – какая характеристика какой стране подходит.
В результате ответов на доске должны появиться следующие характеристики.
ИНДИЯ
-Земля должна принадлежать государству
-Право верховной власти на землю принадлежит государству
-Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
-Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.
-Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.
-Земли никогда не передавались по наследству
КИТАЙ
-Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)
-Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги
-Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли
-Земля должна принадлежать государств
ЯПОНИЯ
-Основной земельный фонд в собственности князей
-Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений
-Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.
-Семейный клан Эдоя из города Осака владел зернохранилищами, складами, сонями тысяч золотых слитков, драгоценных камней. Род Эдоя обвинили в неповиновении государству, все его имущество было конфисковано
-Государство верховный собственник на землю
IV. Овладение приемом синквейна
Ученики правильно расставляют карточки по странам. Классом делается вывод об отношении к частной собственности в восточных обществах.
К каждой стране составляется синквейн.
Синквейн – стих – миниатюра, который выражает эмоциональный итог работы.
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Ученики записывают правила составления синквейна.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Япония
Прекрасная, далекая
Перераспределяет, владеет, укрепляет
Земля в собственности князей
Государство верховный собственник на землю
Китай
Огромный, могучий
Подчиняются, обрабатывают, платят
Государство запрещает продажу земли
Земля принадлежит государству
Индия
Верховная, обширная
Владеет, предоставляет, пользуется
Земля не передается по наследству
Право верховной собственности на землю
Следующей характерной чертой восточных обществ была община
V. Фронтальный опрос
Назовите признаки сельской жизни
-Натуральное хозяйство – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу
Экономическая замкнутость – характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли
Круговая порука – характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.
Зависимы от общины, но лично свободны
Государство регулирует хозяйственную жизнь
Ученикам снова раздаются карточки с характерными чертами общины:
ИНДИЯ
-Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение
-За пределами общины, общинники становились бесправными
КИТАЙ
-Деревня состояла из 100 дворов
-Во главе общины стоял староста
-Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей
-Община была самоуправляема
-Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы
ЯПОНИЯ
-Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете
-Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.
-Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.
-В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.
Ученики приводят в соответствие карточки по странам.
VI. Самостоятельная работа
Ученики составляют синквейн по составленным характеристикам
VII. Закрепление знаний и способов действий.
Ученики делают выводы об особенностях развития Индии, Китая, Японии.
Закрепляют правила составления синквейна.
VIII. Домашнее задание.
Составить синквейны по главным религиям Востока.
Религии Востока
Конфуцианство
Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место
и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей
мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.
Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.
Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).
Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять
Буддизм
Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.
Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце,но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.
Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.
Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».
Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека
Синтоизм
Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.
Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.
Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение.
Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.
Самурай
Японское "слуга", первоначально лучник.
Вассал.Самураи не имели собственной земли. Жалованье им платил хозяин, от которого они полностью зависели. В период до наступления эры Токугава (1603-1868) отношения между даймё и самураями благодаря бесконечным войнам укрепились. В мирный период Токугава самураи превратились в управляющих и хранителей поместий феодалов. Сёгунат Токугава укрепил японский феодализм и определил в законодательном порядке детали кастовой системы. Самураи носили два меча, длинный и короткий, которые и были главными отличительными знаками касты. В своем поведении они соблюдали особый кодекс чести - бусидо.
Бусидо – путь воина- означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти.
Не рассуждай! Каждое утро думай о том, как надо умирать. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит.
Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда надо жить, и умереть, когда надо умереть.
Верность, справедливость, мужество – добродетели самурая
Если самурай лежа в постели слышит разговор о своем господине или сам о нем что либо говорит, он должен встать и одеться.
