6 класс. Математика. Основное свойство дроби
6 класс. Математика. Основное свойство дроби
Комментарии преподавателя
Пример № 1 Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
Рассмотрим дробь . У данной дроби знаменатель 5 – это значит, что объект разделили на пять частей. А числитель 2 указывает на то, что взяли только две части (рис. 1).
Рис. 1.
Например, определим от ста рублей:
(руб.)
Посмотрим на дробь . Эта дробь состоит из таких же долей, что и предыдущая (), но берем мы их четыре (рис. 2).
Рис. 2.
Вычислим от ста рублей:
(руб.)
Итак, и , и состоят из частей , только в первом случае мы взяли 2 таких части, а во втором – 4, поэтому , причем ровно в 2 раза.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями, большая та, у которой числитель больше.
Пример № 2 Увеличение числителя
На уроке математики учитель написала на доске дробь и спросила, что произойдет, если числитель увеличить в два раза (рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация к примеру (Источник)
Решение
1. Умножим числитель на два:
2. По аналогии с первым примером можно сказать, что дробь в два раза больше, чем . Объяснением тому, послужит следующее утверждение. Обе эти дроби состоят из одинаковых частей ( только в первом случае было пять частей – числитель пять, а во втором в два раза больше – числитель десять.
Задание № 1 Увеличение числителя
Увеличьте дроби в три раза: , , .
Решение
1. Чтобы увеличить дробь в несколько раз, нужно числитель умножить на это количество раз.
2. Умножим восемь на три и получим дробь:
3. Умножим числитель последней дроби на три:
Пример № 3 Уменьшение числителя
Уменьшим дробь в два раза. Для этого разделим числитель на два.
Проанализируем данную операцию. После того как мы разделили числитель на два, сама дробь уменьшилась в два раза.
Задание № 2 Уменьшение числителя
Уменьшите дроби в четыре раза: , , .
Решение
1. Чтобы уменьшить дробь в определенное количество раз, необходимо числитель разделить на это количество. Следовательно, восемь – числитель первой дроби – надо разделить на четыре.
2. Аналогично поступаем и со второй дробью.
3. Для решения разделим 100 на 4 и получим новую дробь:
Сделаем вывод: если числитель дроби увеличить в несколько раз, то сама дробь увеличится в это количество раз. Так, если числитель дроби уменьшить в какое-то количество раз, разделить на определенное число, то сама дробь уменьшится в это количество раз.
Пример № 4 Сравнение дробей с одинаковыми числителями
Рассмотрим две дроби: и . Какая больше, а какая меньше? Найдем и от 100 рублей.
(руб.)
Теперь можно сравнить полученные числа.
Так, больше, чем в два раза.
Из двух дробей с одинаковыми числителями большая та, у которой знаменатель меньше.
Пример № 5 Увеличение знаменателя
На уроке математики учитель (рис. 4) написала дробь и спроси, что произойдет, если знаменатель увеличить в два раза.
Рис. 4. Иллюстрация к примеру (Источник)
Решение
1. Умножим знаменатель на два.
2. Проанализируем. Так, новая дробь, в два раза меньше, чем исходная, .
Задание № 3 Увеличение знаменателя
Уменьшить дроби в три раза, изменив знаменатели: , , .
Решение
1. Чтобы уменьшить дроби в три раза, необходимо умножить их знаменатели на три.
2. Умножим двенадцать на три.
3. Проделаем такую же математическую операцию и с последней дробью.
Пример № 6 Уменьшение знаменателя
Уменьшим знаменатель в два раза.
Теперь видим, что в два раза меньше, чем .
Задание № 4 Уменьшение знаменателя
Увеличь дроби в четыре раза, изменив знаменатели: , , .
Решение
1. Для увеличения дроби в четыре раза путем изменения знаменателя необходимо знаменатель разделить на четыре:
2. Разделим на четыре знаменатель второй дроби:
3. Увеличим последнюю дробь в четыре раза:
Таким образом, уменьшая знаменатель в некоторое количество раз, мы увеличиваем саму дробь в это количество раз. Увеличиваясь в знаменателе в несколько раз, дробь уменьшается в это количество раз.
Обратим внимание на то, что, меняясь в числителе, дробь меняется в ту же сторону. Изменяясь в знаменателе, дробь меняется в обратную сторону.
Пример № 7 Умножение и деление дроби на одно и то же число
Рассмотрим дробь . Умножим и числитель, и знаменатель на два.
Теперь проанализируем, как изменилась дробь. Увеличиваясь в числителе в два раза, дробь должна увеличиваться в два раза, а увеличение знаменателя в два раза должно приводить к уменьшению дроби в два раза. Получается, что дробь одновременно увеличивается и уменьшается в два раза – это приводит к тому, что дробь не меняется.
