7 класс. География. Материки. Антарктида

7 класс. География. Материки. Антарктида

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Се­год­ня на уроке мы узна­ем:

· когда и кем была от­кры­та Ан­тарк­ти­да

· кому при­над­ле­жит ма­те­рик

· в чем важ­ность изу­че­ния Ан­тарк­ти­ды

 2. Открытие материка

Вплоть до на­ча­ла XIX века на гло­бу­сах в рай­оне юж­но­го по­лю­са по­ме­ща­ли боль­шое белое пятно, по­то­му что до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции об этих ме­стах не было. Неве­до­мую Южную землю на­стой­чи­во, но без­успеш­но ис­ка­ли мо­ре­пла­ва­те­ли, на­чи­ная с XVI века.

Искал ее и зна­ме­ни­тый ан­глий­ский ка­пи­тан Джеймс Кук, чьи гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия со­зда­ли ему все­мир­ную славу и непре­ре­ка­е­мый ав­то­ри­тет. В 1775 году его ко­раб­ли пе­ре­сек­ли Южный по­ляр­ный круг и до­стиг­ли 71 ю.ш., но айс­бер­ги, льды и снеж­ные бури пре­гра­ди­ли им путь. Слова Кука: «Я обо­шел океан Юж­но­го по­лу­ша­рия и неоспо­ри­мо от­верг воз­мож­ность су­ще­ство­ва­ния ма­те­ри­ка» по­га­си­ли ин­те­рес к по­ис­кам неиз­вест­ной земли на дол­гие годы.

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

Рис. 1.  Ф.Ф. Бел­линсгау­зен и М.П. Ла­за­рев

В на­ча­ле XIX века на про­сто­ры оке­а­нов для от­кры­тия и ис­сле­до­ва­ния новых зе­мель вышел мо­ло­дой флот Рос­сии. Летом1819-1820 годов рос­сий­ская экс­пе­ди­ция под ко­ман­до­ва­ни­ем Ф.Ф. Бел­линсгау­зе­на и М.П. Ла­за­ре­ва на шлю­пах «Во­сток» и «Мир­ный» впер­вые обо­шла во­круг южный ма­те­рик, по­до­шла вплот­ную к бе­ре­гу неве­до­мо­го кон­ти­нен­та и на­нес­ла на карту участ­ки по­бе­ре­жий Ан­тарк­ти­ды (см. Рис. 1).

В XIX веке к бе­ре­гам Ан­тарк­ти­ды под­хо­ди­ли мно­гие ко­раб­ли. В 1823 году ан­гли­ча­нин Джеймс Уэд­делл в по­ис­ках тю­ле­не­вых леж­бищ до­стиг 74 гр. ю. ш., прой­дя по глу­бо­ко вда­ю­ще­му­ся в сушу морю. В 1840 г. фран­цуз­ская экс­пе­ди­ция Жюля Дюмон д`Юр­ви­ля от­кры­ла несколь­ко неболь­ших ост­ро­вов у по­бе­ре­жья ма­те­ри­ка.

А изу­че­ние Ан­тарк­ти­ды ан­глий­ской экс­пе­ди­ци­ей Джейм­са Росса в 1841 году при­ве­ло к от­кры­тию на ма­те­ри­ке гор­ной стра­ны, на­зван­ной име­нем ко­ро­ле­вы Ан­глии – зем­лей Вик­то­рии, и двух вул­ка­нов – Эрбус и Тер­рор. Также был об­на­ру­жен круп­ней­ший в мире шель­фо­вый лед­ник. Ве­ли­чай­шим гео­гра­фи­че­ским от­кры­ти­ем стало до­сти­же­ние в де­каб­ре 1911 года Юж­но­го по­лю­са Земли нор­веж­цем Р. Амунд­се­ном. По­вто­рив­шая этот по­двиг спу­стя месяц экс­пе­ди­ция Скот­та по­гиб­ла.

 3. Кому принадлежит Антарктида?

А ни­ко­му!

Ан­тарк­ти­да – един­ствен­ный кон­ти­нент, ко­то­рый не при­над­ле­жит ни­ко­му, а яв­ля­ет­ся ма­те­ри­ком меж­ду­на­род­но­го со­труд­ни­че­ства (см. Рис. 2). На­сто­я­щи­ми хо­зя­е­ва­ми кон­ти­нен­та яв­ля­ют­ся на­уч­ные ра­бот­ни­ки из раз­ных ча­стей света.

В со­от­вет­ствии с кон­вен­ци­ей об Ан­тарк­ти­ке, под­пи­сан­ной 1 де­каб­ря 1959 года и всту­пив­шей в силу 23 июня 1961 года, Ан­тарк­ти­да не при­над­ле­жит ни од­но­му го­су­дар­ству. Раз­ре­ше­на толь­ко на­уч­ная де­я­тель­ность.

