6 класс. Математика. Приведение дробей к общему знаменателю

6 класс. Математика. Приведение дробей к общему знаменателю

Комментарии преподавателя

 Введение

По­смот­ри­те: это две книги или одна (см. рис. 1, 2)? Книга одна, формы раз­ные. В одних слу­ча­ях удоб­на одна форма, в дру­гих дру­гая. Се­год­ня мы будем го­во­рить об эк­ви­ва­лент­ных обо­зна­че­ни­ях од­но­го и того же ко­ли­че­ства.

Рис. 1. «Вол­шеб­ник Изу­мруд­но­го го­ро­да»

Рис. 2. «Вол­шеб­ник Изу­мруд­но­го го­ро­да» (из­да­ние 1984 года)

 Представление числа

Оди­на­ко­вую ин­фор­ма­цию можно по­да­вать в раз­ном виде, на­при­мер, число «три­на­дцать» будет вы­гля­деть так: 13, ХIII, три­на­дцать.

Если по­тре­бу­ет­ся вы­пол­нить сло­же­ние. До­пу­стим, при­ба­вить два­дцать семь.

Три­на­дцать + два­дцать семь сорок

ХIII + XXVII = ХL

13 + 27 = 40

Удоб­нее всего вы­пол­нять вы­чис­ле­ния, если ис­поль­зу­ет­ся де­ся­тич­ная за­пись. На­при­мер, есть два мешка (см. рис. 3). В одном 2 пуда зерна, в дру­гом 32 кг. Это одно и то же ко­ли­че­ство, обо­зна­че­ния раз­ные. До­ба­вим в каж­дый мешок по 3 кг. В пер­вом мешке у нас 2 пуда и 3 кг. Во вто­ром – 35 кг (см. рис. 4). Какая за­пись проще? По­нят­но, вто­рая.

Рис. 3. Мешки с зер­ном

Рис. 4. Мешки с зер­ном

 Представление числа с помощью дробей

Пред­став­лять не целые числа удоб­нее с по­мо­щью дро­бей. Ин­те­рес­но то, что оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство числа можно пред­ста­вить с по­мо­щью эк­ви­ва­лент­ных дро­бей. Так, по­ло­ви­ну торта мы можем по­лу­чить, раз­де­лив торт на две части и взяв из них одну, а можно раз­де­лить на 6 ча­стей и взять 3 (см. рис. 5).

Рис. 5. Эк­ви­ва­лент­ные дроби

Мы по­лу­чим эк­ви­ва­лент­ные дроби . Пусть те­перь нам нужно сло­жить  торта и  торта (см. рис. 6). В таком виде нам это сде­лать не уда­ет­ся (это все равно как скла­ды­вать пуды и ки­ло­грам­мы). Мы можем скла­ды­вать оди­на­ко­вые части, на­при­мер, ше­стые. За­ме­ним  эк­ви­ва­лент­ной дро­бью  (см. рис. 7).Те­перь мы скла­ды­ва­ем оди­на­ко­вые дроби (ше­стые),  (см. рис. 8).

Рис. 6. Сло­же­ние дро­бей 

Рис. 7. За­ме­на  эк­ви­ва­лент­ной дро­бью

Рис. 8. Сумма дро­бей

Рас­смот­рим еще несколь­ко при­ме­ров.

 Пример № 1 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями с помощью эквивалентных дробей

При­мер 1. Сло­же­ние и вы­чи­та­ние дро­бей с раз­ны­ми зна­ме­на­те­ля­ми с по­мо­щью эк­ви­ва­лент­ных дро­бей.

Вы­чис­ли­те: .

Ре­ше­ние

За­пи­шем для каж­дой дроби по несколь­ко эк­ви­ва­лент­ных до тех пор, пока не встре­тим два оди­на­ко­вых зна­ме­на­те­ля в раз­ных рядах.

Те­перь легко вы­пол­нять вы­чис­ле­ния.

Так,при­ве­де­ние дро­бей к об­ще­му зна­ме­на­те­лю – за­ме­на дро­бей на такие эк­ви­ва­лент­ные дроби, ко­то­рые со­дер­жат оди­на­ко­вый зна­ме­на­тель.

Чтобы срав­нить, сло­жить или вы­честь дроби, нам нужно при­ве­сти их к об­ще­му зна­ме­на­те­лю.

