5 класс. Литература. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Сказка «Ашик-Кериб»
5 класс. Литература. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Сказка «Ашик-Кериб»
Комментарии преподавателя
История создания стихотворения «Бородино».
М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Гениально просто поэт показал в нем самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть.
http://www.playcast.ru/ - источник иллюстрации
Стихотворение «Бородино» - подлинно народное произведение, а его создатель – подлинно народный поэт.
Исторический комментарий об Отечественной войне 1812 года.
8 июля 1807 года император Александр I заключил с Наполеоном Тильзитский мир, по которому обязался присоединиться к континентальной блокаде Великобритании, что противоречило экономическим и политическим интересам России. По мнению русского дворянства и армии, условия мирного договора были унизительны и позорны для страны. Русское правительство использовало Тильзитский договор и последовавшие за ним годы для накопления сил к предстоящей борьбе с Наполеоном.
По итогам Тильзитского мира и Эрфуртского конгресса Россия в 1808 году отобрала у Швеции Финляндию и сделала ряд других территориальных приобретений; Наполеону же развязала руки для покорения всей Европы. Французские войска, завоевав почти всю Европу, нарушив Тильзитский мир, придвинулись вплотную к границам Российской империи.
Значение Бородинского сражения.
Впервые за всю Отечественную войну 1812 года Наполеон не смог разбить своего противника, более того, такого открытого сопротивления он не встретил нигде в Европе, поэтому к настоящему сражению он не был готов ни морально, ни физически: французские войска ослабели, командиры привыкли к безоговорочной капитуляции противника, а полки, составленные из покоренных народов, вообще не хотели воевать.
Французская армия после Бородинского сражения вынуждена была отступить на свои первоначальные позиции, в то время как русские, несмотря на тяжелые потери в людях, остались на месте, готовые «заутра бой затеять новый и до конца стоять».
После сражения под деревней Бородино русские войска перекрыли иные дороги, ведущие в Европу, и французы, оставив спаленную Москву, стали отступать по старой Смоленской дороге, по которой и пришли в древнюю столицу: дорога, то есть города и села, была уже ими разграблена, поэтому наполеоновскую армию ждали голод и холод (подступала зима). Крестьяне и горожане сами сжигали свои дома, посевы и запасы продовольствия, чтобы те не достались врагу, и уходили в ополчение и партизаны.
Именно поэтому война и была названа Отечественной, то есть народной – воевал весь народ от мала до велика: крепостные крестьяне, ремесленники, зажиточные горожане, дворяне.
26 августа 1812 года русские войска и русский народ одержали победу. Они были твердо уверены, что эта победа стала поворотной точкой в данной войне. Такого же мнения был и М. Ю. Лермонтов, раскрывший в своем стихотворении «Бородино» высокие черты русского народного патриотизма.
«Бородино»
Стихотворение представляет собой беседу двух солдат: старого и молодого. Обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде (к человеку незнакомому или мало знакомому старше себя). Молодой солдат спрашивает, почему Москва была оставлена французам, и ждет подтверждения своей мысли, что такова была стратегия и тактика главнокомандующего Кутузова, а не слабость и трусость русских солдат. Все: и участники событий, и последующие поколения – все знали, что Бородинское сражение положило начало разгрому армии Наполеона).
http://pro100-mica.livejournal.com/147642.html?thread=3366586 - источник иллюстрации
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Работа с терминами.
- Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству. До конца 18 в. Более был распространен синоним – словосочетание «сын Отечества».
- Актуальность (лат. аctualis) – важность для данного момента, значительность в настоящее время чего-либо, злободневность.
ИСТОЧНИКИ
http://www.docme.ru/download/548656
https://www.youtube.com/watch?v=buItgZtNEXo
http://prezentacii.com/literatura/1349-myu-lermontov-borodino.html
http://gavitex.com/share/mou0kbmzw
http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-39059
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/11/11/urok-literatury-v-5-m-klasse-po-teme-m-yu-lermontov-borodino