Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Перемены в культуре России в годы петровских реформ. Видеоурок.

Комментарии преподавателя

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

При Петре I впер­вые сло­жи­лись пред­по­сыл­ки для за­рож­де­ния соб­ствен­но рос­сий­ской науки и ее раз­ви­тия. Необ­хо­ди­мость на­уч­ных зна­ний объ­яс­ня­лась прак­ти­че­ски­ми по­треб­но­стя­ми го­су­дар­ства и была свя­за­на с осво­е­ни­ем огром­ных си­бир­ских и даль­не­во­сточ­ных про­сто­ров стра­ны, по­ис­ком и ис­поль­зо­ва­ни­ем по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, стро­и­тель­ством новых го­ро­дов, ро­стом ма­ну­фак­тур­но­го про­из­вод­ства и тор­гов­ли. Были за­ло­же­ны ос­но­вы оте­че­ствен­ной ме­ди­ци­ны. В 1706 г. в Москве был ос­но­ван Ап­те­кар­ский ого­род, став­ший ос­но­вой бу­ду­ще­го Бо­та­ни­че­ско­го сада. А в 1707 г. был от­крыт пер­вый в Рос­сии гос­пи­таль и при нем гос­пи­таль­ная школа.

В 1720 г. была из­да­на карта Кас­пий­ско­го моря. В 1700 г. по указу Петра была ор­га­ни­зо­ва­на го­су­дар­ствен­ная гор­но­раз­ве­доч­ная служ­ба, за­ни­мав­ша­я­ся по­ис­ком по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. В 1703 г. кре­стья­нин Шилов от­крыл на Урале ме­сто­рож­де­ние мед­ных руд. А в 1714 г. мо­ло­то­вый ма­стер Рябов от­крыл пер­вые в Рос­сии ми­не­раль­ные ле­чеб­ные воды в рай­оне Пет­ро­за­вод­ска. Были также от­кры­ты ме­сто­рож­де­ния ка­мен­но­го угля на юге Рос­сии, бурые угли были об­на­ру­же­ны в Под­мос­ко­вье.

Спо­движ­ник Петра Яков Брюс в 1699 г. ор­га­ни­зо­вал На­ви­гац­кую школу в Москве, в ко­то­рой изу­ча­лась аст­ро­но­мия. Здесь же в 1702 г. по его ука­за­нию была обо­ру­до­ва­на пер­вая в Рос­сии об­сер­ва­то­рия, обо­ру­до­ван­ная в Су­ха­ре­вой башне. На ос­но­ве пя­ти­лет­них на­блю­де­ний в 1707 г. Брюс со­ста­вил первую в Рос­сии карту звезд­но­го неба. С 1725 г. в Пе­тер­бур­ге на­ча­лись ре­гу­ляр­ные ме­тео­ро­ло­ги­че­ские на­блю­де­ния.

Сухарева башня

 Су­ха­ре­ва башня

Вы­да­ю­ще­е­ся зна­че­ние имел выход в свет в 1703 г. «Ариф­ме­ти­ки» Леон­тия Фи­лип­по­ви­ча Маг­ниц­ко­го — эн­цик­ло­пе­дии ма­те­ма­ти­че­ских зна­ний того вре­ме­ни, ко­то­рую М. В. Ло­мо­но­сов на­звал позже «вра­та­ми своей уче­но­сти». Ан­дрей Кон­стан­ти­но­вич Мар­тов в 1712–1725 гг. пер­вым в мире изоб­рел и по­стро­ил ряд то­кар­ных стан­ков. В 1724 г. по про­ек­ту дру­го­го ге­ни­аль­но­го рус­ско­го ме­ха­ни­ка Ни­ко­но­ва была со­зда­на и ис­пы­та­на на Га­лер­ном дворе пер­вая рус­ская под­вод­ная лодка. На­уч­ные и тех­ни­че­ские зна­ния при­ме­ня­лись при со­ору­же­нии ка­на­лов и пло­тин, ме­ха­низ­мов на ма­ну­фак­ту­рах, ко­ра­бель­ных вер­фях.

По ука­за­нию Петра I с 1722 г. на­чал­ся сбор ма­те­ри­а­лов по ис­то­рии Рос­сии для по­сле­ду­ю­ще­го на­пи­са­ния на­уч­ных тру­дов и учеб­ни­ков. В Пе­тер­бург со всех кон­цов стра­ны и из-за гра­ни­цы на­ча­ли сво­зить ин­те­рес­ные до­ку­мен­ты и ма­те­ри­а­лы, по­ло­жив­шие на­ча­ло рус­ским ар­хи­вам.

