8 класс. Геометрия. Векторы. Применение векторов к решению задач.

8 класс. Геометрия. Векторы. Применение векторов к решению задач.

Комментарии преподавателя

Сло­же­ние и вы­чи­та­ние век­то­ров

 1. Сумма двух векторов, правило треугольника

На преды­ду­щем уроке мы опре­де­ли­ли по­ня­тие век­то­ра, ска­за­ли, какие век­то­ры на­зы­ва­ют­ся рав­ны­ми, кол­ли­не­ар­ны­ми, со­на­прав­лен­ны­ми и про­ти­во­на­прав­лен­ны­ми.

Те­перь пусть за­да­но два век­то­ра – век­то­ра  и . Най­дем сумму этих двух век­то­ров . Для этого от­ло­жим из неко­то­рой точки А век­тор . Из точки В от­ло­жим век­тор . Тогда век­тор  на­зы­ва­ют сум­мой за­дан­ных век­то­ров:  (см. Рис. 1).

Рис. 1

Дан­ное опре­де­ле­ние можно объ­яс­нить так: пусть был задан груз, и сна­ча­ла на него по­дей­ство­ва­ла сила  – он пе­ре­ме­стил­ся из точки А в точку В, после этого по­дей­ство­ва­ла сила  – груз пе­ре­ме­стил­ся из точки В в точку С. Но в ре­зуль­та­те дей­ствия двух этих сил груз пе­ре­ме­стил­ся из точки А в точку С.

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чи­ли опре­де­ле­ние суммы двух век­то­ров – пра­ви­ло тре­уголь­ни­ка.

Пра­ви­ло тре­уголь­ни­ка

Для того чтобы по­лу­чить сумму двух век­то­ров, нужно из про­из­воль­ной точки от­ло­жить пер­вый век­тор, из конца по­лу­чен­но­го век­то­ра от­ло­жить вто­рой век­тор, и по­стро­ить век­тор, со­еди­ня­ю­щий на­ча­ло пер­во­го с кон­цом вто­ро­го – это и будет сумма двух век­то­ров.

Можно про­ве­сти ана­ло­гию с чис­ла­ми. Мы ввели по­ня­тие числа, на­учи­лись скла­ды­вать числа, опре­де­ли­ли за­ко­ны сло­же­ния и так далее. Те­перь мы ввели по­ня­тие век­то­ра, на­учи­лись на­хо­дить рав­ные век­то­ра, скла­ды­вать век­то­ра. Те­перь нужно опре­де­лить за­ко­ны сло­же­ния.

 2. Законы сложения векторов, правило параллелограмма

За­ко­ны сло­же­ния век­то­ров

Для любых век­то­ров  и  спра­вед­ли­вы сле­ду­ю­щие ра­вен­ства:

 – пе­ре­ме­сти­тель­ный закон.

До­ка­за­тель­ство: от­ло­жим из точки сна­ча­ла век­тор , по­лу­ча­ем точку В, из нее от­кла­ды­ва­ем век­тор , по­лу­ча­ем точку С и век­тор .

Те­перь от­ло­жим из точки А сна­ча­ла век­тор  по­лу­чим точку В, из нее от­ло­жим век­тор, по­лу­чим точку С и век­тор .

Чтобы до­ка­зать ра­вен­ство по­лу­чен­ных век­то­ров, вы­пол­ним оба по­стро­е­ния из одной точки и по­лу­чим таким об­ра­зом пра­ви­ло па­рал­ле­ло­грам­ма (см. Рис. 2).

Рис. 2

От­кла­ды­ва­ем из точки А век­тор  и век­тор . Из точки В от­кла­ды­ва­ем век­тор , век­то­ра  и  равны, а зна­чит, сто­ро­ны ВС и АВ1 че­ты­рех­уголь­ни­ка АВСВ1 па­рал­лель­ны. Ана­ло­гич­но па­рал­лель­ны и сто­ро­ны АВ и В1С, таким об­ра­зом, мы по­лу­чи­ли па­рал­ле­ло­грамм. АС – диа­го­наль па­рал­ле­ло­грам­ма. , таким об­ра­зом, мы до­ка­за­ли пе­ре­ме­сти­тель­ный

Рис. 3

закон сло­же­ния век­то­ров и по­лу­чи­ли пра­ви­ло па­рал­ле­ло­грам­ма (см. Рис. 3).

