7 класс. География. Материки. Австралия

7 класс. География. Материки. Австралия

Комментарии преподавателя

 1. Введение

 Се­год­ня на уроке:

- вы узна­е­те, что на­зы­ва­ют Оке­а­ни­ей;

- вы по­зна­ко­ми­тесь с гео­гра­фи­че­ским по­ло­же­ни­ем этих ост­ро­вов;

- вы уви­ди­те, какие уни­каль­ные жи­вот­ные оби­та­ют в этих краях.

 2. Географическое положение

Оке­а­ния – это самое круп­ное скоп­ле­ние ост­ро­вов, на­хо­дя­щих­ся в цен­траль­ной и за­пад­ной ча­стях Ти­хо­го оке­а­на (см. Рис. 1).

Около 10 тысяч ост­ро­вов Оке­а­нии раз­бро­са­ны на огром­ной тер­ри­то­рии от суб­тро­пи­че­ских широт Се­вер­но­го по­лу­ша­рия до уме­рен­ных широт Юж­но­го по­лу­ша­рия.  Боль­шая часть ост­ро­вов сгруп­пи­ро­ва­на в ар­хи­пе­ла­ги: Новая Зе­лан­дия, Га­вайи, Фиджи, Туа­мо­ту и др. Такое рас­по­ло­же­ние иг­ра­ет важ­ную роль для при­ро­ды ост­ро­вов.

В Оке­а­нии раз­ли­ча­ют три части: Ме­ла­не­зия (в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет «Чер­ные ост­ро­ва»), Мик­ро­не­зия («малые ост­ро­ва»), По­ли­не­зия («Много ост­ро­вов»).

Карта Океании

Рис. 1. Карта Оке­а­нии

 3. Острова и их происхождение

Про­ис­хож­де­ние, гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние и раз­ме­ры ост­ро­вов Оке­а­нии тесно свя­за­ны со стро­е­ни­ем дна Ти­хо­го оке­а­на. Они яв­ля­ют­ся над­вод­ным от­ра­же­ни­ем под­вод­но­го оке­а­ни­че­ско­го ре­лье­фа, ведь ост­ро­ва сво­и­ми ос­но­ва­ми лежат на дне оке­а­на.

Ост­ро­ва Оке­а­нии имеют раз­лич­ное про­ис­хож­де­ние: ма­те­ри­ко­вые, вул­ка­ни­че­ские и ко­рал­ло­вые.

Ре­льеф вул­ка­ни­че­ских ост­ро­вов го­ри­стый, ко­рал­ло­вых – низ­мен­ный. На об­шир­ных ма­те­ри­ко­вых ост­ро­вах горы со­че­та­ют­ся с рав­ни­на­ми.

Ма­те­ри­ко­вые ост­ро­ва пре­жде были ча­стя­ми ма­те­ри­ка, и от­де­ли­лись от него вслед­ствие опус­ка­ния участ­ков суши ниже уров­ня моря. Эти ост­ро­ва рас­по­ло­же­ны на шель­фе.

На­при­мер, еще несколь­ко де­сят­ков тысяч лет назад наи­боль­ший ост­ров Оке­а­нии – Новая Гви­нея – был со­еди­нен с Ав­стра­ли­ей 150-ки­ло­мет­ро­вой пе­ре­мыч­кой. Ее опус­ка­ние лишь на

30 м при­ве­ло к об­ра­зо­ва­нию Тор­ре­со­ва про­ли­ва. Ма­те­ри­ко­вое про­ис­хож­де­ние имеют и ост­ро­ва Новой Зе­лан­дии (см. Рис. 2).

Материковый остров

Рис. 2. Ма­те­ри­ко­вый ост­ров (Новая Зе­лан­дия) (Ис­точ­ник)

Вул­ка­ни­че­ские ост­ро­ва яв­ля­ют­ся над­вод­ны­ми вер­ши­на­ми круп­ней­ших под­вод­ных вул­ка­нов, под­но­жия ко­то­рых лежат на боль­ших глу­би­нах (до 5 км) (см. Рис. 3).