Международный статус материка

Рис. 2. Меж­ду­на­род­ный ста­тус ма­те­ри­ка

Раз­ме­ще­ние во­ен­ных объ­ек­тов, а также заход бо­е­вых ко­раб­лей и во­ору­жен­ных судов южнее 60-го гра­ду­са ши­ро­ты за­пре­ще­ны. В 80-е годы XX века Ан­тарк­ти­ду объ­яви­ли еще и безъ­ядер­ной зоной, что ис­клю­чи­ло по­яв­ле­ние в ее водах су­дов-ато­мо­хо­дов, а на ма­те­ри­ке – атом­ных энер­го­бло­ков.

Сей­час участ­ни­ка­ми до­го­во­ра яв­ля­ют­ся 28 го­су­дарств (с пра­вом го­ло­са) и де­сят­ки стран-на­блю­да­те­лей. Од­на­ко на­ли­чие до­го­во­ра не озна­ча­ет, что при­со­еди­нив­ши­е­ся к нему го­су­дар­ства от­ка­за­лись от своих тер­ри­то­ри­аль­ных пре­тен­зий на кон­ти­нент и при­ле­га­ю­щее про­стран­ство.

На­про­тив, тер­ри­то­ри­аль­ные при­тя­за­ния неко­то­рых стран огром­ны. На­при­мер, Нор­ве­гия пре­тен­ду­ет на тер­ри­то­рию, пре­вы­ша­ю­щую ее соб­ствен­ную раз в де­сять (в том числе на ост­ров Петра I, от­кры­тый экс­пе­ди­ци­ей Бел­линсгау­зе­на – Ла­за­ре­ва).

Огром­ные тер­ри­то­рии объ­яви­ла сво­и­ми Ве­ли­ко­бри­та­ния. Ав­стра­лия счи­та­ет своей почти по­ло­ви­ну Ан­тарк­ти­ды, в ко­то­рую, впро­чем, вкли­ни­ва­ет­ся «фран­цуз­ская» Земля Адели. Предъ­яви­ла тер­ри­то­ри­аль­ные пре­тен­зии и Новая Зе­лан­дия. Ве­ли­ко­бри­та­ния, Чили и Ар­ген­ти­на пре­тен­ду­ют прак­ти­че­ски на одну и ту же тер­ри­то­рию, вклю­ча­ю­щую Ан­тарк­ти­че­ский по­лу­ост­ров и Южные Шет­ланд­ские ост­ро­ва.

Осо­бую по­зи­цию за­ня­ли США и Рос­сия, за­явив­шие, что в прин­ци­пе могут вы­дви­нуть свои тер­ри­то­ри­аль­ные пре­тен­зии в Ан­тарк­ти­ке, хотя пока этого и не де­ла­ют. При том оба го­су­дар­ства не при­зна­ют пре­тен­зии дру­гих стран, как и пре­тен­зии друг друга.

 4. Современное изучение материка

После пер­во­го зна­ком­ства с Ан­тарк­ти­дой ис­сле­до­ва­ние ее пред­став­ля­лось эко­но­ми­че­ски неоправ­дан­ным и бес­пер­спек­тив­ным. На­уч­ное изу­че­ние ше­сто­го ма­те­ри­ка на­ча­лось фак­ти­че­ски толь­ко в XX в.

Пер­вые зи­мо­воч­ные экс­пе­ди­ции на ле­дя­ной кон­ти­нент столк­ну­лись с огром­ны­ми труд­но­стя­ми и ли­ше­ни­я­ми. Имена Ро­бер­та Скот­та (см. Рис. 3), Руала Амунд­се­на, Кар­сте­на Борх­г­ре-вин­ка, Эр­не­ста Ше­кл­то­на, Ду­гла­са Мо­усо­на и дру­гих «пер­во­про­ход­цев» Ан­тарк­ти­ды со­ста­ви­ли слав­ную стра­ни­цу в ее изу­че­нии.

Роберт Скотт

Рис. 3. Ро­берт Скотт

В наше время на смену эн­ту­зи­аз­му и храб­ро­сти оди­но­чек при­шли объ­еди­нен­ные це­ле­на­прав­лен­ные уси­лия уче­ных мно­гих стран. В Ан­тарк­ти­де еже­год­но ра­бо­та­ют круп­ные, хо­ро­шо осна­щен­ные экс­пе­ди­ции, на­счи­ты­ва­ю­щие сотни, а порой и ты­ся­чи раз­лич­ных спе­ци­а­ли­стов. Ис­сле­до­ва­ния ве­дут­ся с по­мо­щью со­вре­мен­ных ле­до­ко­лов, вез­де­хо­дов и са­мо­ле­тов.

На­ча­лом но­вей­ше­го этапа в ан­тарк­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях сле­ду­ет счи­тать Меж­ду­на­род­ный гео­фи­зи­че­ский год (1957 – 1958 гг.).

Боль­шой вклад в изу­че­ние Ан­тарк­ти­ды внес­ли со­вет­ские экс­пе­ди­ции.

