5 класс. Литература. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка».
5 класс. Литература. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка».
Комментарии преподавателя
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950)
1.Рождение. (г. Сысерть Екатеринбургской губернии)
2.Учеба в 3-летней земской школе.
3.Учеба в Екатеринбургском духовном училище.
4.Учеба в Пермской духовной семинарии. (6 лет)
5.Учитель русского языка (15 лет)
6.Профессиональная писательская деятельность (В 60 лет)
1)1939 – «Сказы старого Урала» («Малахитовая шкатулка») – 14 сказов
2)Всего написано 56 произведений.
3)Главная тема: творчество и мастерство рабочих Урала.
Инверсия (латин. – перестановка) – необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) родился в семье горнозаводского мастера на Сысертском заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали своё дело, что такое «урок» и штраф, что такое «черный список» и телесные наказания. Но кроме теневых сторон жизни «работных людей» открывалось перед ними и нечто большее – вдохновение труда творческого. А сколько нравственной глубины в пословицах и поговорках о труде, которыми так и пересыпана речь старших, или в ехидных прозвищах, которые метко определяли человеческие характеры.
Долгими зимними вечерами с трепетом слушают ребята рассказы о таинственных фантастических помощниках в работе, о встречах рабочих с самой Хозяйкой, Горной маткой или даже с Золотым полозом, которые иногда добры, а иногда и откровенно враждебны человеку.
Родители, да дед с бабкой, много нужды и горя в жизни узнали, но парнишку берегли, даже за шалости не наказывали. Когда же пришло время учиться, отдали его в трехлетнюю земскую школу. Здесь учитель отличил способного и смекалистого мальчика, посоветовал родителям учить сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павку Бажова отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив училище, в 14 лет он поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет. После её окончания Павел должен был бы стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет преподавал русский язык. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказами и легендами, позже он работал журналистом.
Бажову было около 60 лет, когда он стал профессиональным писателем. В 1939 г. (записать) была опубликована его первая книга – «Сказы старого Урала», так сначала называлась знаменитая«Малахитовая шкатулка». Сборник объединил 14 произведений. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович написал 56 произведений.Главной темой его рассказов стало творчество и мастерство рабочих Урала.
Башкирская сказка
Жил-был великан. Он носил пояс глубокими карманами. Великан прятал в них все свои богатства. Пояс у него был огромный. Однажды великан снял его, растянул, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. «Урал» по-башкирски – пояс. Длина его 2500 километров.
Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Горы эти невысоки, но слава не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождение железа, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.
Ещё одна легенда, полюбившаяся Бажову. Послушаем и посмотрим.
Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота меди, камней самоцветных … да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Потом посмотрел Бог и увидел, что золота, самоцветов и драгоценностей осталось ещё целая горсть. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились.
Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят – изумруд да малахит, озёра – горным хрусталём переливаются, Рябинушка по осени рубином горит. И люди здесь живут, - чисто камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые… Именно таких мы встречаем в «Уральских сказах» П.П.Бажова.
Сказы Бажова принесли автору заслуженную славу. В Москве есть даже улицы «Имени Павла Бажова», «Малахитовая». По его произведениям созданы мультфильмы, опера К.Молчанова «Каменный цветок», одноименный балет С.Прокофьева. Художники любят иллюстрировать сказы Бажова.
Палех
Палех – небольшое село (ныне посёлок городского типа). До революции там писали иконы. Иконописцев всего было около 20 человек. Они выполняли заказы по всей России. В 1922 – 1923 годах в Москве были предприняты первые опыты по росписи чернолаковых предметов из папье-маше. В этих опытах принимали участие и палешане, то есть мастера из Палеха.
Изделия были показаны на выставках и имели большой успех. И в декабре 1924 года в Палехе была создана маленькая артель древней живописи. В неё вошли всего 7 иконописцев. Коллектив стал постепенно расти, и превратился в талантливый коллектив, искусство которого стало широко известно как у нас в России, так и за рубежом.
Палешане выработали свой художественный стиль. Основа росписи – черный фон, который проходит через все изображение, заканчивается рисунок золотыми и серебряными штрихами.
Очень разнообразна тематика произведений: героическая история нашего народа, русские песни, былины, сказки, сюжеты русской и зарубежной литературы.
В данный момент в Палехе имеется художественное училище.
Словарная работа:
Оба в горе робили – работали,
Артуть-девка – ртуть,
Слово молвить – сказать,
Парню забедно стало – обидно,
Перст – палец,
Хворал болел,
На глазах таял – худел,
Виду не оказывает – показывает.
ИСТОЧНИКИ
https://www.youtube.com/watch?v=_RFkgLBKPpk
http://infourok.ru/material.html?mid=2806
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.