Для при­ве­де­ния дро­бей к об­ще­му зна­ме­на­те­лю можно вы­пи­сать це­поч­ку эк­ви­ва­лент­ных, а потом вы­брать такие дроби, у ко­то­рых оди­на­ко­вые зна­ме­на­те­ли.

1)      Вы­пол­нить сло­же­ние: 

Ре­ше­ние

Сна­ча­ла за­пи­шем це­поч­ку эк­ви­ва­лент­ных дро­бей для , для этого чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби до­мно­жим на 2, 3, 4 и т.д.

То же самое про­де­ла­ем для дроби .

Как видим, есть сов­па­де­ние зна­ме­на­те­лей ( и ). За­ме­ня­ем те­перь ис­ход­ные дроби эк­ви­ва­лент­ны­ми и вы­пол­ня­ем вы­чис­ле­ния: .

 Пример № 2 Произведение знаменателей

Опре­де­лить зна­че­ние раз­но­сти: .

Ре­ше­ние

В ка­че­стве об­ще­го зна­ме­на­те­ля можно также ис­поль­зо­вать про­из­ве­де­ние зна­ме­на­те­лей ис­ход­ных дро­бей. При­ве­дем дроби  и  к зна­ме­на­те­лю . Для этого до­мно­жим чис­ли­тель и зна­ме­на­тель пер­вой дроби на 12, а вто­рой – на 16.

Точно так же, как мы умно­жа­ли чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби на одно и то же число, мы можем и по­де­лить их на одно и то же число. В нашем при­ме­ре чис­ли­тель и зна­ме­на­тель де­лят­ся на 8, вы­пол­ним де­ле­ние: .

Такое де­ле­ние, как мы вы­пол­ни­ли, на­зы­ва­ет­ся со­кра­ще­ни­ем дроби. Со­кра­тить дробь – озна­ча­ет раз­де­лить и чис­ли­тель, и зна­ме­на­тель на оди­на­ко­вое число (не рав­ное 0).

 Пример №3. Приведение дробей к общему знаменателю двумя способами

Найти зна­че­ние вы­ра­же­ния: .

1 спо­соб – вос­поль­зу­ем­ся нашим пра­ви­лом: про­из­ве­де­ние зна­ме­на­те­лей яв­ля­ет­ся общим зна­ме­на­те­лем дро­бей. До­мно­жим чис­ли­тель и зна­ме­на­тель пер­вой дроби на 105, а вто­рой – на 70.

Как мы видим, числа 595 и 105 за­кан­чи­ва­ют­ся на 5, а зна­чит, де­лят­ся на 5, то есть мы можем со­кра­тить дробь: .

Также за­ме­тим, что чис­ли­тель и зна­ме­на­тель де­лят­ся на 7, и со­кра­тим дробь:

2 спо­соб – вы­пи­шем це­поч­ки эк­ви­ва­лент­ных дро­бей для  и :

Уже на этом этапе име­ет­ся сов­па­де­ние зна­ме­на­те­лей. За­ме­ним дроби им эк­ви­ва­лент­ны­ми:

Как ви­ди­те, вто­рой спо­соб дал нам ответ быст­рее, чем пер­вый.

 Количество общих знаменателей для двух дробей

Да­вай­те те­перь по­ду­ма­ем, сколь­ко су­ще­ству­ет общих зна­ме­на­те­лей для двух дро­бей.

Какой общий зна­ме­на­тель дро­бей  и ? Вы­пи­шем це­поч­ку эк­ви­ва­лент­ных дро­бей для  и :

Мы видим несколь­ко пар дро­бей с оди­на­ко­вы­ми зна­ме­на­те­ля­ми ( и  и  и ). Если мы про­дол­жим даль­ше це­поч­ки эк­ви­ва­лент­ных дро­бей, то по­лу­чим бес­ко­неч­ное мно­же­ство таких сов­па­де­ний зна­ме­на­те­лей. То есть у двух дро­бей су­ще­ству­ет бес­ко­неч­ное мно­же­ство общих зна­ме­на­те­лей, и нам под­хо­дит любой из них.

На­при­мер, про­из­ве­де­ние зна­ме­на­те­лей ис­ход­ных дро­бей  – это общий зна­ме­на­тель, од­на­ко не самый мень­ший, мы видим общий зна­ме­на­тель, ко­то­рый мень­ше, – 12.

 Наименьший общий знаменатель (примеры №4 и №5)

Есть ли спо­соб отыс­ка­ния наи­мень­ше­го об­ще­го зна­ме­на­те­ля? Да, такой спо­соб су­ще­ству­ет.

