7 класс. География. Материки. Северная Америка

7 класс. География. Материки. Северная Америка

Комментарии преподавателя

1. Численность и размещение населения

В Се­вер­ной Аме­ри­ке самая вы­со­кая доля тер­ри­то­рии, наи­бо­лее бла­го­при­ят­ной для жизни. Несмот­ря на это, ма­те­рик по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния за­ни­ма­ет лишь тре­тье место – около по­лу­мил­ли­ар­да че­ло­век. Рас­тет на­се­ле­ние очень быст­ро.

Карта плотности населения С. Америки

Рис. 1. Карта плот­но­сти на­се­ле­ния С. Аме­ри­ки

Раз­ме­ще­но на­се­ле­ние по тер­ри­то­рии ма­те­ри­ка очень нерав­но­мер­но. Из-за су­ро­вых при­род­ных усло­вий слабо за­се­лен север. Невы­со­кая плот­ность в Кор­ди­лье­рах, за ис­клю­че­ни­ем их южной части. Наи­бо­лее за­се­ле­на южная часть ма­те­ри­ка. Вы­со­кая плот­ность на­се­ле­ния в во­сточ­ной части, где осе­да­ли пер­вые пе­ре­се­лен­цы из ев­ро­пей­ских стран. В этой части Се­вер­ной Аме­ри­ки рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее круп­ные го­ро­да: Нью-Йорк, Бо­стон, Фи­ла­дель­фия и дру­гие.

 2. Народы

На­се­ле­ние кон­ти­нен­та со­сто­ит из несколь­ких групп, раз­ных по про­ис­хож­де­нию, ра­со­вой при­над­леж­но­сти и чис­лен­но­сти

Ко­рен­ное на­се­ле­ние – ин­дей­цы – пред­ста­ви­те­ли мон­го­ло­ид­ной расы. Это свя­за­но с рас­се­ле­ни­ем на ма­те­ри­ке людей из Азии. На­зва­ние «аме­ри­кан­ские ин­дей­цы» по­яви­лось в ре­зуль­та­те ошиб­ки Ко­лум­ба, ко­то­рый был убеж­ден, что до­стиг Индии. В ре­зуль­та­те  ев­ро­пей­ской ко­ло­ни­за­ции зна­чи­тель­ная часть ко­рен­но­го на­се­ле­ния была уни­что­же­на и вы­тес­не­на в труд­но­до­ступ­ные рай­о­ны.

Индейцы

Рис. 2. Ин­дей­цы

К мо­мен­ту по­яв­ле­ния ев­ро­пей­цев або­ри­ге­ны на­хо­ди­лись на более низ­кой сту­пе­ни раз­ви­тия. Эс­ки­мо­сы за­ни­ма­лись охо­той, ин­дей­цы – зем­ле­де­ли­ем, неко­то­рые вели ко­че­вой образ жизни. В на­сто­я­щее время чис­лен­ность ко­рен­но­го на­се­ле­ния незна­чи­тель­на, осо­бен­но в Ка­на­де и США, для со­хра­не­ния або­ри­ге­нов со­зда­ны ре­зер­ва­ции.

После от­кры­тия Аме­ри­ки Ко­лум­бом в конце XV в. ма­те­рик на­ча­ли за­се­лять пред­ста­ви­те­ли ев­ро­пей­ской расы.

Пер­вы­ми пе­ре­се­лен­ца­ми были ис­пан­цы. В Мек­си­ке и в Цен­траль­ной Аме­ри­ке они по­ко­ри­ли ин­дей­цев, сме­ша­лись с ними и об­ра­зо­ва­ли ме­тис­ный ан­тро­по­ге­но­вый со­став. Од­на­ко в Мек­си­ке и в неко­то­рых стра­нах Цен­траль­ной Аме­ри­ки до этого вре­ме­ни еще про­жи­ва­ют ин­дей­ские пле­ме­на, ко­то­рые со­хра­ни­ли свой язык и куль­ту­ру. Все ин­дей­цы имеют общие ан­тро­по­ло­ги­че­ские черты. У них жел­то­ва­тый или крас­но­ва­то-ко­рич­не­вый от­те­нок кожи, жест­кие пря­мые во­ло­сы на го­ло­ве, слабо раз­ви­тое во­ло­ся­ное по­кры­тие на теле, ши­ро­кое лицо и вы­сту­па­ю­щие скулы. Но, в от­ли­чие от мон­го­ло­и­дов, у ин­дей­цев от­сут­ству­ет мон­голь­ская склад­ка века, срав­ни­тель­но боль­шой ров­ный нос.

Народы С. Америки

Рис. 3. На­ро­ды С. Аме­ри­ки

Менее мно­го­чис­лен­ная вто­рая груп­па мест­но­го на­се­ле­ния Се­вер­ной Аме­ри­ки – эс­ки­мо­сы. Они про­ник­ли в Се­вер­ную Аме­ри­ку также из Азии, но зна­чи­тель­но позже.

