7 класс. Биология. Нервная система животных

7 класс. Биология. Нервная система животных

Комментарии преподавателя

 Нервная система животных

Тема урока: «Нерв­ная си­сте­ма».

Цель урока – рас­смот­реть устрой­ство нерв­ной си­сте­мы у жи­вот­ных раз­лич­ных си­сте­ма­ти­че­ских групп, а также такое свой­ство жи­вот­ных, как раз­дра­жи­мость.

У про­стей­ших, а также у неко­то­рых по­движ­ных кле­ток жи­вот­ных на­блю­да­ет­ся ре­ак­ция клет­ки на внеш­нее воз­дей­ствие. Так, эв­гле­на зе­ле­ная, бу­дучи осве­щен­ной, плы­вет по на­прав­ле­нию к ис­точ­ни­ку света. Клет­ки ин­фу­зо­рии ту­фель­ки не под­плы­ва­ют к кри­стал­ли­кам по­ва­рен­ной соли, бро­шен­ным на дно со­су­да, где оби­та­ют ин­фу­зо­рии. Такие про­стей­шие дви­га­тель­ные ре­ак­ции на­зы­ва­ют­ся так­си­са­ми.

Так­сис  дви­га­тель­ная ре­ак­ция в ответ на од­но­сто­ронне дей­ству­ю­щий фак­тор.

На­ли­чие так­си­сов и мно­гие дру­гие при­ме­ры под­твер­жда­ют, что у про­стей­ших и жи­вот­ных име­ет­ся свой­ство ре­а­ги­ро­ва­ния на внеш­ние раз­дра­жи­те­ли. Такое свой­ство по­лу­чи­ло на­зва­ние раз­дра­жи­мость. Нерв­ные клет­ки об­ла­да­ют чув­стви­тель­но­стью, функ­ции нерв­ных кле­ток – это прием, вы­ра­бот­ка, про­ве­де­ние и пе­ре­да­ча нерв­ных им­пуль­сов.

Как мы уже много раз от­ме­ча­ли, губки (рис. 1) неда­ле­ко ушли от ко­ло­ни­аль­ных про­стей­ших: у губок нет ни нерв­ных кле­ток, ни нерв­ной ткани. Од­на­ко у неко­то­рых видов в огра­ни­чен­ной мере про­яв­ля­ет­ся спо­соб­ность к пе­ре­да­че им­пуль­сов, де­ла­ют это обыч­ные клет­ки.

Рис. 1. Губки

У ки­шеч­но­по­лост­ных име­ют­ся нерв­ные клет­ки и про­стая рас­се­ян­ная нерв­ная си­сте­ма. Нерв­ные клет­ки имеют звезд­ча­тую форму и тон­ки­ми от­рост­ка­ми со­еди­ня­ют­ся между собой. Рас­по­ла­га­ют­ся нерв­ные клет­ки под кож­но-му­скуль­ны­ми и раз­бро­са­ны по всему телу, об­ра­зуя нерв­ные спле­те­ния (рис. 2, 3).

Рис. 2. Нерв­ная си­сте­ма гидры (схема)

Рис. 3. Нерв­ная си­сте­ма гидры (пре­па­рат)

Клет­ки этой сети свя­за­ны с чув­стви­тель­ны­ми нерв­ны­ми клет­ка­ми, от­рост­ки ко­то­рых воз­вы­ша­ют­ся над на­руж­ным и внут­рен­ним сло­я­ми кле­ток тела. Бла­го­да­ря от­рост­кам чув­стви­тель­ных кле­ток внеш­ние ме­ха­ни­че­ские, хи­ми­че­ские или дру­гие раз­дра­же­ния быст­ро пе­ре­да­ют­ся всей нерв­ной сети, это при­во­дит к со­кра­ще­нию кож­но-му­скуль­ных кле­ток всего тела или толь­ко неко­то­рых его участ­ков.

У сво­бод­но­пла­ва­ю­щих медуз на­блю­да­ет­ся кон­цен­тра­ция нерв­ных кле­ток по краю зон­ти­ка, где рас­по­ла­га­ют­ся их ор­га­ны чувств. 

