8 класс. Биология. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека

8 класс. Биология. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека

Комментарии преподавателя

 1. Человек

Че­ло­век – это живой ор­га­низм, ко­то­рый осу­ществ­ля­ет обмен ве­ще­ства­ми и энер­ги­ей с окру­жа­ю­щей сре­дой, как и любой из видов, на­се­ля­ю­щий Землю.

 2. Систематическое положение человека

Рас­смот­рим си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние че­ло­ве­ка:

1) на­дцар­ство: Эу­ка­ри­о­ты

2) цар­ство: Жи­вот­ные

3) под­цар­ство: Мно­го­кле­точ­ные

4) тип: Хор­до­вые

5) под­тип: По­зво­ноч­ные

6) класс: Мле­ко­пи­та­ю­щие

7) отряд: При­ма­ты

8) се­мей­ство: Го­мини­ды

9) род: Че­ло­век

10) вид: Че­ло­век ра­зум­ный

К клас­су мле­ко­пи­та­ю­щих че­ло­ве­ка можно от­не­сти по сле­ду­ю­щим при­зна­кам. (см. Рис.1)

Признаки организма человека, относящие его к классу млекопитающие

Рис. 1. При­зна­ки ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка, от­но­ся­щие его к клас­су мле­ко­пи­та­ю­щие

 

Ближе всего к че­ло­ве­ку от­но­сит­ся се­мей­ство че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян или ан­тро­по­и­дов, к ним от­но­сят­ся шим­пан­зе, гиб­бон, оран­гу­танг. (см. Рис.2)

Человекообразные обезьяны

Рис. 2. Че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны

 3. Отличия человека от остальных млекопитающих

От­ли­чия че­ло­ве­ка от жи­вот­ных (см. Рис.3)

Пре­жде всего, это пря­мо­хож­де­ние, ко­то­рое обес­пе­че­но:

- Ши­ро­ким и низ­ким тазом

- На­ли­чи­ем подъ­ема стопы

- Руки имеют про­ти­во­по­став­лен­ный палец и не при­спо­соб­ле­ны к хож­де­нию по земле

- По­зво­ноч­ник имеет S-об­раз­ною форму

Сравнение скелета человека и обезьяны

Рис. 3. Срав­не­ние ске­ле­та че­ло­ве­ка и обе­зья­ны (Ис­точ­ник)

 

У че­ло­ве­ка, в от­ли­чии от обе­зьян, моз­го­вой отдел че­ре­па боль­ше ли­це­во­го, что сви­де­тель­ству­ет о более раз­ви­том го­лов­ном мозге.

Еще одним от­ли­чи­ем, ко­то­рое есть толь­ко у че­ло­ве­ка, яв­ля­ет­ся речь. Про­цесс со­ци­а­ли­за­ции ре­бен­ка на­чи­на­ет­ся имен­но с мо­мен­та овла­де­ния им речью.

В сказ­ке Кип­лин­га «Мауг­ли» ре­бе­нок, вос­пи­тан­ный жи­вот­ны­ми, ста­но­вит­ся сверх­че­ло­ве­ком. Но в ре­аль­ной жизни такие люди, не имея со­ци­аль­но­го опыта, так и не ста­но­вят­ся на­сто­я­щи­ми лю­дь­ми.  Под­лин­ные че­ло­ве­че­ские ка­че­ства мы при­об­ре­та­ем имен­но в ре­зуль­та­те на­ше­го со­ци­аль­но­го об­ще­ния.

 4. Здоровье

Здо­ро­вье – со­сто­я­ние пол­но­го фи­зи­че­ско­го, ду­шев­но­го и со­ци­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, а не толь­ко от­сут­ствие бо­лез­ней

В том, что надо де­лать для со­хра­не­ния сво­е­го здо­ро­вья, нам по­мо­гут разо­брать­ся ос­нов­ные науки, изу­ча­ю­щие ор­га­низм че­ло­ве­ка. Рас­смот­рим их по­дроб­нее.

 5. Анатомия

Ана­то­мия – наука о стро­е­нии ор­га­низ­ма и его ор­га­нов. Ана­то­мия ис­поль­зу­ет ряд ме­то­дов, поз­во­ля­ю­щих вы­яв­лять внеш­нюю и внут­рен­нюю струк­тур­ную ор­га­ни­за­цию ор­га­нов. Вы­де­ля­ют ме­то­ды опи­са­тель­ные, срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские и экс­пе­ри­мен­таль­ные. Наи­бо­лее ста­рым яв­ля­ет­ся метод пре­па­ри­ро­ва­ния, или рас­се­че­ния (см. Рис.4). От на­зва­ния этого ме­то­да по­явил­ся тер­мин "ана­то­мия" (от греч. anatomia – рас­се­каю, рас­чле­няю). С его по­мо­щью из­го­тав­ли­ва­ют­ся ана­то­ми­че­ские мак­ро­пре­па­ра­ты (на­при­мер, мышц или нер­вов руки и др.).