Да­вай­те рас­смот­рим сле­ду­ю­щий при­мер.

При­мер 4. Вы­чис­ли­те зна­че­ние вы­ра­же­ния: .

Ре­ше­ние

Будем сле­до­вать рас­смот­рен­но­му ал­го­рит­му и вы­пи­шем це­поч­ки эк­ви­ва­лент­ных дро­бей:

Можем ли мы как-то упро­стить наш ал­го­ритм? Да, можем. Це­поч­ка с бОль­шим зна­ме­на­те­лем ко­ро­че, по­это­му с ней и будем ра­бо­тать. Возь­мем бОль­ший зна­ме­на­тель и будем скла­ды­вать его са­мо­го с собой (таким об­ра­зом, мы не про­пу­стим число 180), про­ве­ряя на каж­дом шаге, де­лит­ся ли число на мень­ший зна­ме­на­тель (45).

60 не де­лит­ся на 45, зна­чит, не будет яв­лять­ся общим зна­ме­на­те­лем для ис­ход­ных дро­бей.

60 + 60 = 120, снова не де­лит­ся на 45. Про­дол­жа­ем при­бав­лять 60.

120 + 60 = 180 де­лит­ся на 45, 180 : 45 = 4.

Тогда общий зна­ме­на­тель 180.

Вы­чис­ли­те зна­че­ние вы­ра­же­ния: .

Ре­ше­ние

Берем бОль­ший зна­ме­на­тель (35) и скла­ды­ва­ем его с самим собой до тех пор, пока ре­зуль­тат не будет де­лить­ся на мень­ший зна­ме­на­тель (21).

35 не де­лит­ся на 21.

35 + 35 = 70 не де­лит­ся на 21.

70 + 35 = 105 де­лит­ся на 21 (105 : 21 = 5), зна­чит, 105 – общий зна­ме­на­тель.

При­ве­дем обе дроби к зна­ме­на­те­лю 105, для этого чис­ли­тель и зна­ме­на­тель пер­вой дроби до­мно­жим на 5, а вто­рой – на 3: .

При­мер 5

Вы­чис­ли­те зна­че­ние вы­ра­же­ния: .

Ре­ше­ние

Когда зна­ме­на­те­ли боль­шие, при­ме­нить преды­ду­щие ме­то­ды до­ста­точ­но слож­но. Тогда раз­мыш­ля­ем так, чтобы число  де­ли­лось на 210, оно долж­но со­дер­жать мно­жи­тель 210. При этом само число рас­кла­ды­ва­ет­ся на мно­жи­те­ли: .

Так все мно­жи­те­ли числа 210 со­дер­жат­ся и в числе .

Нам нужно найти такое число, ко­то­рое со­дер­жит все мно­жи­те­ли числа 210 и числа 1155.

Скон­стру­и­ру­ем необ­хо­ди­мое число, со­дер­жа­щее все мно­жи­те­ли и пер­во­го, и вто­ро­го чисел: .

Ни один из мно­жи­те­лей убрать нель­зя – это и есть наи­мень­шее число, ко­то­рое од­но­вре­мен­но де­лить­ся на 210, и на 1155. Это наи­мень­ший общий зна­ме­на­тель. Раз­ло­же­ние на про­стые мно­жи­те­ли не толь­ко поз­во­ля­ет найти наи­мень­ший общий зна­ме­на­тель, но и под­ска­зы­ва­ет, на какой мно­жи­тель необ­хо­ди­мо до­мно­жить каж­дую дробь. Так, в пер­вом зна­ме­на­те­ле до об­ще­го зна­ме­на­те­ля не хва­та­ет мно­жи­те­ля 11, а во вто­ром – 2.

Вы­чис­ли­те зна­че­ние вы­ра­же­ния: .

Ре­ше­ние

Рас­кла­ды­ва­ем каж­дый зна­ме­на­тель на мно­жи­те­ли.

Общий зна­ме­на­тель: .

 Пример №6

Вы­чис­ли­те зна­че­ние вы­ра­же­ния: .

Ре­ше­ние

Сна­ча­ла раз­ло­жим каж­дый зна­ме­на­тель на мно­жи­те­ли:


Кон­стру­и­ру­ем наи­мень­ший общий зна­ме­на­тель, он дол­жен со­дер­жать все мно­жи­те­ли каж­до­го зна­ме­на­те­ля.

