5 класс. Математика. Действия с натуральными числами
5 класс. Математика. Действия с натуральными числами
Комментарии преподавателя
На этом уроке вы познакомитесь со сложением натуральных чисел и законами, которым оно подчиняется. Выясните, что, используя эти законы, гораздо удобнее складывать числа. А также решите несколько примеров.
Пример 1
Детям, которые учатся читать и писать, дают такое задание: сложите два слога в одно слово: БАН и КА.
БАН + КА = БАНКА
Но иногда делают и наоборот: КА + БАН = КАБАН
Пример 2
Лена и Ваня наливают воду в ведро. У Лены есть двухлитровая банка с водой, а у Вани – трехлитровая. Есть разница, в какой последовательности они выльют воду? Нет. В любом случае там окажется одинаковое количество воды (5 литров).
В обоих примерах складывали две части. Но в первом случае порядок был важен, и если мы переставляли слагаемые местами, то менялся результат. Во втором случае порядок был не важен, слагаемые можно было менять местами.
Математическое сложение
Вычислите: .
Вычислите: .
То есть .
Все эти три записи означают одно и то же количество.
Вспоминая примеры со слогами и водой, приходим к предположению, что математическое сложение похоже на второй пример с водой, где менять местами слагаемые было можно.
Чтобы понять, что можно делать при сложении, а чего нельзя, нужно выяснить, что это такое. Что значит сложить 5 и 3? Это значит, что надо сложить 5 единиц и 3 единицы. Можно представить их палочками (см. рис. 1).
Рис. 1. Представление сложения
Слово «сложить» значит сложить в одну кучу. А потом посчитать, сколько там всего. Получится восемь (см. рис. 2).
Утверждение
Количество единиц, палочек в большой куче всегда можно посчитать. То есть любые две группы палочек можно сложить в одну большую. И там будет конкретное количество палочек.
На языке математики это можно сказать следующим образом: два любых натуральных числа и можно сложить. В результате получится новое натуральное число .
Числа и называются слагаемыми. Число называют суммой чисел и . Саму запись тоже называют суммой.
Переместительный закон сложения
Складывая две группы единиц в одну большую, можно поступить двумя способами:
1) к первой группе добавить вторую,
2) ко второй добавить первую.
Неважно, в какой последовательности это делать. Взять сначала пять единиц и к ним добавить три или наоборот. То есть мы просто внутри большой кучки поменяли местами несколько элементов. Но от этого их количество не изменится. Результат всегда будет одинаков. Единиц, палочек в общей кучке всегда будет одно и то же количество. В данном случае восемь.
На языке математики это можно сказать следующим образом: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Так , потому что и та, и другая сумма равны 8.
С большими числами этот закон тоже работает: . Эти две суммы равны друг другу. Чтобы это понять, не нужно считать. Мы знаем, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Сочетательный закон сложения
Пусть теперь у нас три числа (три группы единиц) и их нужно сложить. То есть сложить в одну кучу. Есть два варианта:
1) добавить к первой сначала вторую, потом третью,
2) добавить к первой уже сложенные заранее вторую и третью.
Нет никакой разницы. Мы всегда будем получать одно и то же множество единиц, палочек. Ниоткуда новые не возьмутся, и имеющиеся не потеряются.
Если записать это с помощью чисел:
Если складывать любые три числа , то можно сложить сначала первые два числа, а можно начать с последних двух. Последовательность действий при сложении нескольких слагаемых не важна.
Эти законы очень сильно могут облегчить вычисления.
Пример
Мы можем складывать в любой последовательности. Выберем такую последовательность, чтобы было удобно. Смотрим на последние цифры. Если они дают в сумме 10, то лучше попробовать начать с них, их проще сложить. У второго слагаемого в конце 6, а у третьего 4, в сумме они дают 10, поэтому сложим сначала их, а затем прибавим первое слагаемое.
Пример
Первое и последнее числа заканчиваются на пять, значит, сумма будет заканчиваться на ноль, это удобно. Но они стоят не подряд. Поменяем местами 39 и 295.
Идея проста: если надо сложить сразу несколько чисел, мы можем переставлять их, как хотим, и выполнять действия в любом порядке.