Препарирование человека

Рис. 4. Пре­па­ри­ро­ва­ние че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

 

Метод инъ­ек­ции, или на­лив­ки (см. Рис.5) при­ме­ня­ет­ся при при­го­тов­ле­нии пре­па­ра­тов для вы­яв­ле­ния и изу­че­ния стро­е­ния полых струк­тур, на­при­мер со­су­ди­стой си­сте­мы ор­га­на. Его можно при­ме­нять сов­мест­но с ме­то­дом кор­ро­зии, когда орган после на­лив­ки полых струк­тур окра­шен­ной мас­сой по­гру­жа­ют в кис­ло­ту или ще­лочь для рас­тво­ре­ния всех осталь­ных тка­ней. В ре­зуль­та­те оста­ет­ся толь­ко цвет­ной сле­пок со­су­дов ор­га­на

.Метод инъекции

Рис. 5. Метод инъ­ек­ции

 

Наи­боль­шую цен­ность пред­став­ля­ют ме­то­ды, поз­во­ля­ю­щие ис­сле­до­вать стро­е­ние ор­га­нов жи­во­го че­ло­ве­ка при раз­лич­ных функ­ци­о­наль­ных со­сто­я­ни­ях. Таков метод ком­пью­тер­ной то­мо­гра­фии.

Магнитно-резонансный томограф

Рис. 6. Маг­нит­но-ре­зо­нанс­ный то­мо­граф (Ис­точ­ник)

 

С по­мо­щью спе­ци­аль­но­го ап­па­ра­та по­лу­ча­ют сним­ки ор­га­на или их груп­пы, на­при­мер го­лов­но­го мозга или ор­га­нов брюш­ной по­ло­сти жи­во­го че­ло­ве­ка. Таким об­ра­зом можно оце­нить пол­но­цен­ность кро­во­снаб­же­ния или це­лост­ность ор­га­нов (при трав­мах). Ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в ме­ди­цине метод рент­ге­но­ско­пии, на­при­мер при ис­сле­до­ва­нии ко­стей ске­ле­та, ор­га­нов же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та, почек и т. д., ме­то­ды уль­тра­зву­ко­во­го ис­сле­до­ва­ния.

Аппарат УЗИ

Рис. 7. Ап­па­рат УЗИ (Ис­точ­ник)

 6. Физиология

Фи­зио­ло­гия – наука о жиз­нен­ных функ­ци­ях ор­га­низ­ма и его ор­га­нов. Фи­зио­ло­гия – экс­пе­ри­мен­таль­ная наука. На­блю­дая и изу­чая жиз­нен­ные яв­ле­ния, фи­зио­лог стре­мит­ся дать им ка­че­ствен­ную и ко­ли­че­ствен­ную ха­рак­те­ри­сти­ку, т. е. точно опи­сать их и из­ме­рить.  Из­ме­ре­ния тре­бу­ют спе­ци­аль­ных ин­стру­мен­тов, при­бо­ров и ап­па­ра­тов, со­от­вет­ству­ю­щих за­да­че ис­сле­до­ва­ния, и под­час весь­ма слож­ных. Это обу­слов­ле­но тем, что мно­гие про­цес­сы столь слабы и про­ис­хо­дят так быст­ро, что для их на­блю­де­ния и ис­сле­до­ва­ния, и тем более из­ме­ре­ния, необ­хо­ди­мы спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния. По­это­му уже в про­шлом сто­ле­тии в оби­ход фи­зио­ло­ги­че­ских ла­бо­ра­то­рий вошли мно­гие ре­ги­стри­ру­ю­щие и из­ме­ри­тель­ные при­бо­ры. Осо­бо­го успе­ха до­стиг­ла ин­стру­мен­таль­ная тех­ни­ка, при­ме­ня­е­мая при фи­зио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях в на­сто­я­щее время, когда ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся при­бо­ры, ос­но­ван­ные на до­сти­же­ни­ях фи­зи­ки, химии, элек­тро­ни­ки и ав­то­ма­ти­ки.

 7. Гигиена

Ги­ги­е­на – раз­дел ме­ди­ци­ны о со­зда­нии усло­вий для со­хра­не­ния и укреп­ле­ния здо­ро­вья. В за­да­чу этой науки вхо­дит изу­че­ние усло­вий жизни, ра­бо­ты и от­ды­ха здо­ро­вых людей, для того чтобы со­хра­нить и укре­пить их здо­ро­вье. У этой науки есть свои ме­то­ды: кли­ни­че­ские (вы­яс­не­ние при­чин мас­со­вых за­бо­ле­ва­ний), фи­зио­ло­ги­че­ские (уста­нов­ле­ние при­спо­со­би­тель­ных воз­мож­но­стей ор­га­низ­ма к небла­го­при­ят­ным усло­ви­ям среды), ла­бо­ра­тор­ные (ана­лиз проб воз­ду­ха и воды). Внед­ря­ют ги­ги­е­ни­че­ские ре­ко­мен­да­ции в  жизнь са­ни­тар­ные врачи.

 8. Психология

Пси­хо­ло­гия – наука об общих за­ко­но­мер­но­стях пси­хи­че­ских про­цес­сов и ин­ди­ви­ду­аль­ных лич­ност­ных свой­ствах кон­крет­но­го че­ло­ве­ка. Со­вре­мен­ная пси­хо­ло­гия об­ла­да­ет раз­вер­ну­той си­сте­мой ме­то­дов и ме­то­дик ис­сле­до­ва­ний. Ос­нов­ны­ми ме­то­да­ми яв­ля­ют­ся на­блю­де­ние и экс­пе­ри­мент.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bobwij-obzor-organizma-chelovekab/biosotsialnaya-priroda-cheloveka-nauki-ob-organizme-cheloveka?seconds=0&chapter_id=83

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/biologija-chelovek.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=TRIe6-qgBZA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=8kW-96hXU-o

Файлы