Пра­ви­ло па­рал­ле­ло­грам­ма

Чтобы по­лу­чить сумму двух век­то­ров, нужно из про­из­воль­ной точки от­ло­жить эти два век­то­ра и по­стро­ить на них па­рал­ле­ло­грамм. Диа­го­наль па­рал­ле­ло­грам­ма, ис­хо­дя­щая из на­чаль­ной точки, и будет сум­мой за­дан­ных век­то­ров.

 – со­че­та­тель­ный закон;

Из про­из­воль­ной точки А от­ло­жим век­тор , при­ба­вим к нему век­тор , по­лу­чим их сумму . К этой сумме при­ба­вим век­тор , по­лу­чим ре­зуль­тат  (см. Рис. 4).

Рис. 4

В пра­вой части вы­ра­же­ния мы сна­ча­ла по­лу­чи­ли сумму век­то­ров , после при­ба­ви­ли ее к век­то­ру  и по­лу­чи­ли ре­зуль­тат:  (см. Рис. 5).

Таким об­ра­зом, мы до­ка­за­ли со­че­та­тель­ный закон сло­же­ния век­то­ров.

Рис. 5

 3. Правило сложения нескольких векторов

Пра­ви­ло мно­го­уголь­ни­ка

Чтобы сло­жить несколь­ко век­то­ров, нужно из про­из­воль­ной точки от­ло­жить пер­вый век­тор, из его конца от­ло­жить вто­рой век­тор, из конца вто­ро­го век­то­ра от­ло­жить тре­тий и так далее; когда все век­то­ры от­ло­же­ны, со­еди­нив на­чаль­ную точку с кон­цом по­след­не­го век­то­ра, по­лу­чим сумму несколь­ких век­то­ров (см. Рис. 6).

Рис. 6

По ана­ло­гии с дей­стви­тель­ны­ми чис­ла­ми после того, как мы на­учи­лись их скла­ды­вать, нужна об­рат­ная опе­ра­ция – вы­чи­та­ние.

 4. Правило вычитания векторов

Пусть за­да­но два век­то­ра – век­то­ры  и . Най­дем раз­ность этих двух век­то­ров .

Опре­де­ле­ние

Раз­но­стью двух век­то­ров  и  на­зы­ва­ют такой тре­тий век­тор, сумма ко­то­ро­го с век­то­ром  равна век­то­ру .

Если задан век­тор , то можно по­стро­ить про­ти­во­по­лож­ный ему век­тор , ко­то­рый будет равен по длине, но про­ти­во­на­прав­лен. Сумма про­ти­во­по­лож­ных век­то­ров все­гда есть ну­ле­вой век­тор: . Таким об­ра­зом, .

От­ло­жим из про­из­воль­ной точки век­тор , из его конца от­ло­жим век­тор , по­лу­чим в ре­зуль­та­те век­тор  (см. Рис. 7).

Рис. 7

Рас­смот­рим вы­чи­та­ние век­то­ров на па­рал­ле­ло­грам­ме. Из точки А от­ло­жим век­то­ры  и . Из точек В и D от­ло­жим век­то­рв  и  со­от­вет­ствен­но. Диа­го­наль АС – это сумма век­то­ров  и . Но в па­рал­ле­ло­грам­ме есть еще вто­рая диа­го­наль – BD. При­ба­вим к век­то­ру  век­тор , по­лу­чим век­тор  (см. Рис. 8).

Рис. 8

Итак, на дан­ном уроке мы вы­ве­ли пра­ви­ла сло­же­ния и вы­чи­та­ния век­то­ров при по­мо­щи тре­уголь­ни­ка и па­рал­ле­ло­грам­ма, сфор­му­ли­ро­ва­ли за­ко­ны сло­же­ния век­то­ров.

ИСТЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/8-klass/vektory/slozhenie-i-vychitanie-vektorov

http://www.youtube.com/watch?v=r8icqcsv5AQ

http://www.youtube.com/watch?v=KYaz65dkg2c

http://metodbook.ru/index.php/matematika/9-testy-po-geometrii-9-klass/4-test-po-geometrii-9-klass-tema-slozhenie-i-vychitanie-vektorov-variant-1.html

http://gdz-matem.ru/8class/25-9.2-slozhenie-i-vychitanie-vektorov.html

 

http://www.lenbaza.ru/baza/pict/111.jpg

 

Файлы