Пример
Первое число удобно сложить с последним, а второе – с третьим.
Пример
Пусть у нас несколько ваз, в каждой какое-то количество яблок. Нужно узнать, сколько яблок всего. Не нужно ссыпать все яблоки в одну кучу и пересчитывать их. Просто выпишем на бумагу, сколько в каждой вазе яблоке, и сложим эти числа. Например, .
Если какая-то ваза окажется пустой, то мы напишем, что в ней ноль яблок, и общий подсчет будет выглядеть так: .
Пустая ваза не влияет на общее количество яблок. То есть добавления нуля не меняет исходное количество: .
Заключение
Подведем итог.
1)
Любые два натуральных числа и можно сложить, в итоге будет тоже натуральное число . Числа и называются слагаемыми, число суммой.
2)
От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
3)
Последовательность действий при суммировании не важна.
4)
Прибавление нуля к числу не меняет этого числа.
На уроке вы узнаете, какие бывают прямые и обратные действия в математике. Учитель расскажет обо всех компонентах вычитания, а также покажет два способа для вычитания суммы из числа.
В жизни мы все время сталкиваемся с прямыми и противоположными действиями. Можно налить воду в кружку, можно вылить воду. Можно зайти в дом, потом выйти из дома. Таких примеров очень много.
В математике мы тоже легко найдем пару таких противоположных действий. Это сложение и вычитание.
Как устроено сложение? Добавили к 3 яблокам 2 яблока, получили 5 яблок, получилось сложение (рис. 1).
Рис. 1. Иллюстрация сложения
Вычитание: было 5 яблок, отняли 2, осталось 3. Получилось вычитание (рис. 2).
Рис. 2. Вычитание
Ясно, что добавить и отнять – это противоположные действия, таким образом, сложение и вычитание – это взаимопротивоположные действия.
Вычитание
Чтобы выполнить сложение или вычитание, мы не берем себе в помощь предметы и не складываем их в одну кучу. Мы решаем такую задачу отвлеченно, используя числа и противоположные операции.
Например, чтобы вычесть 2 из 5, мы должны понять, что останется.
А для этого нам нужно представить 5 как сумму двух частей.
И мы понимаем, что если вычесть 2, то останется 3.
Одно и то же количество можно представить и записать различными способами. Все эти способы эквивалентны: . Мы всегда можем пользоваться тем, который нам удобен в данном случае. Сейчас нам удобно представить, что 5 – это сумма 3 и 2. Поэтому если убрать, вычесть одну часть (2), то останется вторая (3).
Как из 15 вычесть 7?
Мы сразу представляем, что . Значит, после вычитания 7 останется 8.
Становится понятно, что вычитание – это нахождение неизвестного числа разложения.
Еще раз рассмотрим пример. Чтобы вычесть из числа 5 число 2, нужно представить 5 в виде двух слагаемых и найти неизвестное слагаемое. Оно и будет результатом вычитания .
Определение вычитания
Если из числа нужно вычесть число :
Значит, что число нужно представить в виде двух слагаемых и .
Одно слагаемое нам неизвестно. Его и надо найти. Оно и есть результат вычитания.
Понятно, что взять из вазы больше яблок, чем там было, невозможно. Поэтому, когда мы говорим о вычитании натуральных чисел, мы не можем из меньшего числа вычесть большее. Потом будут и другие числа, не только натуральные, и вычитание из меньшего числа большего станет возможным.
Или еще вот такое рассуждение: вычесть – значит представить в виде двух слагаемых, но ведь слагаемые, части не могут быть больше целого.
Но пока договоренность следующая: из числа вычитаем число , только если не меньше, чем . Результатом будет новое число .
-
Число , от которого мы будем отнимать, которое мы будем уменьшать, называют «уменьшаемое».
-
Число , количество, которое мы будем отнимать, вычитать, называется «вычитаемое».
-
Число , результат вычитания, называется разностью.
-
Сама запись тоже называется разностью (рис. 3).
Рис. 3. Названия компонентов при вычитании
Слово «разность» очень похоже на слово «разница». В самом деле, какова разница, на сколько отличается число 15 от числа 7, 15 яблок от 7 яблок? На 8 яблок. То есть, разность чисел 15 и 7 – это и есть разница между ними.