Эти ост­ро­ва неболь­шие, ска­ли­стые, увен­чан­ные ко­ну­са­ми по­тух­ших или дей­ству­ю­щих вул­ка­нов. Они рас­по­ло­же­ны в ос­нов­ном груп­па­ми. На­при­мер, Га­вай­ские ост­ро­ва – это 24 ост­ро­ва – рас­тя­ну­лись на 2 500 км. Они об­ра­зо­ва­ны мощ­ны­ми из­ли­я­ни­я­ми лавы под­вод­ных и на­зем­ных из­вер­же­ний вул­ка­нов мил­ли­о­ны лет назад. Самый боль­шой из ост­ро­вов – Га­вайи – сфор­ми­ро­ван по­тух­ши­ми и дей­ству­ю­щи­ми вул­ка­на­ми. Среди них и самая вы­со­кая вер­ши­на в По­ли­не­зии – вул­кан Мау­на-Кеа (4 210 м).

Вулканический остров

Рис. 3. Вул­ка­ни­че­ский ост­ров

Ко­рал­ло­вые ост­ро­ва об­ра­зо­ва­ны мор­ски­ми ор­га­низ­ма­ми – ко­рал­ло­вы­ми по­ли­па­ми, жи­ву­щи­ми внут­ри из­вест­ня­ко­вых ске­ле­тов (см. Рис. 4).  Скоп­ле­ния ко­рал­ло­вых ске­ле­тов об­ра­зу­ют рифы – вы­тя­ну­тые в длину по­ло­сы  – или атол­лы – неболь­шие ост­ро­ва коль­це­об­раз­ной формы.

Коралловый остров

Рис. 4. Ко­рал­ло­вый ост­ров

Фун­да­мен­том для ко­рал­лов обыч­но слу­жит вер­ши­на под­вод­но­го вул­ка­на. По­это­му мно­гие вул­ка­ни­че­ские ост­ро­ва окру­же­ны ко­рал­ло­вы­ми ри­фа­ми. Все ко­рал­ло­вые со­ору­же­ния под­ни­ма­ют­ся над водой всего на несколь­ко мет­ров. По­это­му ко­рал­ло­вые ост­ро­ва низ­кие. Они редко воз­вы­ша­ют­ся выше 5 м над уров­нем оке­а­на и едва за­мет­ны среди вод­ных про­сто­ров. Вот по­че­му ле­ген­ды рас­ска­зы­ва­ют, что жи­те­ли Оке­а­нии «вы­уди­ли» свои ост­ро­ва с оке­а­ни­че­ско­го дна.

 4. Климат

Кли­мат теп­лый и мяг­кий, по­сколь­ку боль­шин­ство ост­ро­вов лежат в эк­ва­то­ри­аль­ных и тро­пи­че­ских ши­ро­тах, в уме­рен­ные за­хо­дит толь­ко Новая Зе­лан­дия.

Тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха вы­со­кие, од­на­ко жару смяг­ча­ют влаж­ные ветры с оке­а­на. Они обу­слав­ли­ва­ют обиль­ные дожди, по­это­му ко­ли­че­ство осад­ков боль­шое – более 4 000 мм в год.

На на­вет­рен­ных скло­нах вы­со­ких вул­ка­нов Га­вай­ских ост­ро­вов на­хо­дит­ся самое мокрое место на Земле: там вы­па­да­ет 12 500 мм осад­ков в год. Зато на под­вет­рен­ных скло­нах осад­ков бы­ва­ет очень мало (200 мм). В Оке­а­нии за­рож­да­ют­ся тро­пи­че­ские цик­ло­ны, ко­то­рые в Се­вер­ном по­лу­ша­рии на­зы­ва­ют тай­фу­на­ми, а в Южной – ура­га­на­ми. Боль­ше всего их бы­ва­ет в юго-за­пад­ной части Ти­хо­го оке­а­на. Они при­во­дят к боль­шим раз­ру­ше­ни­ям. Од­на­ко в целом, несмот­ря на эти опас­ные сти­хий­ные яв­ле­ния, на ост­ро­вах ни­ко­гда не бы­ва­ет ни хо­лод­но, ни жарко. По­это­му кли­мат Оке­а­нии счи­та­ют самым ком­форт­ным на Земле.

 5. Органический мир

Изо­ли­ро­ван­ность ост­ро­вов – при­чи­на свое­об­ра­зия их ор­га­ни­че­ско­го мира. Бед­нее всего жизнь на неболь­ших и срав­ни­тель­но мо­ло­дых по воз­рас­ту ко­рал­ло­вых ост­ро­вах, на ма­те­ри­ко­вых она бо­га­че и раз­но­об­раз­нее.

Из-за раз­ни­цы в увлаж­не­нии (или много, или мало осад­ков) рас­про­стра­не­ны как веч­но­зе­ле­ные влаж­ные леса, так и сухие са­ван­ны.