Первую со­вет­скую ан­тарк­ти­че­скую экс­пе­ди­цию (САЭ) возгла­вил Герой Со­вет­ско­го Союза Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич Сомов, и 13 фев­ра­ля 1956 г. всту­пи­ла в строй пер­вая со­вет­ская на­уч­ная стан­ция Мир­ный, рас­по­ло­жен­ная точно на Южном по­ляр­ном кру­ге.       

В пе­ри­од под­го­тов­ки к Меж­ду­на­род­но­му гео­фи­зи­че­ско­му году на по­бе­ре­жье, лед­ни­ко­вом щите и ост­ро­вах были ос­но­ва­ны около 60 баз и стан­ций, при­над­ле­жа­щих 11 го­су­дар­ствам (в т. ч. со­вет­ские — об­сер­ва­то­рия Мир­ный, стан­ции Оазис, Пи­о­нер­ская, Во­сток-1, Ком­со­моль­ская и Во­сток) (см. Рис. 4).

Станция Восток

Рис. 4. Стан­ция Во­сток

С конца 50-х гг. в морях, омы­ва­ю­щих кон­ти­нент, ве­дут­ся оке­а­но­ло­ги­че­ские ра­бо­ты, вы­пол­ня­ют­ся ре­гу­ляр­ные гео­фи­зи­че­ские ис­сле­до­ва­ния на ста­ци­о­нар­ных кон­ти­нен­таль­ных стан­ци­ях; пред­при­ни­ма­ют­ся также экс­пе­ди­ции внутрь кон­ти­нен­та.

Со­вет­ские уче­ные осу­ще­стви­ли сан­но-трак­тор­ный поход к Гео­маг­нит­но­му по­лю­су, По­лю­су от­но­си­тель­ной недо­ступ­но­сти, Юж­но­му по­лю­су (см. Рис. 5).

Современные исследования

Рис. 5. Со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния

Во внут­рен­них рай­о­нах Ан­тарк­ти­ды ра­бо­та­ли также ав­стра­лий­ские, бель­гий­ские и фран­цуз­ские уче­ные.

Зачем нужно изу­че­ние и осво­е­ние Ан­тарк­ти­ды?

Ан­тарк­ти­да – по­след­ний ре­сурс­ный ре­зерв че­ло­ве­че­ства, это по­след­нее место, где че­ло­ве­че­ство смо­жет до­бы­вать ми­не­раль­ное сырье после его ис­чер­па­ния на пяти об­жи­тых кон­ти­нен­тах. Гео­ло­ги уста­но­ви­ли, что недра Ан­тарк­ти­ды со­дер­жат зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. На­блю­де­ния за кли­ма­ти­че­ски­ми и ме­тео­ро­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми на кон­ти­нен­те, ко­то­рый, по­доб­но Гольф­ст­ри­му в Се­вер­ном по­лу­ша­рии, яв­ля­ет­ся кли­ма­то­об­ра­зу­ю­щим фак­то­ром для всей Земли. Ан­тарк­ти­да – это до 90% ми­ро­вых за­па­сов прес­ной воды. В Ан­тарк­ти­де изу­ча­ют­ся воз­дей­ствия кос­мо­са и про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в зем­ной коре. Гля­цио­ло­гия, изу­ча­ю­щая стро­е­ние льда, уже се­год­ня при­но­сит се­рьез­ные на­уч­ные ре­зуль­та­ты, ин­фор­ми­руя нас о том, какой была Земля сто, ты­ся­чу, сотни тысяч лет назад. Ан­тарк­ти­да предо­став­ля­ет уни­каль­ный шанс уви­деть и изу­чить мик­ро­ор­га­низ­мы, жив­шие мил­ли­о­ны лет назад. Ан­тарк­ти­че­ские базы, осо­бен­но рос­сий­ские, рас­по­ло­жен­ные по всему пе­ри­мет­ру кон­ти­нен­та, дают иде­аль­ные воз­мож­но­сти для от­сле­жи­ва­ния сей­смо­ло­ги­че­ской ак­тив­но­сти по всей пла­не­те. На ан­тарк­ти­че­ских базах про­хо­дят те­сти­ро­ва­ние тех­но­ло­гии, ко­то­рые в бу­ду­щем пла­ни­ру­ет­ся ис­поль­зо­вать для ис­сле­до­ва­ния, осво­е­ния и ко­ло­ни­за­ции Луны и Марса. 

До­маш­няя ра­бо­та

Про­чти­те § 37. Вы­пол­ни­те прак­ти­че­ское за­да­ние. На­не­си­те на кон­тур­ную карту Ан­тарк­ти­ды гео­гра­фи­че­ские объ­ек­ты, на­зван­ные име­на­ми ис­сле­до­ва­те­лей ма­те­ри­ка.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=FSDFvHbDlxQ

http://www.youtube.com/watch?v=6xNzm6jkrFY

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/7-klass/materiki-antarktida/osvoenie-chelovekom-antarktidy?seconds=0

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/02/12/antarktida

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2011/09/26/razrabotka-otkrytogo-uroka-chelovek-v-antarktide-7-klass

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/09/24/7-klass-istoriya-otkrytiya-i-osvoeniya-antarktidy

Файлы