Таким образом, с одной стороны разность – это результат вычитания из большего числа меньшего. С другой стороны – это то, на сколько одно число отличается от другого, разница между ними.
Задача
Папе 36 лет, а маме на 2 года меньше. Сколько маме лет?
Из 36 вычитаем 2.
Это первый тип задач, которые мы решаем при помощи вычитания: известно одно число, нужно найти второе, которое меньше на известную величину. То есть нам сразу известны уменьшаемое и вычитаемое, числа и .
Задача
В классе учится 25 человек, из них 14 девочек. Сколько в классе мальчиков?
Понятно, что девочек и мальчиков всего 25 человек. Девочек 14, мальчиков – неизвестное количество.
Нужно найти неизвестное слагаемое. А поиск неизвестного слагаемого – это уже задача на вычитание. Из 25 нужно отнять 14.
В классе 11 мальчиков.
Это второй тип задач, когда складывают два числа, одно из них известно, а другое нет. Но зато известен результат, сумма.
Синим цветом выделены известные и . Необходимо найти неизвестное слагаемое . Но поиск неизвестного слагаемого – это и есть вычитание.
Задача
Сестре 12 лет, а брату 9. На сколько лет сестра старше брата?
Нужно узнать разницу, а значит нужно вычитать. Итак, вычитаем из 12 число 9.
Сестра старше брата на 3 года.
Это третий тип задач – задачи на сравнение.
Задача
В вазе было 17 яблок. Петя взял 4 яблока, Маша взяла 3. Сколько осталось яблок в вазе?
Решение
1 способ
Петя взял 4, Маша – 3, всего они взяли яблок. Чтобы найти, сколько осталось, вычитаем:
Если записать в одну строчку:
2 способ
Посчитаем, сколько оставалось яблок каждый раз, когда Петя и Маша брали яблоки. Петя взял 4, осталось . Маша взяла еще 3, осталось .
Или, в одну строчку, .
В вазе осталось 10 яблок.
Оба способа равносильны, ответ одинаковый. То есть вычесть сумму – это все равно, что вычесть каждое слагаемое этой суммы по отдельности.
Правило вычитания
Если необходимо вычесть сумму, то можно сначала вычислить сумму в скобках, после этого произвести вычитание. Либо можно вычесть каждое слагаемое по отдельности:
Пример
1 способ
Можно сделать сначала действия в скобках и потом из 79 вычесть результат.
2 способ
Мы видим, что 79 и 19 оканчиваются на одну цифру, на 9. Значит, удобнее вычесть из 79 первое число,19, а затем второе число 24.
Правило
Вычитание и сложение – равноправные действия.
Пусть есть ваза с яблоками. Мама туда добавила 3 яблока, а папа взял 4. Изменится ли итоговое количество яблок, если они сделают это в другой последовательности – сначала папа возьмет 4, а потом мама добавит 3?
Нет, конечно, результат будет одинаков. То есть если к числу что-то прибавляется и вычитается, то эти действия можно менять местами. Главное – помнить, что мы не можем от меньшего отнять большее.
Пример
Здесь удобно сначала из 79 вычесть 19. Для этого меняем местами действия сложения и вычитания.
Имеет ли смысл переставлять местами слагаемые? Нет.
(14 +36) – (25 + 25) = 50 – 50 = 0
3. 414 – (93 +114) =
Здесь явно удобнее вычесть третье слагаемое из первого.
414 – (93 +114) = 414 – (114 + 93) = 414 – 114 – 93 = 300 – 93 = 207
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/5-klass/bslozhenie-i-vychitanie-naturalnyh-chiselb/slozhenie-naturalnyh-chisel-i-ego-svoystva?konspekt&chapter_id=768
http://interneturok.ru/ru/school/matematika/5-klass/bslozhenie-i-vychitanie-naturalnyh-chiselb/vychitanie?konspekt&chapter_id=768
Источник теста:https://www.youtube.com/watch?v=c2D2l8dqtng
https://www.youtube.com/watch?v=9FM9NarGNWw
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=fYgpLuMdOW0