5 класс. Литература. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

5 класс. Литература. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Комментарии преподавателя

К сожалению, в современном мире тоже не стихают войны,  царит вражда между народами. Кавказская война, начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет. Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ, шёл 31 год войны. Сколько уже было потерь с обеих сторон – горцев и русских – трудно подсчитать. Вы знаете, что в 20 веке, к сожалению, война на Кавказе возобновилась. Продолжают страдать все народы, населяющие этот  регион России: ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы, осетины, кабардинцы и другие. Северный Кавказ – самый многонациональный Федеральный округ России. Почти ежедневно мы слышим о терактах, нападениях боевиков на мирные сёла, о межнациональных стычках молодёжи в различных регионах нашей страны.

http://www.nyaski.ru/pages/tolstoy-kavkazskiy-plennik-illyustracii - иллюстрация

Значит, проблемы, о которых  нас заставляет задумываться автор рассказа «Кавказский пленник», актуальны и сегодня. Прошло 150 лет, появились новые технологии, оружие, но люди остались прежними: они хотят растить детей в мире, любить свой дом и уважать родителей, соблюдать свои обычаи, поэтому отношения в мире должны основываться на законах взаимоуважения культур разных народов. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого в его замечательном рассказе «Кавказский пленник».

- О ком идет речь в рассказе? (о двух русских офицерах)

Сравнить героев - установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуацияхэто обязательное условие сравнения

http://znatok.grodno.by/1/index_files/2/31.htm - иллюстрация

Портрет играет важную роль в характеристике персонажей.

http://znatok.grodno.by/1/index_files/2/31.htm - иллюстрация

Детали, характеризующие Жилина и Костылина.

 

Жилин

Костылин

Воинское звание

офицер

офицер

Внешняя

характ-ка

 

Невелик ростом, но удал и т.д.

Грузный мужчина, толстый,

красный, пот с него так и

льёт.

Как герой оказался в плену?

Попадает в плен, т.к.

Костылин бросил его

одного

Струсил и ускакал.

Место нахождения

в плену

 

 

 

                        Горный татар

 

 

ский аул, сарай.

Пища пленных

 

                  Лепёшки из п

                  сырое да  вод

                 

                  +

 Молоко, сырные лепёшки, кусок баранины

росяной муки или тесто

а

Занятия в

плену, выкуп

 

-писем не писал, всё высматривал, выпытывал, как ему устроить побег;

 

-рукодельничал, учился понимать татарский язык и др.

-писал письма домой, скучал, ждал, когда пришлют денег;

 

- считал дни, спал.

Подготовка

к побегу

 

 

АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

                         (хотя обстоят

 

ПАССИВНАЯ  ЖИЗНЬ

ельства  одинаковые)

Первый

побег

 

Выносливость.

«Не годится товарища бросать»

Отстаёт, охает, боится любого шороха (олень).Не может вынести боль и криком выдаёт себя.

Второй побег

 

Не смирился с судьбой и совершает побег один.

Смиряется с судьбой, ждёт освобождения.

Выводы: Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина  - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один  виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя,  предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и  находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию  даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

http://bdfbdh272x.com/avatar/download311.html - иллюстрация

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство.  Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп.  В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Сравнительнуая характеристика Жилина и Костылина. 

Жилин

Костылин

мать

дети

горцы

Дина

Костылин

мать

дети

горцы

Дина

Жилин

Благородство

Нежность

забота

Доброта

Великодушие

любовь

Дружелюбие

Уважение

Мастерство

 

Внимательность

Забота

Нежность

благородство

Великодушие

Прощение

сострадание

Эгоизм

иждивенчество

равнодушие

Лень

неуважение

равнодушие

Предательство

иждивенчество

Вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим –  это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.

- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

- сделать правильный выбор друзей;

- понимать внутренний мир человека.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

Жилин и Костылин - два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог».

- Зачем Толстой противопоставляет героев?

  • Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Хотя можно отметить динамику, пусть слабую, но появившуюся  в поведении Костылина. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к окружающим, родным, Жилину.  Во время первого побега в минуту опасности он предлагает Жилину спасаться одному: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.

Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

  • Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он  добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
    Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=RghLtNzRsYM

http://www.youtube.com/watch?v=XdfaK2UDj5c

http://www.youtube.com/watch?v=hog4caEYW4U

http://www.youtube.com/watch?v=FClMnjioTWk

http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/01/14/l-tolstoy-kavkazskiy-plennik-urok-literatury-v-5

http://5klass.net/zip/literatura/Tolstoj-Kavkazskij-plennik-5-klass.zip

Файлы