7 класс. Русский язык. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

7 класс. Русский язык. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

Комментарии преподавателя

 1. Деепричастия несовершенного вида

Де­е­при­ча­стия могут быть со­вер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида.

Де­е­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие, од­но­вре­мен­ное с дру­гим дей­стви­ем (на­при­мер, с тем, ко­то­рое обо­зна­че­но ска­зу­е­мым). Они от­ве­ча­ют на во­прос что делая?

На­при­мер: Он шел, на­пе­вая ка­кую-ту пе­сен­ку.

Де­е­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида обыч­но об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы на­сто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида путем при­бав­ле­ния суф­фик­са –а (-я).

На­при­мер: бе­га­ют – бегая, кри­чат – крича, улы­ба­ют­ся – улы­ба­ясь.

От гла­го­ла быть де­е­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида об­ра­зу­ет­ся с по­мо­щью суф­фик­са  

 -учибу­дучи.

ИС­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ: Не от всех гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида можно об­ра­зо­вать де­е­при­ча­стия. Так, не об­ра­зу­ют­ся де­е­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го  вида от гла­го­лов:

 на чь  и на нуть (стричь, ткнуть) и от гла­го­лов с ос­но­вой на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, со­сто­я­щей толь­ко из со­глас­ных (пьют ; рвут).

 2. Деепричастия совершенного вида

Де­е­при­ча­стия со­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют за­кон­чен­ные до­ба­воч­ные дей­ствия, ко­то­рые пред­ше­ству­ют дру­го­му дей­ствию или сле­ду­ют за ним. Они от­ве­ча­ют на во­прос что сде­лав?

На­при­мер: Он вышел, по­про­щав­шись. Он вышел, хлоп­нув две­рью.

Де­е­при­ча­стия со­вер­шен­но­го вида обыч­но об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы ин­фи­ни­ти­ва или про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида путем при­бав­ле­ния суф­фик­сов –в,

-вши, -ши.

Суф­фик­сы –в  и –вши при­со­еди­ня­ют­ся к ос­но­ве на глас­ный (ска­зал – сказав, улыб­нул­ся – улыб­нувшись).

Суф­фикс –ши при­со­еди­ня­ют­ся к ос­но­ве на со­глас­ный (испек – испекши, по­стриг­ся – по­стригшись).

Де­е­при­ча­стия со­вер­шен­но­го вида об­ра­зу­ют­ся также от ос­но­вы про­сто­го бу­ду­ще­го вре­ме­ни неко­то­рых гла­го­лов с по­мо­щью суф­фик­са –а (-я), на­при­мер: увидя, за­ме­тя, на­хму­рясь.

Схема образования деепричастий несов. и сов. вида

Рис. 1 Схема об­ра­зо­ва­ния де­е­при­ча­стий несов. и сов. вида (Ис­точ­ник)

 3. Морфологический разбор деепричастия

План мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра де­е­при­ча­стия

1. Часть речи, общее зна­че­ние.

2. Мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки: по­сто­ян­ные: неиз­ме­ня­е­мость, вид, воз­врат­ность; непо­сто­ян­ных при­зна­ков нет.

3. Син­так­си­че­ская роль.

Об­ра­зец:

Сад, все боль­ше редеяпе­ре­хо­дя в на­сто­я­щий луг, спус­кал­ся к реке (А.П. Чехов). Раз­бе­рем слово редея.

1. Редея – де­е­при­ча­стие, обо­зна­ча­ет до­ба­воч­ное дей­ствие.

2. Мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки: неиз­ме­ня­е­мое, несов. в., невоз­врат­ное.

3. В пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством.

1. Пе­ре­хо­дя – де­е­при­ча­стие, обо­зна­ча­ет до­ба­воч­ное дей­ствие.

2. Мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки: неиз­ме­ня­е­мое, несов. в., невоз­врат­ное.

3. В пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-3-deeprichastieb/deeprichastiya-sovershennogo-i-nesovershennogo-vida-morfologicheskiy-razbor-deeprichastiy?seconds=0&chapter_id=147

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=yg_E9LIyh6s

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=VW5zWu3vY1g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=DhZJF0RKNjA

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/morfologicheskijj-razbor-deeprichastija.html

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/deeprichastija-nesovershennogo-vida1.html

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/deeprichastija-sovershennogo-vida.html

источник теста - http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/deeprichastie.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HvoxORxRrLo

Файлы