Рис. 4. Ме­ду­за

Ста­биль­но по­вто­ря­е­мая от­вет­ная ре­ак­ция ор­га­низ­ма на любое воз­дей­ствие раз­дра­жи­те­ля при по­мо­щи нерв­ной си­сте­мы на­зы­ва­ет­ся ре­флек­сом.

Что зна­чит ста­биль­но по­вто­ря­е­мая? Это зна­чит, что ор­га­низм не толь­ко как-то ре­а­ги­ру­ет на дан­ный раз­дра­жи­тель, но и на каж­дый кон­крет­ный вид раз­дра­жи­те­ля у него есть опре­де­лен­ная ре­ак­ция.

У плос­ких чер­вей нерв­ная си­сте­ма пред­став­ле­на нерв­ны­ми уз­ла­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в пе­ред­ней части тела червя, и от­хо­дя­щи­ми от них нерв­ны­ми стол­ба­ми. Нерв­ные стол­бы со­еди­не­ны между собой пе­ре­мыч­ка­ми. Таким об­ра­зом, нерв­ная си­сте­ма при­об­ре­та­ет вид ре­шет­ки (рис. 5, 6).

Рис. 5. Нерв­ная си­сте­ма плос­ко­го червя

Рис. 6. Плос­кий червь

Число этих про­доль­ных стол­бов у при­ми­тив­ных форм до­воль­но зна­чи­тель­но – 5–6 пар, но в ходе эво­лю­ции оно умень­ша­ет­ся до 2 или даже 1 пары.

У круг­лых чер­вей-нема­тод нерв­ная си­сте­ма со­сто­ит из око­ло­гло­точ­но­го нерв­но­го коль­ца и од­но­го или несколь­ких про­доль­ных нерв­ных ство­лов. Око­ло­гло­точ­ное нерв­ное коль­цо об­ра­зу­ет­ся вслед­ствие сли­я­ния пар­ных над­гло­точ­ных и под­гло­точ­ных нерв­ных узлов (рис. 7).

Рис. 7. Нерв­ная си­сте­ма круг­ло­го червя

У коль­ча­тых чер­вей в ре­зуль­та­те со­кра­ще­ния числа нерв­ных ство­лов об­ра­зу­ет­ся брюш­ная нерв­ная це­поч­ка, име­ет­ся круп­ное и раз­ви­тое око­ло­гло­точ­ное нерв­ное коль­цо, ко­то­рое ино­гда даже име­ну­ют го­лов­ным моз­гом.

В каж­дом сег­мен­те тела брюш­ная нерв­ная це­поч­ка фор­ми­ру­ет пару са­мо­сто­я­тель­ных нерв­ных узлов с от­хо­дя­щи­ми от них нер­ва­ми (рис. 8, 9).

Рис. 8–9. Нерв­ная си­сте­ма коль­ча­то­го червя

Нерв­ная си­сте­ма чле­ни­сто­но­гих прин­ци­пи­аль­но сход­на с та­ко­вой у коль­ча­тых чер­вей. Над­гло­точ­ный нерв­ный узел у чле­ни­сто­но­гих очень круп­ный и слож­но ор­га­ни­зо­ван­ный. В нем про­ис­хо­дит обособ­ле­ние от­дель­ных нерв­ных цен­тров, такой круп­ный над­гло­точ­ный нерв­ный узел на­зы­ва­ет­ся го­лов­ным моз­гом. Име­ет­ся и брюш­ная нерв­ная це­поч­ка (рис. 10).

Рис. 10. Нерв­ная си­сте­ма чле­ни­сто­но­гих

Для неко­то­рых ра­ко­об­раз­ных и мно­го­но­жек ха­рак­тер­но на­ли­чие соб­ствен­но­го нерв­но­го узла в каж­дом сег­мен­те тела. У боль­шин­ства же пред­ста­ви­те­лей типа от­дель­ные нерв­ные узлы сли­ва­ют­ся между собой. Нерв­ная си­сте­ма в целом кон­цен­три­ру­ет­ся в пе­ред­ней части тела.