Зна­чит, у пер­во­го зна­ме­на­те­ля не хва­та­ет мно­жи­те­лей 5 и 7, а у вто­ро­го – 2 и 11.

 Выводы

Чтобы срав­нить, сло­жить или вы­честь дроби с раз­ны­ми зна­ме­на­те­ля­ми, их необ­хо­ди­мо све­сти к об­ще­му зна­ме­на­те­лю. Так можно со­став­лять эк­ви­ва­лент­ные дроби, ра­бо­тать с бóльшим зна­ме­на­те­лем, вы­чис­лять про­из­ве­де­ние на­чаль­ных зна­ме­на­те­лей, а также на­хо­дить наи­мень­ший общий зна­ме­на­тель, путём раз­ло­же­ния на мно­жи­те­ли ис­ход­ных зна­ме­на­те­лей.

 Рассмотрение темы сравнения дробей с разными знаменателями на примере

Сравнение дробей с разными знаменателями 

Рис. 1. Срав­не­ние дро­бей с раз­ны­ми зна­ме­на­те­ля­ми

Да­вай­те по­про­бу­ем разо­брать на при­ме­ре, как можно срав­нить две дроби с раз­ны­ми зна­ме­на­те­ля­ми (рис. 1). 

Если су­дить по кар­тин­ке, то может по­ка­зать­ся, что пер­вая дробь од­но­знач­но боль­ше, да­вай­те про­ве­рим это пред­по­ло­же­ние ма­те­ма­ти­че­ским спо­со­бом. Для на­ча­ла да­вай­те вспом­ним, что: при срав­не­нии дро­бей с оди­на­ко­вы­ми зна­ме­на­те­ля­ми боль­ше та дробь, чис­ли­тель ко­то­рой боль­ше (рис. 2).

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

Рис. 2. Срав­не­ние дро­бей с оди­на­ко­вы­ми зна­ме­на­те­ля­ми

 Сравнение дробей с разными знаменателями через нахождение НОК и НОЗ

Зна­чит, для того чтобы срав­нить две дроби с раз­ны­ми чис­ли­те­ля­ми и зна­ме­на­те­ля­ми, нам нужно при­ве­сти их к об­ще­му зна­ме­на­те­лю. Как же это сде­лать? Вер­нем­ся к нашим дро­бям  и  и вос­поль­зу­ем­ся ос­нов­ным свой­ством дро­бей. Нам нужно умно­жить и чис­ли­тель, и зна­ме­на­тель на одно и то же число и по­лу­чим дробь, рав­ную дан­ной. Да­вай­те умно­жим чис­ли­тель и зна­ме­на­тель пер­вой дроби на зна­ме­на­тель вто­рой. А потом чис­ли­тель и зна­ме­на­тель вто­рой дроби на зна­ме­на­тель пер­вой. (6 и 8 – до­пол­ни­тель­ные мно­жи­те­ли). Те­перь у нас есть две дроби с оди­на­ко­вы­ми зна­ме­на­те­ля­ми и мы можем их срав­нить.

Учи­ты­ва­ем уже зна­ко­мое нам пра­ви­ло, что из двух дро­бей с оди­на­ко­вы­ми зна­ме­на­те­ля­ми боль­ше та, чис­ли­тель ко­то­рой боль­ше.

Да­вай­те рас­смот­рим дру­гой спо­соб при­ве­де­ния к об­ще­му зна­ме­на­те­лю, его удоб­нее ис­поль­зо­вать в слу­чае, если зна­ме­на­те­ля­ми вы­сту­па­ют очень боль­шие числа. Он ос­но­ван на опре­де­ле­нии об­ще­го зна­ме­на­те­ля дро­бей.

Возь­мем уже зна­ко­мую нам пару дро­бей  и . Для того чтобы найти общий зна­ме­на­тель, нам нужно найти наи­мень­шее общее крат­ное для 8 и 6. , зна­чит, и обе дроби нам нужно при­ве­сти к зна­ме­на­те­лю 24.

Чтобы при­ве­сти дробь  к зна­ме­на­те­лю 24, ее нужно умно­жить на 3. Дробь  – на 4.