Эс­ки­мо­сы рас­се­ли­лись по всему се­вер­но­му по­бе­ре­жью Аме­ри­ки – от Аляс­ки до Грен­лан­дии. По фи­зи­че­ской ти­пи­за­ции и по языку они от­ли­ча­ют­ся от ин­дей­цев (эс­ки­мо­сы имеют жел­тый цвет кожи, узкий раз­рез глаз, пря­мые жест­кие чер­ные во­ло­сы, неболь­шой рост) – это самые ти­пич­ные мон­го­ло­и­ды. При раз­бро­сан­но­сти эс­ки­мос­ских пле­мен у них на­блю­да­ют­ся ва­ри­а­ции типов. Ни один народ зем­но­го шара не свя­зан с морем так тесно, как эс­ки­мо­сы. Тю­ле­ни, моржи, рыба – ос­нов­ные про­дук­ты их пи­та­ния. В по­ис­ках зверя и рыбы охот­ни­ки вы­хо­дят в море на своих лег­ких кож­ных лод­ках – ка­я­ках. Летом эс­ки­мо­сы охо­тят­ся на во­до­пла­ва­ю­щую птицу и ка­над­ских оле­ней ка­ри­бу. Жен­щи­ны в это время со­би­ра­ют ща­вель, дуд­ник, раз­ные мхи, делая за­па­сы на зиму.

Эскимосы на каяках

Рис. 4. Эс­ки­мо­сы на ка­я­ках

Близ­кие к эс­ки­мо­сам по ха­рак­те­ру жизни и уров­ню раз­ви­тия – але­уты, их со­хра­ни­лось очень мало, ка­ких-то несколь­ко тысяч в юго-во­сточ­ной части Аляс­ки.

Ос­нов­ную массу со­вре­мен­но­го на­се­ле­ния Се­вер­ной Аме­ри­ки со­став­ля­ют пред­ста­ви­те­ли ев­ро­пео­ид­ной расы. Тер­ри­то­рию Ка­на­ды и США ко­ло­ни­зи­ро­ва­ли пре­иму­ще­ствен­но вы­ход­цы с Бри­тан­ских ост­ро­вов, а также из Фран­ции. Зна­чи­тель­ный про­цент на­се­ле­ния Се­вер­ной Аме­ри­ки со­став­ля­ют аф­ро­аме­ри­кан­цы. Это по­том­ки рабов, при­ве­зен­ных из Аф­ри­ки ев­ро­пей­ски­ми ко­ло­ни­за­то­ра­ми для ра­бо­ты на план­та­ци­ях. Боль­шая часть аф­ро­аме­ри­кан­цев про­жи­ва­ет в США.

Много аф­ро­аме­ри­кан­цев про­жи­ва­ют на ост­ро­вах Ка­риб­ско­го моря.

 3. Языки и религии

Осо­бен­но­сти ко­ло­ни­за­ции ма­те­ри­ка от­ра­зи­лись в рас­про­стра­не­нии язы­ков. В цен­траль­ной части ма­те­ри­ка гос­под­ству­ет  ан­глий­ский, а в Ка­на­де, кроме него, рас­про­стра­нен и фран­цуз­ский. К югу от США ос­нов­ной язык – ис­пан­ский.

Языки ко­рен­но­го на­се­ле­ния Се­вер­ной Аме­ри­ки чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ны: на­счи­ты­ва­ет­ся до 1000 язы­ков и диа­лек­тов. Од­ни­ми из глав­ных язы­ко­вых групп ин­дей­цев яв­ля­ют­ся: ата­пас­ка, се­лишь, му­ска­ги, нахуа, майя и дру­гие. По струк­ту­ре язык ин­дей­цев до­ста­точ­но слож­ный.

Боль­шая часть на­се­ле­ния ис­по­ве­ду­ет хри­сти­ан­ство.

 4. Страны и хозяйственная деятельность

Почти всю тер­ри­то­рию ма­те­ри­ка за­ни­ма­ют три стра­ны: Ка­на­да, США и Мек­си­ка. Толь­ко на юге ма­те­ри­ка и ост­ро­вах есть неболь­шие стра­ны – Ни­ка­ра­гуа, Мо­на­гуа, Куба и дру­гие.

США и Ка­на­да – вы­со­ко­раз­ви­тые стра­ны. Вме­сте они дают более 1/3 ми­ро­во­го про­из­вод­ства. В хо­зяй­стве этих стран пре­об­ла­да­ет сфера услуг. Тем не менее Се­вер­ная Аме­ри­ка – ве­ду­щий в мире район по про­из­вод­ству мно­гих видов про­мыш­лен­ной и сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции.

 

До­маш­нее за­да­ние

Про­чти­те § 41. От­веть­те на во­прос:

В чем про­яв­ля­ют­ся по­след­ствия ев­ро­пей­ской ко­ло­ни­за­ции?

 

ИСТОЧНИКИ http://interneturok.ru/ru/school/geografy/7-klass/materiki-severnaja-amerika/osvoenie-chelovekom-materika?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=j8QbwB2ylwc

https://www.youtube.com/watch?v=5H6kTvy30yo

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.