Проверим данное утверждение. Вычислим каждую дробь от 100 рублей.
(руб.)
(руб.)
Следовательно, две дроби равны:
Таким образом, если одновременно и числитель, и знаменатель умножить на одно и то же число, то дробь не изменится.
1. Разделим числитель и знаменатель на 2, 4, 8 и 16.
Одновременное деление числителя и знаменателя на одно и то же число не изменяет дробь. Следовательно, все полученные дроби равны друг другу.
Выводы
Подытожим полученные знания.
1. Если числитель дроби увеличить/уменьшить в несколько раз, то сама дробь увеличится/уменьшится во столько же раз соответственно:
больше в с раз, чем
меньше в с раз, чем
2. Если знаменатель дроби увеличить/уменьшить в несколько раз, то дробь уменьшится/увеличится во столько же раз соответственно:
меньше в с раз, чем
больше в с раз, чем
3. Если и числитель, и знаменатель дроби умножить или разделить на определенное число, которое не равно нулю, то дробь от этого не изменится. Такие дроби называют эквивалентными:
Основное свойство дроби. Иллюстрирующий пример и формулировка
Разделим круг на 4 равные части и 3 из них закрасим. |
|
Затем каждую четверть круга разделим еще на 2 равные части Полученное равенство можно записать иначе:
|
Основное свойство дроби: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Примеры применения основного свойства дроби
1. Почему это так? По основному свойству дроби. Если числитель и знаменатель дроби умножить на 2, то получим дробь .
2. Почему это так? По основному свойству дроби. Если числитель и знаменатель дроби разделить на 3, то получим дробь .
= 2. Почему это так? Объясним это равенство и слева, и справа. Если числитель и знаменатель дроби разделить на 2, то получим дробь или просто 2. С другой стороны, если числитель и знаменатель дроби умножить на 8, то получим .
Упражнение. Используя рисунки, объяснить, почему равны дроби
1. -?
|
|
Рассмотрим круг. Разделим его на 5 равных частей и 3 из них закрасим. |
Каждую пятую часть круга разделим на 3 равные части. Весь круг окажется разделенным на 15 частей, и 9 из них будут закрашены. |
2. - ?
Рассмотрим квадрат. Разделим его на 4 равные части и 3 из них закрасим. |
Каждую четвертую часть квадрата разделим на 4 равные части. Весь квадрат окажется разделенным на 16 частей, и 12 из них будут закрашены. |
Упражнение. Умножьте числитель и знаменатель данных дробей на 5. Напишите соответствующие равенства
Умножьте числитель и знаменатель каждой дроби на 5. Напишите соответствующие равенства.
Числитель и знаменатель дроби умножим на 5. По основному свойству дроби дробь и дробь равны.
|
|
Числитель и знаменатель дроби умножим на 5. По основному свойству дроби дробь и дробь равны.
|
|
Числитель и знаменатель дроби умножим на 5. По основному свойству дроби дробь и дробь равны.
|
Упражнение. Разделите числитель и знаменатель данных дробей на 3. Запишите соответствующие равенства
Разделите числитель и знаменатель каждой дроби на 3. Напишите соответствующие равенства.
Числитель и знаменатель дроби разделим на 3. По основному свойству дроби дробь и дробь равны.
|
|
Числитель и знаменатель дроби разделим на 3. По основному свойству дроби дробь и дробь равны.
|
|
Числитель и знаменатель дроби разделим на 3. По основному свойству дроби дробь и дробь равны.
|
Упражнение. Объясните, почему верны равенства
Объясните, почему верны равенства: .
Если числитель и знаменатель дроби умножить на 2, то по основному свойству дроби полученная дробь равна . Почему мы выполнили умножение именно на 2? На что нужно умножить числитель первой дроби 4, чтобы получить числитель второй дроби 8? Очевидно, что это число 2. |
|
Если числитель и знаменатель дроби разделить на 4, то по основному свойству дроби полученная дробь равна . Как получить число 4? Для этого сравним знаменатели дробей. Как из числа 44 получить число 11? ( Нужно 44 разделить на 4. |
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/slozhenie-i-vychitanie-drobej-s-raznymi-znamenatelyami/osnovnoe-svoystvo-drobi-slupko-m-v
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/slozhenie-i-vychitanie-drobej-s-raznymi-znamenatelyami/osnovnoe-svoystvo-drobi-terentieva-i-g
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cLhnLpn8iUA
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZVPAbH-1EeI
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FDeFluuuVXc
источник презентации - http://ppt4web.ru/algebra/osnovnoe-svojjstvo-drobi2.html
источник презентации - http://ppt4web.ru/matematika/osnovnoe-svojjstvo-drobi1.html
источник теста - http://testedu.ru/test/matematika/6-klass/slozhenie-i-vyichitanie-drobej.html