5 класс. Литература. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
5 класс. Литература. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
Комментарии преподавателя
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»,
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление)
- Зима – это время года, которое в представлении древних славян, как и других народов, было одушевлённым. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку, приезжает на пегой кобыле. Она дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы – метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи. А когда Зима даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны.
Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны – Красной девицы, Зима, по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить туда, откуда пришла, в снеговые хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.
- Что такое тема художественного произведения? (Тема – это предмет изображаемого в произведении)
- Как бы вы определили тему стихотворения «Зима недаром злится…»? (Тема природы, смена времён года…)
- Вспомните, кто такой лирический герой? (Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём)
- Лирический герой и автор – это одно лицо? (Нет, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или событиями его жизни, с его отношением к природе и т.д.)
- Можем ли мы предположить, как относится автор к родной природе? (С любовью)
- Какие слова наиболее ярко передают эмоции лирического героя?
Зима: Весна:
злится стучится
ещё хлопочет хохочет
ворчит; умылася,
взбесилась ведьма злая, румяней стала
пустила, убегая;
- Вспомните виды рифмовки. (Парная, перекрёстная, опоясывающая).
- Определите способ рифмовки в данном стихотворении. (Перекрёстная)
- Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? ( Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный).
- Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе)
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=py88sk2S0Pw
http://infourok.ru/material.html?mid=182162
http://www.youtube.com/watch?v=6pWCk_0pSc8
http://5klass.net/zip/literatura/Lirika-prirody-Tjutcheva.zip
http://www.openclass.ru/node/46270
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/14/urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-peyzazhnaya-lirika-tyutcheva