Для при­ми­тив­ных мол­люс­ков ха­рак­тер­на нерв­ная си­сте­ма, со­сто­я­щая из око­ло­гло­точ­но­го коль­ца и че­ты­рех ство­лов, два из ко­то­рых ин­нер­ви­ру­ют ногу. У боль­шин­ства же пред­ста­ви­те­лей типа на­блю­да­ет­ся об­ра­зо­ва­ние ган­гли­ев и их сме­ще­ние к пе­ред­не­му концу тела, при­чем наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ет над­гло­точ­ный нерв­ный узел, ко­то­рый в дан­ном слу­чае также на­зы­ва­ет­ся го­лов­ным моз­гом (рис. 11).

В ре­зуль­та­те всего этого фор­ми­ру­ет­ся нерв­ная си­сте­ма раз­бро­сан­но уз­ло­во­го типа.

Рис. 11. Нерв­ная си­сте­ма мол­люс­ка

Нерв­ная си­сте­ма иг­ло­ко­жих пред­став­ле­на от­но­си­тель­но про­сто и со­сто­ит из трех от­дель­ных ча­стей, каж­дая из ча­стей по­стро­е­на по ра­ди­аль­но­му плану и со­сто­ит из нерв­но­го коль­ца и ра­ди­аль­ных нерв­ных тяжей (рис. 12).

Рис. 12. Нерв­ная си­сте­ма мор­ской звез­ды

Устрой­ство нерв­ной си­сте­мы – это тот ред­кий слу­чай, когда дей­стви­тель­ной можно ска­зать, что у неко­то­рых хор­до­вых эта си­сте­ма устро­е­на слож­нее, чем у дру­гих жи­вот­ных.

Для хор­до­вых нерв­ная си­сте­ма лан­цет­ни­ка устро­е­на про­сто, это полая нерв­ная труб­ка, на­хо­дя­ща­я­ся на спин­ной сто­роне тела, пе­ред­ний конец ее рас­ши­рен и об­ра­зу­ет го­лов­ной пу­зырь (рис. 13). Го­лов­ной пу­зырь – как раз то, из чего в ходе эво­лю­ции об­ра­зу­ет­ся го­лов­ной мозг по­зво­ноч­ных жи­вот­ных.

Рис. 13. Нерв­ная си­сте­ма лан­цет­ни­ка

Нерв­ная си­сте­ма по­зво­ноч­ных жи­вот­ных со­сто­ит из го­лов­но­го и спин­но­го мозга, а также от­хо­дя­щих от них нер­вов. Го­лов­ной мозг имеет пять от­де­лов: пе­ред­ний, про­ме­жу­точ­ный, сред­ний, про­дол­го­ва­тый и моз­же­чок. Про­дол­го­ва­тый мозг пе­ре­хо­дит в спин­ной мозг без ка­кой-ни­будь чет­кой гра­ни­цы (рис. 14, 15).

Рис. 14. Нерв­ная си­сте­ма рыбы

Рис. 15. Го­лов­ной мозг рыбы

От­но­си­тель­ный раз­мер и слож­ность го­лов­но­го мозга у пред­ста­ви­те­лей раз­ных клас­сов по­зво­ноч­ных жи­вот­ных раз­лич­ны. Вес го­лов­но­го мозга в про­цен­тах от массы тела со­став­ля­ет у со­вре­мен­ных хря­ще­вых рыб от 0,06–0,44 %, у кост­ных рыб от 0,02–0,94 %. По срав­не­нию с ры­ба­ми вес го­лов­но­го мозга зем­но­вод­ных го­раз­до боль­ше. От­но­си­тель­ный вес го­лов­но­го мозга со­став­ля­ет для хво­ста­тых зем­но­вод­ных 0,29–0,36 %, для бес­хво­стых зем­но­вод­ных 0,50–0,73 % (рис. 16).

Рис. 16. Срав­не­ние раз­ме­ров мозга жи­вот­ных

Как и у дру­гих по­зво­ноч­ных, го­лов­ной мозг ам­фи­бий со­сто­ит из пяти от­де­лов. Пе­ред­ний мозг от­но­си­тель­но круп­ный и раз­де­лен на два по­лу­ша­рия, име­ют­ся круп­ные обо­ня­тель­ные доли, раз­вит про­ме­жу­точ­ный мозг, моз­же­чок раз­вит от­но­си­тель­но слабо, в связи с неслож­ны­ми од­но­об­раз­ны­ми дви­же­ни­я­ми зем­но­вод­ных. Про­дол­го­ва­тый мозг от­ве­ча­ет за де­я­тель­ность ды­ха­тель­ной, кро­ве­нос­ной и пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы.