При Петре I в стране на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся си­сте­ма про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Школы вна­ча­ле были бес­со­слов­ны­ми: в них могли учить­ся дети из раз­ных слоев на­се­ле­ния. Од­на­ко вско­ре во мно­гие спе­ци­аль­ные учеб­ные за­ве­де­ния (где го­то­ви­ли офи­це­ров-спе­ци­а­ли­стов) стали при­ни­мать толь­ко детей дво­рян. Дети же кре­пост­ных кре­стьян в го­су­дар­ствен­ных шко­лах обу­чать­ся не могли. По­сколь­ку да­ле­ко не все дети дво­рян же­ла­ли учить­ся, царь при­ка­зал счи­тать учебу одним из видов го­су­дар­ствен­ной служ­бы. А чтобы никто не мог ее из­бе­жать, он за­пре­тил свя­щен­ни­кам да­вать раз­ре­ше­ние на за­клю­че­ние брака дво­ря­нам, не име­ю­щим сви­де­тель­ства об об­ра­зо­ва­нии. Со­зда­ние си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния по­тре­бо­ва­ло из­да­ния мно­же­ства книг (учеб­ни­ков, спра­воч­ни­ков, на­гляд­ных по­со­бий). Толь­ко за первую чет­верть XVIII в. в Рос­сии было из­да­но боль­ше книг, чем за все 150 лет, про­шед­шие с на­ча­ла рус­ско­го кни­го­пе­ча­та­ния. Боль­шое зна­че­ние для по­вы­ше­ния уров­ня гра­мот­но­сти на­се­ле­ния имело вве­де­ние в 1710 г. граж­дан­ской аз­бу­ки.

С 1703 г. на­ча­ла из­да­вать­ся пер­вая офи­ци­аль­ная пе­чат­ная га­зе­та — «Ве­до­мо­сти», в ко­то­рой пуб­ли­ко­ва­лась в ос­нов­ном ино­стран­ная хро­ни­ка.

Круп­ным на­уч­ным учре­жде­ни­ем стала ос­но­ван­ная Пет­ром в Пе­тер­бур­ге в 1719 г. Кунст­ка­ме­ра (по­ме­ще­ние для ред­ко­стей), в ко­то­рой хра­ни­лись со­бра­ния ми­не­ра­лов, ме­ди­цин­ские пре­па­ра­ты, древ­ние мо­не­ты, эт­но­гра­фи­че­ская кол­лек­ция, несколь­ко зем­ных и небес­ных «гло­бу­сов», был устро­ен зоо­ло­ги­че­ский ка­би­нет. Это был пер­вый рус­ский музей.

Кунсткамера

Кунст­ка­ме­ра

Тогда же в Пе­тер­бур­ге были ос­но­ва­ны Во­ен­но-мор­ской и Ар­тил­ле­рий­ский музеи. В 1714 г. в Пе­тер­бур­ге была от­кры­та ста­рей­шая в нашей стране на­уч­ная биб­лио­те­ка.

Вен­цом пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний в об­ла­сти науки и про­све­ще­ния стал указ 1724 г. об учре­жде­нии Ака­де­мии наук и ху­до­жеств (от­кры­лась она уже после смер­ти царя в 1725 г.).

При Петре I ху­до­же­ствен­ная куль­ту­ра за­ня­ла новое место в ду­хов­ной жизни. Она стала свет­ской, более раз­но­об­раз­ной в жан­ро­вом от­но­ше­нии, по­лу­чи­ла ак­тив­ную под­держ­ку со сто­ро­ны го­су­дар­ства. Од­на­ко в целом все эти пре­об­ра­зо­ва­ния и но­во­вве­де­ния но­си­ли пе­ре­ход­ный ха­рак­тер, так как во мно­гом еще со­хра­ня­лись черты преж­ней эпохи.

Му­зы­ка была пред­став­ле­на неслож­ны­ми бы­то­вы­ми фор­ма­ми: тан­це­валь­ны­ми, во­ен­ны­ми, за­столь­ны­ми ме­ло­ди­я­ми. Осо­бен­но по­пу­ляр­ны были канты (мно­го­го­лос­ное пение ан­сам­бля или хора пев­цов без му­зы­каль­но­го со­про­вож­де­ния, обыч­но зву­чав­шее в дни го­су­дар­ствен­ных и во­ен­ных празд­ни­ков).

Ар­хи­тек­ту­ра пет­ров­ско­го вре­ме­ни пред­став­ле­на пре­жде всего ан­сам­бля­ми зда­ний Санкт-Пе­тер­бур­га, для стро­и­тель­ства ко­то­рых были при­гла­ше­ны луч­шие за­ру­беж­ные спе­ци­а­ли­сты — Ж. Леб­лон, Д. Тре­зи­ни, Ф. Б. Рас­трел­ли. Но участ­во­ва­ли в этой ра­бо­те и рус­ские ар­хи­тек­то­ры — И. К. Ко­ро­бов и М. Г. Зем­цов. Важ­ней­ши­ми па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры того вре­ме­ни стали Пет­ро­пав­лов­ский собор и Пет­ро­пав­лов­ская кре­пость, зда­ние Две­на­дца­ти кол­ле­гий, Мен­ши­ков­ский дво­рец в Пе­тер­бур­ге, Мен­ши­ко­ва башня в Москве, пер­вые со­ору­же­ния Пе­тер­гоф­ско­го ан­сам­бля.

