5 класс. Литература. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
5 класс. Литература. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
Комментарии преподавателя
Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
Михаил Васильевич Исаковский: песни «Катюша» (1938), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945).
Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых» (припев: «Смелого пуля боится, // Смелого штык не берет») (22 июля 1941), «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...») (1941).
Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941—1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборники «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами.
Ольга Федоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса»: поэмы «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944).
— В этом году мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.
А. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»
Стихотворение читает учитель, после чего необходимо выдержать паузу. Мы рекомендуем повторное чтение стихотворения учителем, к которому могут подключаться ученики (коллективное чтение): это помогает им пережить события, рассказанные в стихотворении, лучше усвоить его интонации и ритм.
Словарная работа
— Все нынче, как спросонку... — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
— Бедовый, из тех, что главарями у детей... — озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
— А он гвоздит — не выглянуть из башен... — он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
— ...за каким домишкой он примостился... — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
— Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
ИСТОЧНИКИ
http://uchitel-slovesnosti.ru/load/prepodavanie_literatury_metodicheskie_sovety/5_klass_posobie_o_a_ereminoj/poehticheskaja_letopis_velikoj_otechestvennoj_vojny_a_t_tvardovskij_rasskaz_tankista/155-1-0-3654
http://www.openclass.ru/node/454256
http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-literature-na-temu-deti-i-voyna-a-t-tvardovskiy-rasskaz-tankista-klass-274533.html
http://infourok.ru/urok_po_ballade_a.t._tvardovskogo_rasskaz_tankista_5_klass-180822.htm