7 класс. Биология. Эволюция и ее доказательства

7 класс. Биология. Эволюция и ее доказательства

Комментарии преподавателя

 Что же такое эволюция?

Слово «эво­лю­ция» озна­ча­ет «про­цесс плав­но­го, по­сте­пен­но­го из­ме­не­ния че­го-ли­бо». В био­ло­гии под эво­лю­ци­ей по­ни­ма­ют про­цесс необ­ра­ти­мо­го ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия живой при­ро­ды. Эво­лю­ция со­про­вож­да­ет­ся по­яв­ле­ни­ем адап­та­ций, ви­до­об­ра­зо­ва­ни­ем и, на­о­бо­рот, вы­ми­ра­ни­ем видов, пре­об­ра­зо­ва­ни­ем от­дель­ных эко­си­стем и био­сфе­ры в целом.

Раз­дел био­ло­гии, за­ни­ма­ю­щий­ся изу­че­ни­ем эво­лю­ции, на­зы­ва­ет­ся тео­рия эво­лю­ции, или эво­лю­ци­он­ное уче­ние.

Можно ска­зать, что еди­ной и об­ще­при­знан­ной тео­рии эво­лю­ции на дан­ный мо­мент нет, в связи с тем, что у раз­ных групп живых ор­га­низ­мов есть раз­ные спо­со­бы со­хра­не­ния и пе­ре­да­чи на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции.

Име­ет­ся огром­ное число оче­вид­ных до­ка­за­тельств на­ли­чия эво­лю­ции.

По­сколь­ку си­сте­ма живых ор­га­низ­мов стро­ит­ся на ос­но­ве род­ства между ними, наука си­сте­ма­ти­ка тес­ней­шим об­ра­зом свя­за­на с тео­ри­ей эво­лю­ции. До­ка­за­тель­ства эво­лю­ции под­твер­жда­ют про­ис­хож­де­ние всех живых ор­га­низ­мов на Земле через длин­ную це­поч­ку по­ко­ле­ний от еди­но­го древ­не­го об­ще­го пред­ка.

Су­ще­ству­ет несколь­ко ос­нов­ных групп до­ка­за­тельств эво­лю­ции.

Рас­смот­рим три груп­пы до­ка­за­тельств эво­лю­ции:

1. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ские и био­гео­гра­фи­че­ские

2. Срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские

3. Эм­брио­ло­ги­че­ские

 Палеонтологические доказательства

Па­ле­он­то­ло­гия – это наука о древ­них вы­мер­ших ор­га­низ­мах.

Па­ле­он­то­ло­ги по най­ден­ным остан­кам пы­та­ют­ся ре­кон­стру­и­ро­вать внеш­ний вид, стро­е­ние и био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти древ­ней флоры и фауны. Ис­ко­па­е­мы­ми остан­ка­ми яв­ля­ют­ся ока­ме­нев­шие ра­ко­ви­ны мол­люс­ков, зубы и чешуя рыб, скор­лу­па яиц, ске­ле­ты и дру­гие твер­дые части ор­га­низ­мов (рис. 1–3).

Ископаемая раковина аммонита

Рис. 1. Ис­ко­па­е­мая ра­ко­ви­на ам­мо­ни­та

Окаменелая челюсть мозазавра

Рис. 2. Ока­ме­не­лая че­люсть мо­за­зав­ра

. Восстановленный скелет трицератопса

Рис. 3. Вос­ста­нов­лен­ный ске­лет три­це­ра­топ­са

Па­ле­он­то­ло­ги ис­сле­ду­ют не толь­ко остан­ки соб­ствен­но жи­вот­ных и рас­те­ний. Изу­че­ния под­ле­жат также ока­ме­нев­шие следы, экс­кре­мен­ты, от­бро­шен­ные обо­лоч­ки и любые дру­гие следы жиз­не­де­я­тель­но­сти древ­них ор­га­низ­мов. Изу­че­ние до­шед­ших до нас па­ле­он­то­ло­ги­че­ских об­раз­цов древ­ней­ше­го про­ис­хож­де­ния убе­ди­тель­но по­ка­зы­ва­ет, что древ­ний жи­вот­ный мир очень силь­но от­ли­чал­ся от со­вре­мен­но­го.

Чем более мо­ло­дым яв­ля­ет­ся изу­ча­е­мый слой осад­ков, тем боль­ше ис­ко­па­е­мые жи­вот­ные из него по­хо­жи на со­вре­мен­ных. Изу­че­ние ис­ко­па­е­мых древ­них жи­вот­ных раз­лич­ных гео­ло­ги­че­ских эпох убе­ди­тель­но по­ка­за­ло, что жи­вот­ный мир по­сте­пен­но и плав­но из­ме­нял­ся.