Ислам
Одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Её последователи - мусульмане (отсюда другое название - мусульманство). Возник в 7 в. Основатель - Мухаммед (около 570-632). Главные принципы ислама изложены в "священной книге" - Коране. Религиозные обязанности мусульман определяются "пятью столпами ислама":
1) поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху (шахада) и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха (нубувва);
2) ежедневная пятикратная молитва (салат);
3) очистительный налог в пользу нуждающихся мусульман (закат);
4) пост в месяце рамадан (сауи);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман - сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления - суннизм и шиизм.
*******************************************************************************
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
1. Иран под властью тюркско-монгольских династий.
В XIII в. Иран был завоеван монголами и попал под власть Чингизидов, традиционное правление шахов закончилось. В XIV–XV вв. на территории Ирана существовало государство Ак-Коюнлу (объединение кочевых племен), которое в XV в. завоевало почти весь Иран.
На рубеже XV–XVI вв. в Иране возникает государство Сефевидов. Оно возникло после победы Исмаила I (основателя династии) над Ак-Коюнлу. Династия Сефевидов правила в Иране (Персии) с 1502 по 1736 гг.
События:
1502 г. – Исмаил I захватил город Тебриз, который стал первой столицей государства Сефевидов.
Исмаил I завоевывает Грузию, Армению, Курдистан, Ирак.
1510 г. – победа Сефевидов над кочевыми узбеками под Гератом.
1514 г. – Чалдыранская битва. Благодаря артиллерии турки-османы наносят сокрушительное поражение шаху Исмаилу.
В течение XVI в. войны с Османской империей продолжаются. Иран потерял Западную Армению, Курдистан и Ирак.
1580-е гг. – Иран на грани полного распада. Турки захватили Ширван, Азербайджан, взяли Тебриз (1585).
1587 г. – с восшествием на престол шаха Аббаса начинается расцвет Сефевидского Ирана. Аббас I создает регулярное войско, расширяет границы государства. В результате многолетних войн (конец XVI – первая половина XVII вв.) с османами и узбеками власть сефевидского Ирана распространяется на Ирак, часть Закавказья, Хорасан.
1598 г. – столицу переносят в заново отстроенный город Исфахан.
Правление Аббаса I было отмечено строительством городов, дорог и мостов, а также развитием ремесел, внешней и внутренней торговли.
При преемниках Аббаса I государство было ослаблено. К началу XVIII в. Сефевидский Иран пришел в упадок.
1722 г. – восстание на востоке страны афганцев, которые были недовольны религиозной политикой шаха. Вождь афганских племен Махмуд-хан провозгласил себя шахом Ирана. Афганские ханы правили в Иране семь лет. Их правление сопровождалось жестокостью по отношению к местному населению. Это вызывало сопротивление, борьбу против афганских завоевателей. Полководец Надир-шах изгоняет турок и афганцев с территории империи Сефевидов, восстанавливает на время власть шаха из династии Сефевидов. В 1736 г. провозглашает себя шахом Ирана.
Исмаил I – основатель династии Сефевидов, шах Ирана (Персии) с 1502 по 1524 гг.
Аббас I Великий – шах Ирана с 1587 по 1629 гг. Существенно расширил границы государства, проводил реформы, активно занимался строительством дорог и городов.
В XVIII–XIX вв. Иран слабеет, теряет территории. Постепенно государство попадает все в большую экономическую и политическую зависимость от европейских империй – британской и российской.
2.Османская империя в XVI–XVII вв.
Османская империя – одно из названий султанской Турции. Оно происходит от имени султана Османа, основателя династии Османов. Султан – правитель, которому принадлежит высшая политическая, военная и религиозная власть. К XVI в. под властью султанов оказались полуостров Малая Азия (территория современной Турции) и большая часть Балканского полуострова. Османская империя территориально совпадает с поздней Византией, султаны претендуют на политическое наследие византийских и римских императоров. Одновременно они добиваются главенства на мусульманском Востоке. Следующие столетия империя ведет завоевательные войны на трех континентах: в Европе, Азии и Африке.
