7 класс. Алгебра. Математический язык. Математическая модель.
7 класс. Алгебра. Математический язык. Математическая модель.
Комментарии преподавателя
На данном уроке будут рассмотрены основы математического языка. Данный язык используется в различных науках: физике, химии, экономике и т. д. В каждой из этих наук есть определенные законы и правила, которые формулируются на русском языке, а потом переводятся на математический. Каждая тема, изучаемая в математике, базируется на математическом языке. Числовые, алгебраические выражения являются элементами этого языка. Знание математического языка в дальнейшем мы будем использовать при решении текстовых задач, когда условие будем представлять в виде формулы, составляя математические модели на соответствующем языке.
Введение. Виды языков
Существуют различные виды языков, например, многие из вас чаще всего пользуются повседневным разговорным языком при общении с окружающими людьми. Однако существуют разновидности такого языка, так, общение с близкими друзьями может заметно отличаться от общения с родителями и учителями в школе. При этом оба этих разговорных варианта подчиняются своим правилам, которые не носят строгого характера (дают свободу в выборе форм высказываний). Еще один пример языка – это язык официальной документации, он отличается от разговорного более строгим стилем и подчинением более строгим правилам.
Рис. 1. Дорожные знаки
Существуют также узкоспециализированные языки, носящие строгий характер и ориентированные на понимание профессионалами. К таковым можно отнести: язык дорожных знаков (ориентирован на водителей) (см. Рис. 1); язык сигналов, например флаги (используется на флоте для обмена информацией (см. Рис. 2)); язык программирования.
Рис. 2. Передача информации с помощью флажков
На этом уроке объектом изучения будет математический язык
Математический язык
Математический язык – формальный язык людей, изучающих точные науки. Этот язык оперирует точными понятиями и состоит из высказываний с универсальными символами.
Математический язык отличается от разговорного тем, что после перевода на него многие утверждения выглядят яснее и прозрачнее. Например, на обычном языке говорят: «чтобы сложить две обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатели оставить без изменений». Математик при этом осуществляет синхронный перевод на свой язык:
Можно осуществить и обратный перевод. На математическом языке записан распределительный закон:
Осуществляя перевод на обычный язык, получим длинное предложение: «Чтобы умножить число на сумму чисел и , надо число умножить поочередно на каждое слагаемое и полученные произведения сложить».
То есть в математике используются обозначения в виде символов, которые позволяют кратко, в условной форме записать математические формулы.
В разговорном языке зачастую возможно менять слова в предложении или предложения в тексте, при этом не нарушая общего смысла. В математическом языке это чаще всего недопустимо.
Примеры перевода устных высказываний в математические и наоборот
Переведите устное высказывание в математическое:
1. Полусумма чисел и : на математическом языке это выглядит как .
2. Полуразность чисел и : .
3. Квадрат числа : .
4. Куб числа : .
Обратный перевод:
1. – на обычном языке это выражение звучит так: сумма чисел и 2.
2. – сумма квадрата числа и квадрата числа .
3. – отношение суммы чисел и к произведению чисел и .
Перевод из словесной формулировки в символьную
1. Чтобы к числу прибавить сумму двух чисел, можно сначала прибавить к нему первое слагаемое, а затем к полученной сумме второе слагаемое:
2. Чтобы к числу прибавить разность двух чисел, можно сначала прибавить к нему уменьшаемое, а затем из полученной суммы вычесть вычитаемое:
3. Величина дроби не изменится, если ее числитель и знаменатель умножить на одно и то же число, не равное нулю:
Перевод из символьной формулировки в словесную
1. – чтобы из числа вычесть сумму двух чисел, нужно из этого числа вычесть сначала первое слагаемое, а затем второе слагаемое;
2. – если к числу прибавить ноль, то в результате получится то же самое число;
3. – если число умножить на единицу, то в результате получится то же самое число;
4. – если число умножить на ноль, то в результате получится ноль;
5. – если число разделить на единицу, то в результате получится то же самое число;
6. – если ноль разделить на любое число, не равное нулю, то в результате получится ноль;
7. – если любое не равное нулю число умножить на обратное ему число, то в результате получится единица.
Алфавит математического языка
Подобно обычному языку, математический язык начинается с простейших символов. Совокупность этих символов называется алфавитом математического языка. Этот алфавит состоит из:
1. чисел (1; 2; 3; ...);
2. буквенных выражений (a, b, c, …);
3. символов простейших операций ();
4. скобок («(», «)»);
5. возведения в степень (, 2 – верхний индекс).
Из такого алфавита строятся слова, то есть математические выражения, например:
1.
2.
3.
Итоги урока
Современная математика имеет в своем арсенале очень развитые знаковые системы, позволяющие отразить тончайшие оттенки мыслительного процесса. Знание математического языка дает большие возможности для анализа научного мышления и всего процесса познания. На протяжении всего курса математики мы будем совершенствовать знание математического языка и навыки его использования.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/matematicheskij-yazyk-matematicheskaya-model/chto-takoe-matematicheskiy-yazyk?konspekt&chapter_id=1
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=FbQieDZLdc0