Род­ство вы­мер­ших и со­вре­мен­ных ор­га­низ­мов также под­твер­жда­ет­ся и на­ход­ка­ми т. н. про­ме­жу­точ­ных, или пе­ре­ход­ных, форм. Из­вест­но, что птицы в свое время про­изо­шли от пре­смы­ка­ю­щих­ся, ко­то­рые яв­ля­ют­ся бли­жай­ши­ми их род­ствен­ни­ка­ми. Так, ар­хео­пте­рикс об­ла­дал как при­зна­ка­ми реп­ти­лий, так и при­зна­ка­ми птиц (рис. 4). Черты, ха­рак­тер­ные для пре­смы­ка­ю­щих­ся, – от­но­си­тель­но тя­же­лый ске­лет, мощ­ные зубы и длин­ный хвост. Черты ха­рак­тер­ные для птиц, – кры­лья по­кры­тые пе­рья­ми (рис. 5).

Окаменелость археоптерикса 

Рис. 4. Ока­ме­не­лость ар­хео­пте­рик­са

Реконструкция археоптерикса

Рис. 5. Ре­кон­струк­ция ар­хео­пте­рик­са

По ока­ме­нев­шим остат­кам уче­ные до­ста­точ­но полно вос­ста­но­ви­ли облик и стро­е­ние мно­гих пе­ре­ход­ных форм – от да­ле­ких древ­них пред­ков к более со­вре­мен­ным жи­вот­ным. Само на­ли­чие этих пе­ре­ход­ных форм яв­ля­ет­ся от­лич­ной ил­лю­стра­ци­ей эво­лю­ции.

Мно­гие жи­вот­ные, жив­шие рань­ше, не имеют ана­ло­гов в со­вре­мен­ном мире. Они вы­мер­ли.

Па­ле­он­то­ло­ги пы­та­ют­ся по­нять, как имен­но они жили и по каким при­чи­нам их не стало. В любом слу­чае, чтобы по­яви­лось что-то новое, нужно, чтобы сна­ча­ла ис­чез­ло что-то ста­рое.

Вы­ми­ра­ние – это один из важ­ней­ших про­цес­сов в эво­лю­ции.

 Эмбриологические доказательства

Эм­брио­ло­гия – это наука, ко­то­рая изу­ча­ет раз­ви­тие за­ро­ды­шей. Срав­не­ние осо­бен­но­стей эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных клас­сов по­зво­ноч­ных по­ка­за­ло, что все за­ро­ды­ши на опре­де­лен­ных ста­ди­ях раз­ви­тия очень сход­ны между собой. По­сле­ду­ю­щее раз­ви­тие эм­бри­о­нов со­хра­ня­ет сход­ство толь­ко у пред­ста­ви­те­лей род­ствен­ных групп, на­при­мер у раз­лич­ных мле­ко­пи­та­ю­щих. Даль­ней­шее раз­ви­тие при­во­дит к ис­чез­но­ве­нию черт сход­ства между за­ро­ды­ша­ми (рис. 6).

Сравнение эмбрионального развития

Рис. 6. Срав­не­ние эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия

В конце эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия у за­ро­ды­ша по­яв­ля­ют­ся черты, свой­ствен­ные толь­ко дан­но­му виду.

Изу­че­ние по­сле­до­ва­тель­ных ста­дий раз­ви­тия за­ро­ды­ша ино­гда поз­во­ля­ет су­дить о да­ле­ких пред­ках дан­но­го вида жи­вот­ных. На опре­де­лен­ных ста­ди­ях у за­ро­ды­ша могут при­сут­ство­вать ор­га­ны, непо­сред­ствен­но для дан­но­го вида не ха­рак­тер­ные, но ха­рак­тер­ные для его да­ле­ких пред­ков.

Так у за­ро­ды­ша мле­ко­пи­та­ю­ще­го на опре­де­лен­ной ста­дии раз­ви­тия при­сут­ству­ют жа­бер­ные щели – для мле­ко­пи­та­ю­щих не очень ха­рак­тер­ные, од­на­ко ха­рак­тер­ные и для за­ро­ды­шей рыб.

Изу­че­ние раз­ви­тия за­ро­ды­шей жи­вот­ных из раз­лич­ных си­сте­ма­ти­че­ских групп может ука­зы­вать на род­ство опре­де­лен­ных групп ор­га­низ­мов, по­мо­га­ет вы­яс­нить путь их ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия, а также слу­жит на­деж­ным до­ка­за­тель­ством в поль­зу су­ще­ство­ва­ния эво­лю­ции живых ор­га­низ­мов.