Сред­ний мозг от­но­си­тель­но неве­лик, он раз­вит сла­бее, чем у кост­ных рыб. Он яв­ля­ет­ся цен­тром зре­ния, а также от­ве­ча­ет за де­я­тель­ность ске­лет­ной му­ску­ла­ту­ры (рис. 17).

Рис. 17. Стро­е­ние мозга зем­но­вод­но­го

Нерв­ная си­сте­ма пре­смы­ка­ю­щих­ся в связи с ак­тив­ным на­зем­ным су­ще­ство­ва­ни­ем пре­тер­пе­ва­ет даль­ней­шие услож­не­ния. Масса мозга у реп­ти­лий может быть в 250, а то и в 10 000 раз мень­ше массы тела, но это не по­то­му, что у реп­ти­лий такой ма­лень­кий мозг, а по­то­му, что среди них много круп­ных со­зда­ний с боль­шой мас­сой тела.

Рис. 18. Стро­е­ние мозга кро­ко­ди­ла

Боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ет моз­же­чок и пе­ред­ний мозг. Масса пе­ред­не­го мозга со­став­ля­ет до по­ло­ви­ны от массы го­лов­но­го мозга в целом. Лю­бо­пыт­но, что обо­ня­тель­ные доли от­но­си­тель­но неболь­шие, тогда как силь­но раз­ви­ты по­лу­ша­рия пе­ред­не­го мозга (рис. 18).

Огром­ная ско­рость об­ме­на ве­ществ при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию у птиц слож­но­го по­ве­де­ния, такое по­ве­де­ние и неве­ро­ят­ная слож­ность дви­же­ний, свя­зан­ных с по­ле­том, при­во­дит еще к боль­ше­му, чем у реп­ти­лий, раз­ви­тию го­лов­но­го мозга.

У птиц масса пе­ред­не­го мозга со­став­ля­ет от 50 до 60 % массы всего го­лов­но­го мозга, а у мел­ких во­ро­бьи­но­об­раз­ных птиц даже до 70 %. Осо­бо­го раз­ви­тия до­сти­га­ют боль­шие по­лу­ша­рия пе­ред­не­го мозга. В связи с по­ле­том чрез­вы­чай­но силь­но раз­вит и моз­же­чок (рис. 19, 20).

Рис. 19. Нерв­ная си­сте­ма птиц

Рис. 20. Го­лов­ной мозг птицы

И, на­ко­нец, вер­ши­ны сво­е­го раз­ви­тия го­лов­ной мозг до­сти­га­ет у неко­то­рых мле­ко­пи­та­ю­щих. Для пред­ста­ви­те­лей клас­са в целом ха­рак­тер­ны незна­чи­тель­ные раз­ме­ры пе­ред­не­го мозга, осо­бен­но коры его по­лу­ша­рий. Она со­сто­ит из несколь­ких слоев нерв­ных кле­ток, имеет из­ви­ли­ны и склад­ки, при­чем чем слож­нее по­ве­де­ние жи­вот­но­го, тем боль­шие ко­ли­че­ство из­ви­лин мы можем на­блю­дать в коре его пе­ред­не­го мозга. Зна­чи­тель­но­го раз­ви­тия до­сти­га­ет у мле­ко­пи­та­ю­щих сред­ний мозг и моз­же­чок (рис. 21).

Рис. 21. Мозг шим­пан­зе

 Рефлексы

Одним из важ­ных ме­ха­низ­мов ре­ак­ции ор­га­низ­ма на раз­дра­же­ние яв­ля­ет­ся ре­флекс. Ре­флек­сы бы­ва­ют врож­ден­ные, или без­услов­ные, и при­об­ре­тен­ные, или услов­ные.

Без­услов­ные ре­флек­сы – это на­след­ствен­но пе­ре­да­ва­е­мые ре­ак­ции ор­га­низ­ма на раз­дра­жи­тель. Такие ре­флек­сы при­су­щи всем пред­ста­ви­те­лям вида. При­ме­ры без­услов­ных ре­флек­сов – это ре­флек­тор­ное от­дер­ги­ва­ние руки от го­ря­че­го объ­ек­та или ре­флек­тор­ное уча­ще­ние ды­ха­ния при из­быт­ке уг­ле­кис­ло­го газа в крови.