В лесах рас­тут ко­ко­со­вая и са­го­вая паль­мы, дын­ное и хлеб­ное де­ре­вья, фи­ку­сы, ор­хи­деи. Среди ди­ко­рас­ту­щих рас­те­ний много по­лез­ных – де­ре­вьев с цен­ной дре­ве­си­ной (же­лез­ное и сан­да­ло­вое), рас­те­ний с соч­ны­ми пло­да­ми (па­пайя, манго, ба­на­ны); рас­те­ний, да­ю­щих пря­но­сти (им­бирь, му­скат­ный орех, перец). Од­на­ко пер­вое место, несо­мнен­но, при­над­ле­жит ко­ко­со­вой паль­ме (см. Рис. 5).

Кокосовая пальма

Рис. 5. Ко­ко­со­вая паль­ма

Ко­рал­ло­вые ост­ро­ва с бед­ны­ми поч­ва­ми, за­ле­га­ю­щие тон­ким слоем на ко­рал­ло­вых из­вест­ня­ках, имеют бед­ную тра­вя­ни­стую рас­ти­тель­ность. Их укра­ше­ни­ем яв­ля­ют­ся толь­ко рощи ко­ко­со­вых пальм. Ин­те­рес­но, что вул­ка­ни­че­ские и ко­рал­ло­вые ост­ро­ва за­се­ля­лись рас­те­ни­я­ми с по­мо­щью ветра, те­че­ний и даже птиц, ко­то­рые пе­ре­но­си­ли их пыль­цу, се­ме­на, орехи.

В Оке­а­нии много эн­де­ми­ков – видов рас­те­ний и жи­вот­ных, ко­то­рые нигде боль­ше не встре­ча­ют­ся. Так, на­при­мер, толь­ко в Новой Зе­лан­дии рас­тут дре­во­вид­ные па­по­рот­ни­ки и ка­пуст­ные де­ре­вья. Сей­час на ост­ро­вах есте­ствен­ные леса почти све­де­ны. На их месте рас­ки­ну­лись план­та­ции сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур.

Жи­вот­ный мир ост­ро­вов беден. Среди на­зем­ных жи­вот­ных почти нет мле­ко­пи­та­ю­щих (кроме мышей и крыс).

Зато много птиц – рай­ских, го­лу­бей, по­пу­га­ев, сор­ных кур. От­сут­ствие хищ­ни­ков при­ве­ло к по­яв­ле­нию птиц без кры­льев – кагуя и киви.  На ост­ро­вах от­сут­ству­ют и ядо­ви­тые змеи. Есть пре­смы­ка­ю­щи­е­ся – гек­ко­ны, игу­а­ны, яще­ри­цы, гат­те­рия. В водах, омы­ва­ю­щих рифы и ост­ро­ва, живут ле­ту­чие рыбы, акулы, мор­ские че­ре­па­хи и змеи. В рас­про­стра­не­нии жи­вот­ных боль­шую роль сыг­рал че­ло­век. За­ве­зен­ные им со­ба­ки, кошки, сви­ньи силь­но рас­пло­ди­лись и впо­след­ствии оди­ча­ли.

Ги­гант­ская птица Моа, ко­то­рой уже нет

До при­хо­да че­ло­ве­ка Новая Зе­лан­дия была цар­ством птиц. Мле­ко­пи­та­ю­щих, за ис­клю­че­ни­ем несколь­ких видов ле­ту­чих мышей, здесь не су­ще­ство­ва­ло. Ца­ри­цей этого пер­на­то­го го­су­дар­ства яв­ля­лась ги­гант­ская птица моа…

Ее самые круп­ные эк­зем­пля­ры до­сти­га­ли двух мет­ров в плече и массы более 200 кг. Самки были почти в два раза тя­же­лее сам­цов.

У ги­гант­ской моа был есте­ствен­ный враг – ги­гант­ский орел, круп­ней­шая хищ­ная птица на пла­не­те (см. Рис. 6).

Изображение птицы Моа

Рис. 6. Изоб­ра­же­ние птицы Моа

 

До­маш­нее за­да­ние

Про­чти­те § 32. От­веть­те на во­про­сы:

1. На какие три груп­пы можно раз­де­лить ост­ро­ва Оке­а­нии?

2. От чего за­ви­сит со­став ор­га­ни­че­ско­го мира ост­ро­вов?

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/7-klass/tema-2/osobennosti-prirody-okeanii?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=N1dM80I-sfQ

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.