7 класс. География. Материки. Северная Америка

7 класс. География. Материки. Северная Америка

Комментарии преподавателя

1. Введение

Се­год­ня на уроке вы узна­е­те:

1.      О гео­гра­фи­че­ском по­ло­же­нии Се­вер­ной Аме­ри­ки.

2.      Ка­ко­вы очер­та­ния бе­ре­го­вой линии.

3.      В чем осо­бен­но­сти ре­лье­фа Се­вер­ной Аме­ри­ки.

4.      Когда и как про­ис­хо­ди­ло оле­де­не­ние Се­вер­ной Аме­ри­ки.

 2. Географическое положение

Се­вер­ная Аме­ри­ка – тре­тий по раз­ме­рам ма­те­рик нашей пла­не­ты после Евра­зии и Аф­ри­ки (см. Рис. 1). Его пло­щадь с при­ле­га­ю­щи­ми ост­ро­ва­ми со­став­ля­ет более 24 млн км2. Весь ма­те­рик це­ли­ком на­хо­дит­ся в За­пад­ном по­лу­ша­рии. Он же яв­ля­ет­ся един­ствен­ным на Земле кон­ти­нен­том, пол­но­стью, вме­сте с ост­ро­ва­ми, рас­по­ло­жен­ным в Се­вер­ном по­лу­ша­рии, чем вполне оправ­ды­ва­ет свое на­зва­ние — Се­вер­ная Аме­ри­ка. Южной гра­ни­цей Се­вер­ной Аме­ри­ки услов­но счи­та­ет­ся Па­нам­ский пе­ре­ше­ек, через ко­то­рый в на­ча­ле XX в. был про­ло­жен су­до­ход­ный Па­нам­ский канал. По­ло­су суши между Те­уан­те­пек­ским (юг Мек­си­ки) и Па­нам­ским пе­ре­шей­ка­ми при­ня­то на­зы­вать Цен­траль­ной Аме­ри­кой. 

Карта Северной Америки

Рис. 1. Карта Се­вер­ной Аме­ри­ки (Ис­точ­ник)

Бе­ре­го­вая линия Се­вер­ной Аме­ри­ки на се­ве­ре и во­сто­ке силь­но из­ре­за­на. Здесь рас­по­ло­жен круп­ней­ший ост­ров нашей пла­не­ты – Грен­лан­дия (пло­щадь – около 2,2 млн км2), а также огром­ный Ка­над­ский Арк­ти­че­ский ар­хи­пе­лаг. Самый боль­шой ост­ров ар­хи­пе­ла­га – Баф­фи­но­ва Земля (пятый по пло­ща­ди на Земле – 476 тыс. км2). К Се­вер­ной Аме­ри­ке от­но­сят­ся рас­по­ло­жен­ные в Ат­лан­ти­ке ост­ро­ва Нью­фа­унд­ленд, Ба­гам­ские, Ан­тиль­ские (в том числе Боль­шие Ан­тиль­ские – Куба, Ямай­ка, Гаити, Пу­эр­то-Ри­ко) и на­хо­дя­щи­е­ся в Тихом оке­ане Але­ут­ские ост­ро­ва, ост­ров Ван­ку­вер и др. Самые круп­ные по­лу­ост­ро­ва Се­вер­ной Аме­ри­ки: на се­ве­ро-во­сто­ке – Лаб­ра­дор, на во­сто­ке – Фло­ри­да, на юге – Юка­тан, на за­па­де – Аляс­ка и Ка­ли­фор­ния. Глу­бо­ко вда­ют­ся в сушу за­ли­вы – Мек­си­кан­ский, Гуд­зо­нов, Ка­ли­фор­ний­ский. Гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние, раз­ме­ры, про­тя­жен­ность и кон­фи­гу­ра­ция ма­те­ри­ка опре­де­ля­ют раз­но­об­ра­зие его при­род­ных усло­вий.

 3. Рельеф Северной Америки

По­верх­ность Се­вер­ной Аме­ри­ки очень раз­но­об­раз­на (см. Рис. 2). При сред­ней вы­со­те ма­те­ри­ка 720 м над уров­нем моря боль­шая часть его имеет вы­со­ты от 200 до 500 м, на низ­мен­но­сти при­хо­дит­ся 20%. Более чем 25% тер­ри­то­рии со­став­ля­ют вы­со­ты свыше 1000 м. Наи­выс­шая точка Се­вер­ной Аме­ри­ки – гора Мак-Кин­ли – 6193 м, самая низ­кая – До­ли­на Смер­ти – 85 м ниже уров­ня моря.

Се­вер­ную Аме­ри­ку можно раз­де­лить на три части: за­пад­ную гор­ную, древ­нюю плат­фор­му и во­сточ­ную, от­но­ся­щу­ю­ся к древ­ней склад­ча­то­сти. За­пад­ная сфор­ми­ро­ва­лась пре­иму­ще­ствен­но в ме­зо­зое и вклю­ча­ет в себя Кор­ди­лье­ры, от­дель­ные ее участ­ки про­дол­жа­ют свое фор­ми­ро­ва­ние и сей­час. К плат­фор­ме от­но­сят­ся Грен­лан­дия, Ка­над­ский щит, Лаб­ра­дор, Центр Се­вер­ной Аме­ри­ки. Древ­няя склад­ча­тость от­но­сит­ся к Гер­цин­ско­му воз­рас­ту и пред­став­ле­на Ап­па­ла­ча­ми, При­ат­лан­ти­че­ской и При­мек­си­кан­ской низ­мен­но­стя­ми.

