5 класс. Литература. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Сказка «Ашик-Кериб»

5 класс. Литература. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Сказка «Ашик-Кериб»

Комментарии преподавателя

I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России
      Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова, приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение, и карту-схему Отечественной войны 1812 г.
      — Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?
      Дети вспоминают сказку «Ашик-Кериб», отрывок из стихотворения «Терек», говорят о том, что Лермонтов любил Кавказ.
      Знакомство с детскими и юношескими годами поэта может быть организовано двумя способами: с помощью слова учителя или чтения статьи учебника. В нашем учебнике помещена содержательная и краткая статья о жизни Лермонтова (по В. Мануйлову). Ученики прочитают ее, ответят на вопросы (с. 164—165). Учитель при необходимости дополнит материал статьи.
      Можно обратиться к справочным материалам учебника и прочитать короткий очерк «Село Тарханы» (с. 301—303), рассмотреть фотографии(с. 302).
      Не будем долго останавливаться на биографии Лермонтова: подробное ее изучение у школьников еще впереди, на данном же уроке главное для нас — это тема Бородина.

http://www.umniza.de/Mihaail-Lirmontov-Borodino

      II. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
      После того как ученики настроились и приготовились слушать стихотворение, учитель выразительно читает его. Ученики следят по учебнику.
      Выдержав необходимую паузу, учитель проведет небольшую работу по выявлению восприятия этого стихотворения. Несмотря на то что большое количество слов детям незнакомо, стихотворение производит глубокое впечатление на пятиклассников.
Можно посмотреть видеоурок по теме вот здесь http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/m-yu-lermontov/m-yu-lermontov-detstvo-i-nachalo-literaturnoy-deyatelnosti-interes-k-istorii-rossii-borodino-istoricheskaya-osnova-proizvedeniya?seconds=0
      Эвристическая беседа
      Невозможно дать четкие рекомендации по проведению эвристической беседы, так как трудно предусмотреть варианты развития темы. От учителя требуется особенная гибкость и доверие к детям. Наметим основные пункты беседы.
      — О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
      Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.
      — Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе?
      Вспомним басню И. А. Крылова «Волк на псарне».
      — Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?
      Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя — это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.
      — Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?
      — Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?
      Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.


      — Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: «...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана»?
      — С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?
      — Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
      — О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали...»?
      Учитель повесит карту, подготовленный ученик расскажет о первом этапе войны — об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском.
      — Что означает фраза: «...ворчали старики...»? Что такое зимние квартиры!
      По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.
      — Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?
      — «И вот нашли большое поле...» Что это за поле?
      По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.
      — Подберите синоним к выражению «ушки на макушке».
      — Что означает фраза: «Забил заряд я в пушку туго...»?
      Объясним, что артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.
      — Почему солдат называет противника «брат мусью»? С какой интонацией он говорит о готовности к сражению?
      — Как вы понимаете следующие слова?

Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою

За родину свою!

      Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною.
      Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

      — Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку?
      Подготовленный ученик рассказывает, что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» — звучит со сказочной интонацией. В сказках три — волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.
      — Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи?

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

      — Найдите эпитеты в строках: «И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень». Какое настроение они создают?
      — Почему ликовал француз?
      Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.
      — Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?
      Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.
      — Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

      — Как вы понимаете эти слова рассказчика?
      Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.
      Булат — сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Словасражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал с сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.
      — «И молвил он, сверкнув очами...» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение?
      Дети отметят слова молвил, очами. Строфу прочитаем торжественно и сдержанно, без ложного пафоса.
      Описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!») прочитает один из учеников. Возможные задания:
      — Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?
      — С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.
      — Как вы думаете, почему автор пишет: «...рука бойцов колоть устала...», а не «руки бойцов колоть устали»?
      — С помощью каких строк автор передает грохот боя?
      Ученики уже встречались с примерами аллитерации (термин не называем) и покажут роль звука [р] в строках: «И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел».
      — Подберите синоним к глаголу изведал.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

 

      — Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш?
      Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.
      — С какими строками стихотворения перекликаются слова сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали...»?
      Ученики отметят строки: «Земля тряслась — как наши груди...» С помощью выявления таких деталей можно донести до детей мысль о точности и одновременно фольклорности рассказа о великом событии. Предложим им найти строку в тексте, при чтении которой вспоминается мать сыра земля.
      — Рассмотрите в учебнике репродукцию фрагмента «Бородинской панорамы» Ф. А. Рубо. Какие строки лермонтовского стихотворения соответствуют тому, что изобразил Рубо?
      По некошеному полю скачут всадники и сшибаются в схватке, пушечный дым и дым горящих деревень застилает окрестности, летят ядра и пули, ржут кони. Слева над массой всадников видно знамя.
      Читаем предпоследнюю строфу.
      — К чему были готовы русские воины?
      — Что означают слова: «Вот затрещали барабаны — // И отступили басурманы»?
      В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.
      — Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?
      Воин сожалеет о гибели многих русских людей.
      После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о Бородинском сражении.
      Подготовить рассказ о «Бородинской панораме» Ф. А. Рубо и о других произведениях изобразительного искусства, посвященных Бородинской битве.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=hJUyANvpEsg

http://www.youtube.com/watch?v=bR-cUM6ULA4

http://www.youtube.com/watch?v=RC_BttS80lA

http://www.youtube.com/watch?v=7E427fXUajk

http://uchitel-slovesnosti.ru/load/prepodavanie_literatury_metodicheskie_sovety/5_klass_posobie_o_a_ereminoj/m_ju_lermontov_detstvo_i_nachalo_literaturnoj_dejatelnosti_interes_k_istorii_rossii_borodino_istoricheskaja_osnova_stikhotvorenija/155-1-0-3706

иллюстрации http://www.borodino.ru/index.php?page=content&DocID=5532&__CM3__CM3=3o51l9iu3mp1saafs8vddisnr2

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.