Османская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Население исповедовало ислам (большая часть), христианство и иудаизм. Немусульмане считались подданными империи, но не имели тех прав, которые имели мусульмане.
Главная особенность османской системы правления: административные и военные должности, в основном, занимали рабы султана, не связанные с турецкой знатью. Костяк армии составляли янычары – регулярная пехота, сформированная из христианского населения. Мальчиков забирали у семьи, обращали в ислам и давали суровое военное воспитание. Янычары были оплотом султанов, занимали важные должности.
XIV век – турки-османы захватывают большую часть Малой Азии, проникают на Балканы, где вторгаются на территорию Болгарии, Греции и Сербии.
1453 г. – завоевание Константинополя, столицы Византии, султаном Мехмедом II. Город становится столицей османов (турецкое название – Истамбул, в русской традиции – Стамбул.)
1512–1520 гг. – правление Селима I Грозного. Турки захватывают Сирию, Палестину, Египет и Западную Аравию с Меккой – священным городом мусульман.
1514 г. – Чалдыранская битва. Турки наголову разгромили Иран, своего главного соперника в Азии.
1520–1566 гг. – правление Сулеймана I Великолепного. Расцвет империи.
1526 г. – Мохачское сражение: разгром турками венгерского войска. К 1547 г. большая часть Венгрии оказывается под властью турок.
1535 г. – взят Багдад, бывшая столица Арабского халифата. Событие имеет символическое значение: султаны соединяют наследие и притязания как константинопольских императоров, так и багдадских халифов. Захватив Месопотамию (Ирак), империя получила выход к Персидскому заливу.
1570–1573 гг. – Турецко-венецианская (Кипрская) война. Венеция отказывается от притязаний на Кипр.
1571 г. – образование направленной против Турции Священной лиги, в которую вошли Испания, Венеция и другие итальянские государства.
Морское сражение при Лепанто
– первая большая победа европейцев над турками.
1672–1676 гг. – Польско-турецкая война. Турки устанавливают контроль над Правобережной Украиной, принадлежавшей Речи Посполитой. Первые столкновения между войсками Османской империи и России произошли из-за Левобережной Украины.
1683–1699 гг. – Великая Турецкая война.
1683 г. – осада турками Вены, австрийской столицы; разгром турок под Веной войсками польского короля Яна Собеского. Образование новой Священной лиги, направленной против османов. В нее вошли Австрия и Речь Посполитая (1683), Венеция (с 1684), Россия (с 1686).
1699 г. – Карловицкий мир. Австрия получила большую часть Венгрии, Трансильванию, Хорватию и часть Словении. Речь Посполитая вернула свои украинские владения. Впервые Османская империя не получила ни новых территорий, ни контрибуции. Достигнут перелом в борьбе между Османской империей и христианскими государствами.
XVI–XVII вв. были временем политического, экономического и культурного расцвета Османской империи. Раскинувшись на трех континентах, империя непрерывно расширяла свои владения с XIV в. и вплоть до поражения под Веной в 1683 г. С этого момента османы стала терять приобретенные ранее территории.
Упадок военного могущества Османской империи был связан с ее экономическим и технологическим отставанием от стран Европы. Но и в последующие два века Турция оставалась сильным противником христианских государств, в т. ч. России.
Османская империя возникает на исходе Средневековья; великой мусульманской империей раннего Средневековья был Арабский халифат. Арабский халифат также возник в результате стремительных завоеваний, натиску арабов долго никто не мог противиться. Арабы-мусульмане также пытались объединить все народы под знаменем ислама, намереваясь подчинить все христианские страны. Арабские предводители тоже стремились к обладанию Константинополем. И в халифате происходило соединение греческого античного, греко-византийского, персидского культурного наследия и традиций. Достигнув пика своего могущества, халифат стал слабеть, терять земли – таков удел всех империй.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
- http://www.youtube.com/watch?v=82Qp0KFqSyM
- http://www.openclass.ru/node/193568