 Алгоритм приведения дробей к общему знаменателю

  • Найти наи­мень­ший общий зна­ме­на­тель (НОЗ). Для этого нужно опре­де­лить НОК зна­ме­на­те­лей этих дро­бей, оно и будет НОЗ ис­ход­ных дро­бей.
  • Опре­де­лить до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель для каж­до­го из ис­ход­ных дро­бей.
  • Умно­жить чис­ли­тель и зна­ме­на­тель ис­ход­ных дро­бей на со­от­вет­ству­ю­щий до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель.

 Примеры решения задания, употребление разложения числа на простые множители для нахождения НОК

При­ве­сти к об­ще­му зна­ме­на­те­лю дроби  и .

Ре­ше­ние

Ответ:  и .

Не все­гда легко можно по­до­брать НОК чисел, и в таком слу­чае вам по­мо­жет уме­ние рас­кла­ды­вать числа на про­из­ве­де­ние про­стых мно­жи­те­лей.

За­да­ние

При­ве­сти к об­ще­му зна­ме­на­те­лю дроби  и .

Ре­ше­ние

Ответ:  и .

 Подведение итогов урока

Мы на­учи­лись при­во­дить дроби к об­ще­му зна­ме­на­те­лю.

 1. Что значит привести дробь к новому знаменателю? Что такое дополнительный множитель? Какое число может быть новым знаменателем данной дроби?

По­вто­ре­ние. Ос­нов­ное свой­ство дроби.

Если чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби умно­жить или раз­де­лить на одно и то же на­ту­раль­ное число, то по­лу­чит­ся рав­ная ей дробь.

На­при­мер, чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби   можно раз­де­лить на 2. По­лу­чим дробь  . Эту опе­ра­цию на­зы­ва­ют со­кра­ще­ни­ем дроби. Можно вы­пол­нить и об­рат­ное пре­об­ра­зо­ва­ние, умно­жив чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби  на 2. В этом слу­чае го­во­рят, что мы при­ве­ли дробь к но­во­му зна­ме­на­те­лю. Число 2 на­зы­ва­ют до­пол­ни­тель­ным мно­жи­те­лем.

Вывод. Дробь можно при­ве­сти к лю­бо­му зна­ме­на­те­лю крат­но­му зна­ме­на­те­лю дан­ной дроби. Для того чтобы при­ве­сти дробь к но­во­му зна­ме­на­те­лю, ее чис­ли­тель и зна­ме­на­тель умно­жа­ют на до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель.

 2. Привести дробь к новому знаменателю. (Упражнения)

1.     При­ве­ди­те дробь    к зна­ме­на­те­лю 35.

Число 35 крат­но 7, то есть 35 де­лит­ся на 7 без остат­ка. Зна­чит, это пре­об­ра­зо­ва­ние воз­мож­но. Най­дем до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель. Для этого раз­де­лим 35 на 7. По­лу­чим 5. Умно­жим на 5 чис­ли­тель и зна­ме­на­тель ис­ход­ной дроби.

2.   При­ве­ди­те дробь    к зна­ме­на­те­лю 18.

Най­дем до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель. Для этого раз­де­лим новый зна­ме­на­тель на ис­ход­ный. По­лу­чим 3. Умно­жим на 3 чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дан­ной дроби.

3.     При­ве­ди­те дробь    к зна­ме­на­те­лю 60.

Раз­де­лив 60 на 15, по­лу­чим до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель. Он равен 4. Умно­жим чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на 4.

4.     При­ве­ди­те дробь    к зна­ме­на­те­лю 24

В неслож­ных слу­ча­ях при­ве­де­ние к но­во­му зна­ме­на­те­лю вы­пол­ня­ют в уме. При­ня­то толь­ко ука­зы­вать до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель за ско­боч­кой чуть пра­вее и выше ис­ход­ной дроби.

 3. Что значит привести дроби к общему знаменателю?

Дробь   можно при­ве­сти к зна­ме­на­те­лю 15 и дробь   можно при­ве­сти к зна­ме­на­те­лю 15. У дро­бей  и    общий зна­ме­на­тель 15.

Общим зна­ме­на­те­лем дро­бей может быть любое общее крат­ное их зна­ме­на­те­лей. Для про­сто­ты дроби при­во­дят к наи­мень­ше­му об­ще­му зна­ме­на­те­лю. Он равен наи­мень­ше­му об­ще­му крат­но­му зна­ме­на­те­лей дан­ных дро­бей.

 4. Как привести дроби к наименьшему общему знаменателю? Иллюстрирующий пример и алгоритм.