Услов­ные ре­флек­сы воз­ни­ка­ют в ходе ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия и на­коп­ле­ния жи­вот­ным дан­ных. Услов­ные ре­флек­сы фор­ми­ру­ют­ся на базе без­услов­ных при уча­стии вы­со­ко­раз­ви­то­го го­лов­но­го мозга.

Раз­ра­бот­ка уче­ния об услов­ных ре­флек­сах свя­за­на в первую оче­редь с име­нем Ивана Пет­ро­ви­ча Пав­ло­ва (рис. 22). Он по­ка­зал, что новое ней­траль­ное воз­дей­ствие может вы­звать у жи­вот­но­го ре­флек­тор­ную ре­ак­цию, если оно неко­то­рое время предъ­яв­ля­лось вме­сте с без­услов­ным воз­дей­стви­ем.

Рис. 22. И.П. Пав­лов

На­при­мер, если со­ба­ке дать по­ню­хать мяса, то у нее вы­де­ля­ет­ся же­лу­доч­ный сок, это без­услов­ный ре­флекс, если же од­но­вре­мен­но с по­да­чей мяса, на­при­мер, зве­неть зво­ноч­ком, то нерв­ная си­сте­ма со­ба­ки ас­со­ци­и­ру­ет этот звук с пищей. Же­лу­доч­ный сок будет вы­де­лять­ся в ответ на зво­но­чек, даже если мясо со­ба­ке не по­ка­зы­вать. Услов­ные ре­флек­сы лежат в ос­но­ве при­об­ре­тен­но­го по­ве­де­ния.

Рис. 23. Ака­де­мик Пав­лов за ра­бо­той

Од­на­ко по­ве­де­ние мно­гих жи­вот­ных нель­зя опи­сать лишь с ис­поль­зо­ва­ни­ем лишь услов­ных и без­услов­ных ре­флек­сов. Су­ще­ству­ют и мно­гие очень слож­ные и раз­но­об­раз­ные ме­ха­низ­мы нере­флек­тор­но­го по­ве­де­ния. Ни один со­вре­мен­ный био­лог не сво­дит, на­при­мер, по­ве­де­ние мле­ко­пи­та­ю­щих толь­ко к ре­флек­сам. Со­ба­ка Пав­ло­ва – это ско­рее пре­па­рат для изу­че­ния услов­но­го ре­флек­са, чем мо­дель опи­са­ния жи­вот­но­го.

 Инстинкты

Ин­стинкт – это со­во­куп­ность на­сле­ду­е­мых про­грамм по­ве­де­ния, ха­рак­тер­ных для жи­вот­ных опре­де­лен­но­го вида в дан­ных опре­де­лен­ных усло­ви­ях. Ин­стинк­ты со­став­ля­ют ос­но­вы по­ве­де­ния жи­вот­ных, од­на­ко у мно­гих жи­вот­ных ин­стинк­ты мо­ди­фи­ци­ру­ют­ся под вли­я­ни­ем опыта.

На­при­мер, ин­стинк­тив­но отыс­кать место для убе­жи­ща, по­строй­ка норы, гнез­да или ло­го­ва, корм­ле­ние детей.

 


Так­сис

Так­сис – это дви­га­тель­ная ре­ак­ция на ка­кой-ни­будь од­но­сто­ронне дей­ству­ю­щий фак­тор. На что во­об­ще может ре­а­ги­ро­вать про­стей­шее?

В со­от­вет­ствии с раз­ны­ми ва­ри­ан­та­ми фак­то­ров вы­де­ля­ют­ся и раз­лич­ные типы так­си­сов.

Хе­мо­так­сис – это дви­же­ние в на­прав­ле­нии по­ни­же­ния или, на­о­бо­рот, по­вы­ше­ния кон­цен­тра­ции ка­ко­го-ли­бо хи­ми­че­ско­го ве­ще­ства.

По­ло­жи­тель­ный фо­то­так­сис – это дви­же­ние в на­прав­ле­нии ис­точ­ни­ка света.