Рис. 2. Карта ре­лье­фа С. Аме­ри­ки

Ос­но­ву ма­те­ри­ка со­став­ля­ет до­кем­брий­ская Се­ве­ро­аме­ри­кан­ская плат­фор­ма, ко­то­рая за­ни­ма­ет при­бли­зи­тель­но по­ло­ви­ну его по­верх­но­сти, боль­шую часть Грен­лан­дии и юго-во­сток Ка­над­ско­го Арк­ти­че­ско­го ар­хи­пе­ла­га. Около 60% по­верх­но­сти плат­фор­мы почти не имеет чехла осад­ки и вы­сту­па­ет на по­верх­ность в виде Ка­над­ско­го, или Лав­рен­тий­ско­го щита – од­но­го из наи­боль­ших щитов се­вер­но­го по­лу­ша­рия.

 Самые тек­то­ни­че­ски ак­тив­ные рай­о­ны Аме­ри­ки рас­по­ло­же­ны на ее за­пад­ном – ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье, от Але­ут­ских ост­ро­вов до Па­нам­ско­го пе­ре­шей­ка. Здесь же рас­по­ла­га­ет­ся боль­шая часть вул­ка­нов, мно­гие из них оста­ют­ся дей­ству­ю­щи­ми, такие как Мо­мо­том­бо, Таху­муль­ко, Ори­са­ба, По­по­ка­те­петль, Ко­ли­ма, Шаста, Рей­нир, Сан­форд и вул­кан Ве­лья­ми­но­ва на Аляс­ке.

Огром­ное вли­я­ние на ре­льеф ма­те­ри­ка ока­за­ли реки, про­ре­зав­шие в скло­нах гор огром­ные до­ли­ны и ка­ньо­ны, самым вы­да­ю­щим­ся из ко­то­рых яв­ля­ет­ся ка­ньон реки Ко­ло­ра­до, или Боль­шой ка­ньон (Grand Canyon). В ре­зуль­та­те сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся здесь гео­ло­ги­че­ские об­на­же­ния пред­став­ля­ют ис­то­рию по­след­них 1,5 мил­ли­ар­дов лет.

 4. Оледенение

Ка­над­ский щит в той его части, ко­то­рая те­перь вы­хо­дит на по­верх­ность, много лет был по­хо­ро­нен подо льда­ми, мощ­ность ко­то­рых до­сти­га­ла 2-3 км.

Когда лед­ник рас­та­ял, впа­ди­ны по краям щита, об­ра­зо­ван­ные вдоль тре­щин или по­кры­тые льдом, за­пол­ни­лись та­лы­ми во­да­ми – воз­ник­ли Боль­шие озера и цепь дру­гих, также очень боль­ших, «почти боль­ших» озер: Вин­ни­пег, Ата­бас­ка, Боль­шое Неволь­ни­чье, Боль­шое Мед­ве­жье (см. Рис. 3).

Озеро Виннипег

Рис. 3. Озеро Вин­ни­пег (Ис­точ­ник)

Озера эти со­еди­ни­лись ре­ка­ми, ко­то­рые несли в океан из­бы­ток талых вод: на се­ве­ро-во­сток по­тек­ла река Свя­то­го Лав­рен­тия, на се­ве­ро-за­пад, как раз за пре­де­лы щита, – Мак­кен­зи. Реки про­де­ла­ли русла в обход лед­ни­ка, по­то­му что он не про­пус­кал еще их крат­чай­шим путем в Гуд­зо­нов залив. Часть воды сте­ка­ла на юг в Мек­си­кан­ский залив через реку Мис­си­си­пи.

Ледник

Рис. 4. Лед­ник

Лед­ник не смог пре­вра­тить Ка­над­ский щит в аб­со­лют­ную рав­ни­ну, по­то­му что в раз­ных ме­стах он имел раз­ную твер­дость (см. Рис. 4). Рядом с «ба­ра­ньи­ми лбами» слу­ча­ют­ся «куд­ря­вые скалы», по­верх­ность ко­то­рых на­по­ми­на­ет вол­но­вую шерсть овцы. «Ба­ра­ньи лбы» ме­ста­ми от­по­ли­ро­ва­ны льдом до блес­ка, ме­ста­ми ис­чер­ка­ны па­рал­лель­ны­ми ца­ра­пи­на­ми – сле­да­ми кам­ней, ко­то­рые он нес за собой. По на­прав­ле­нию этих ца­ра­пин узна­ли, от­ку­да и куда дви­гал­ся лед­ник.

 

До­маш­нее за­да­ние

· Про­чти­те § 38.

· Вы­пол­ни­те прак­ти­че­ское за­да­ние.

На­не­си­те на кон­тур­ную карту Се­вер­ной Аме­ри­ки гео­гра­фи­че­ские объ­ек­ты, упо­ми­на­е­мые в лек­ции.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/7-klass/materiki-severnaja-amerika/geograficheskoe-polozhenie-severnoy-ameriki?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=vmA-rOR8AU4

http://www.youtube.com/watch?v=Iyvto0hwl6c

http://www.inksystem-az.com/konspekt-uroka-po-geografii-geograficheskoe-polozhenie-materika-severnoj-ameriki-7-klass/

http://ppt4web.ru/geografija/severnaja-amerika0.html

http://doc4web.ru/geografiya/konspekt-uroka-geograficheskoe-polozhenie-severnoy-ameriki-klass.html

http://www.youtube.com/watch?v=NOde7mHCD8g - заставка

Файлы