При­мер. При­ве­сти к наи­мень­ше­му об­ще­му зна­ме­на­те­лю дроби  и  .

Сна­ча­ла най­дем наи­мень­шее общее крат­ное зна­ме­на­те­лей дан­ных дро­бей. Это число 12. Най­дем до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель для пер­вой и для вто­рой дроби. Для этого 12 раз­де­лим на 4 и на 6. Три – это до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель для пер­вой дроби, а два – для вто­рой. При­ве­дем дроби к зна­ме­на­те­лю 12.

Мы при­ве­ли дроби  и   к об­ще­му зна­ме­на­те­лю, то есть мы нашли рав­ные им дроби, у ко­то­рых один и тот же зна­ме­на­тель.

Пра­ви­ло. Чтобы при­ве­сти дроби к наи­мень­ше­му об­ще­му зна­ме­на­те­лю, надо

Во-пер­вых, найти наи­мень­шее общее крат­ное зна­ме­на­те­лей этих дро­бей, оно и будет их наи­мень­шим общим зна­ме­на­те­лем;

Во-вто­рых, раз­де­лить наи­мень­ший общий зна­ме­на­тель на зна­ме­на­те­ли дан­ных дро­бей, т. е. найти для каж­дой дроби до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель.

В-тре­тьих, умно­жить чис­ли­тель и зна­ме­на­тель каж­дой дроби на ее до­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель.

 5. Привести дроби к наименьшему общему знаменателю. (Упражнения)

а) При­ве­сти к об­ще­му зна­ме­на­те­лю дроби  и  .

Наи­мень­ший общий зна­ме­на­тель равен 12. До­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель для пер­вой дроби – 4, для вто­рой – 3. При­во­дим дроби к зна­ме­на­те­лю 24.

б) При­ве­сти к об­ще­му зна­ме­на­те­лю дроби  и  .

Наи­мень­ший общий зна­ме­на­тель равен 45. Раз­де­лив 45 на 9 на 15, по­лу­чим, со­от­вет­ствен­но, 5 и 3. При­во­дим дроби к зна­ме­на­те­лю 45.

в) При­ве­сти к об­ще­му зна­ме­на­те­лю дроби  и  .

Общий зна­ме­на­тель – 24. До­пол­ни­тель­ные мно­жи­те­ли, со­от­вет­ствен­но, – 2 и 3.

 6. Пример. Как найти общий знаменатель, используя разложение на простые множители знаменателей исходных дробей

Ино­гда бы­ва­ет труд­но по­до­брать устно наи­мень­шее общее крат­ное для зна­ме­на­те­лей дан­ных дро­бей. Тогда общий зна­ме­на­тель и до­пол­ни­тель­ные мно­жи­те­ли на­хо­дят с по­мо­щью раз­ло­же­ния на про­стые мно­жи­те­ли.

При­ве­сти к об­ще­му зна­ме­на­те­лю дроби  и  .

Раз­ло­жим числа 60 и 168 на про­стые мно­жи­те­ли. Вы­пи­шем раз­ло­же­ние числа 60 и до­ба­вим недо­ста­ю­щие мно­жи­те­ли 2 и 7 из вто­ро­го раз­ло­же­ния. Умно­жим 60 на 14 и по­лу­чим общий зна­ме­на­тель 840. До­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель для пер­вой дроби – это 14. До­пол­ни­тель­ный мно­жи­тель для вто­рой дроби - 5. При­ве­дем дроби к об­ще­му зна­ме­на­те­лю 840.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/slozhenie-i-vychitanie-drobej-s-raznymi-znamenatelyami/privedenie-drobey-k-obschemu-znamenatelyu-slupko-m-v

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/slozhenie-i-vychitanie-drobej-s-raznymi-znamenatelyami/privedenie-drobey-k-obschemu-znamenatelyu-terentieva-i-g

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/slozhenie-i-vychitanie-drobej-s-raznymi-znamenatelyami/privedenie-drobey-k-obschemu-znamenatelyu-moskalenko-m-v

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AQcsPkqBK-w

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=xmvU6-N8CZo

источник ивдео - http://www.youtube.com/watch?v=Mgj3uV5G95Q

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=1orzNXFOTSg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=4nGcI1eO198

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ks8spHhfS2E

источник презентация - http://ppt4web.ru/matematika/privedenie-drobejj-k-obshhemu-znamenatelju-klass.html

 

Файлы