От­ри­ца­тель­ный фо­то­так­сис – это дви­же­ние в на­прав­ле­нии от ис­точ­ни­ка света.

По­ло­жи­тель­ный гео­так­сис – это дви­же­ние по на­прав­ле­нию по­верх­но­сти земли.

От­ри­ца­тель­ный гео­так­сис – это, на­о­бо­рот, дви­же­ние от земли.


Ла­бо­ра­тор­ная ра­бо­та «Изу­че­ние от­вет­ной ре­ак­ции жи­вот­ных ни раз­дра­же­ние»

Для этой ла­бо­ра­тор­ной ра­бо­ты вам по­на­до­бят­ся дож­де­вые черви, ка­кие-ли­бо мол­люс­ки, на­при­мер ви­но­град­ные улит­ки или аха­ти­ны, ка­кие-ли­бо пред­ста­ви­те­ли ра­ко­об­раз­ных и на­се­ко­мых, ак­ва­ри­ум­ные рыбки, ка­кие-ли­бо пред­ста­ви­те­ли по воз­мож­но­сти ам­фи­бий, реп­ти­лий и птиц, а также ла­бо­ра­тор­ные мле­ко­пи­та­ю­щие – мыши или мор­ские свин­ки (рис. 24–30).

Рис. 24. Дож­де­вой червь

Рис. 25. Улит­ка

Рис. 26. Игу­а­на

Рис. 27. Ка­на­рей­ка

Рис. 28. Пес­чан­ка

Ра­зу­ме­ет­ся, все они долж­ны жить в со­от­вет­ству­ю­щих сад­ках. Де­ре­вян­ной или стек­лян­ной па­лоч­кой по­про­буй­те осто­рож­но при­кос­нуть­ся к каж­до­му из жи­вот­ных, объ­яс­ни­те его от­вет­ную ре­ак­цию. От­меть­те, как ре­а­ги­ру­ет дож­де­вой червь на при­кос­но­ве­ние, ка­ко­ва ре­ак­ция мол­люс­ка, если слег­ка его уда­рить по ра­ко­вине па­лоч­кой, ка­ко­во по­ве­де­ние ра­ко­об­раз­ных и на­се­ко­мых, когда к ним при­бли­жа­ет­ся па­лоч­ка, поз­во­ля­ют ли при­кос­нуть­ся к себе рыбы, зем­но­вод­ные и пре­смы­ка­ю­щи­е­ся, как ведут себя птицы и мле­ко­пи­та­ю­щие при по­пыт­ке при­кос­нуть­ся к ним.

Рис. 29. Жук-на­воз­ник

Рис. 30. Ля­гуш­ка

Сфор­му­ли­руй­те вывод на ос­но­ва­нии изу­че­ния ре­ак­ций жи­вот­ных на раз­дра­жи­те­ли, на­блю­да­ли ли вы ак­тив­ные или же пас­сив­ные ре­ак­ции, по­пыт­ки за­щи­ты или же агрес­сии. Ка­ко­во зна­че­ние всех этих ре­ак­ций в жизни жи­вот­ных.


Зна­е­те ли вы, что...

От­но­си­тель­ная масса го­лов­но­го мозга у мыши и во­ро­бья го­раз­до боль­ше, чем у че­ло­ве­ка. У мыши – 3,2 %, у во­ро­бья – 2,9 %, а у всего че­ло­ве­ка – 2,5 %. Объ­яс­ня­ет­ся это, ко­неч­но же, не мень­шим раз­ви­ти­ем нерв­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка, а про­сто го­раз­до боль­шей мас­сой его тела.

Рис. 31. Мышь

Рис. 32. Во­ро­бей

Рис. 33 Слон

Рис. 34. Синий кит

Мак­си­маль­ная масса мозга слона – 4925 г, тогда как у си­не­го кита, ко­то­рый в де­сят­ки раз тя­же­лее слона, масса мозга всего 4700 г.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass/tema/nervnaya-sistema?seconds=0&chapter_id=1808

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cHGNsz0zFTU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=os1dduNJjJk

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/7-klass/nervnaya-sistema-refleks-instinkt.html

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/nervnaja-sistema-refleks-instinkt.html

Файлы