 Сравнительно-анатомические

Если срав­нить жи­вот­ных из одной си­сте­ма­ти­че­ской груп­пы, на­при­мер пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных клас­сов под­ти­па По­зво­ноч­ные, то вы­яс­нит­ся, что они имеют еди­ный план стро­е­ния (рис. 7). 

Скелет некоторых видов позвоночных

Рис. 7. Ске­лет неко­то­рых видов по­зво­ноч­ных

Общ­ность плана стро­е­ния со­вре­мен­ных по­зво­ноч­ных поз­во­ля­ет су­дить об их род­стве и го­во­рит о том, что они все про­изо­шли от да­ле­ко­го пред­ка, жив­ше­го неко­гда в про­шлом. От­дель­ные груп­пы жи­вот­ных могут ча­стич­но или пол­но­стью утра­чи­вать ор­га­ны, пол­но­стью раз­ви­тые у их да­ле­ких пред­ков. Так, ки­то­об­раз­ные не имеют дей­ству­ю­щих зад­них ко­неч­но­стей, од­на­ко у них в ске­ле­те есть неболь­шие ко­сточ­ки на месте зад­них ног. По­доб­ные нефунк­ци­о­ни­ру­ю­щие остат­ки на­зы­ва­ют­ся ру­ди­мен­тар­ны­ми ор­га­на­ми, или про­сто ру­ди­мен­та­ми (рис. 8).

 Рудиментарные косточки кашалота

Рис. 8. Ру­ди­мен­тар­ные ко­сточ­ки ка­ша­ло­та

При­сут­ствие ру­ди­мен­та в зад­них ко­неч­но­стях до­ка­зы­ва­ет про­ис­хож­де­ние китов и дель­фи­нов от чет­ве­ро­но­гих пред­ков (рис. 9).

Предки дельфинов и копытных

Рис. 9. Пред­ки дель­фи­нов и ко­пыт­ных

На­ли­чие по­доб­ных ру­ди­мен­тар­ных ор­га­нов есть еще одно оче­вид­ное до­ка­за­тель­ство су­ще­ство­ва­ние эво­лю­ции.

Из-за на­ру­ше­ния эм­брио­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия, от­дель­ные особи ка­ко­го-ни­будь вида могут от­ли­чать­ся от осталь­ных и иметь при­зна­ки, неха­рак­тер­ные для дан­но­го вида в целом, но ха­рак­тер­ные для его да­ле­ких пред­ков.

Такие при­зна­ки на­зы­ва­ют­ся ата­виз­ма­ми (рис. 10, 11). При­ме­ра­ми могут слу­жить трех­па­лость у со­вре­мен­ных ло­ша­дей или на­ли­чие хво­ста у людей.

Атавизм – сильное развитие клыков

Рис. 10. Ата­визм – силь­ное раз­ви­тие клы­ков

Атавизм – наличие хвоста у человека

Рис. 11. Ата­визм – на­ли­чие хво­ста у че­ло­ве­ка

На­гляд­ным до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции слу­жит срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские ряды, по­ка­зы­ва­ю­щие на­прав­ле­ние ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия у видов, от­но­ся­щих­ся к од­но­му роду, се­мей­ству, от­ря­ду, клас­су и т. д.

На­при­мер, спо­со­бы раз­мно­же­ния у яй­це­кла­ду­щих, сум­ча­тых и пла­цен­тар­ных мле­ко­пи­та­ю­щих ил­лю­стри­ру­ют на­прав­ле­ние раз­ви­тия си­стем раз­мно­же­ния. Ко­неч­но­сти пар­но­ко­пыт­ных ил­лю­стри­ру­ют воз­ник­но­ве­ние од­но­па­лой ноги и т. д (рис. 12).

Эволюция однопалой ноги у лошади

Рис.12. Эво­лю­ция од­но­па­лой ноги у ло­ша­ди

Таким об­ра­зом, мы по­зна­ко­ми­лись с ос­нов­ны­ми груп­па­ми до­ка­за­тельств эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass/tema-2/evolyutsiya-i-ee-dokazatelstva

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZWh92GBTvrY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LWlhicB3ikM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=czG3ECRrtQE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=0tnU9TX1fxI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=sCnFpwcWOME

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=me7KLuCBWUg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=pEyOO63Zj8g

источник видео - http://ppt4web.ru/biologija/dokazatelstva-ehvoljucii-zhivotnykh.html

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/7-klass/xarakteristika-zhivotnyix-dokazatelstva-evolyuczii.html

Файлы