Здание Двенадцати коллегий, архитектор — Д. Трезини

Зда­ние Две­на­дца­ти кол­ле­гий, ар­хи­тек­тор — Д. Тре­зи­ни

Изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство пер­вой чет­вер­ти XVIII в. пред­став­ле­но таким новым яв­ле­ни­ем, как гра­вю­ра (она при­ш­ла на Русь из Ев­ро­пы). Свою по­пу­ляр­ность она за­во­е­ва­ла пре­жде всего из-за де­ше­виз­ны. Вско­ре гра­вю­ры уже ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли в учеб­ной ли­те­ра­ту­ре, га­зе­тах, ка­лен­да­рях. Из­вест­ным ма­сте­ром в этом на­прав­ле­нии был А. Ф. Зубов. Дру­гой от­ли­чи­тель­ной чер­той изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства эпохи Петра стал порт­рет. Одним из ос­но­во­по­лож­ни­ков рус­ской свет­ской жи­во­пи­си стал Иван Ни­ки­тич Ни­ки­тин (1690–1742 гг.), по­лу­чив­ший по указу Петра воз­мож­ность обу­че­ния в Ита­лии. Его порт­ре­там («На­поль­ный гет­ман», «Петр I на смерт­ном ложе») при­су­щи ре­а­лизм, ин­те­рес к внут­рен­не­му миру че­ло­ве­ка, показ не толь­ко его ин­ди­ви­ду­аль­ных внеш­них черт, но и ха­рак­те­ра.

И. Н. Никитин. Напольный гетман

 И. Н. Ни­ки­тин. На­поль­ный гет­ман

По оби­лию новых яв­ле­ний в куль­тур­ной жизни пер­вая чет­верть XVIII в. не имеет ана­ло­гов в оте­че­ствен­ной ис­то­рии. По при­ка­зу царя для дво­рян было в обя­за­тель­ном по­ряд­ке вве­де­но но­ше­ние ев­ро­пей­ской одеж­ды — кам­зо­лов, чулок, баш­ма­ков, гал­сту­ков, шляп. Под стра­хом опалы бояре и дво­ряне долж­ны были сбрить бо­ро­ды. За ослу­ша­ние им гро­зил в луч­шем слу­чае боль­шой де­неж­ный штраф, а в худ­шем — ссыл­ка. Кре­стьяне за право но­сить бо­ро­ду долж­ны были пла­тить налог, ко­то­рый взи­мал­ся каж­дый раз, когда кре­стья­нин въез­жал в город. Лишь ду­хо­вен­ство со­хра­ни­ло свое право на но­ше­ние тра­ди­ци­он­ной одеж­ды и бо­ро­ды бес­плат­но.

С ян­ва­ря 1700 г. Петр ввел новое ле­то­ис­чис­ле­ние — от Рож­де­ства Хри­сто­ва, а не от со­тво­ре­ния мира. По­это­му те­перь вслед за 7207 г. на­сту­пил 1700 г. К тому же новый год те­перь на­чи­нал­ся не с 1 сен­тяб­ря, как пре­жде, а с 1 ян­ва­ря.

Из Ев­ро­пы царь при­вез и внед­рил в Рос­сии новые формы об­ще­ния и раз­вле­че­ний: празд­ни­ки с ил­лю­ми­на­ци­ей, фей­ер­вер­ки, мас­ка­ра­ды. С 1718 г. он спе­ци­аль­ным ука­зом ввел ас­сам­блеи, устра­и­ва­е­мые в домах знати. На них при­гла­ша­лись зна­ко­мые са­нов­ни­ки, офи­це­ры, ду­хо­вен­ство, бо­га­тые купцы. Осо­бен­но­стью этих со­бра­ний стало раз­ре­ше­ние участ­во­вать в них жен­щи­нам. Вечер про­хо­дил в свет­ских бе­се­дах, об­суж­де­нии по­след­них но­во­стей и спле­тен, тан­цах и ат­трак­ци­о­нах. Обя­за­тель­ной ча­стью ас­сам­блеи был гран­ди­оз­ный ужин, в ходе ко­то­ро­го каж­дый хо­зя­ин ас­сам­блеи стре­мил­ся ве­ли­ко­ле­пи­ем и но­вин­ка­ми пре­взой­ти сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка.

Петровские ассамблеи

Пет­ров­ские ас­сам­блеи

Рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла игра на кла­ви­кор­дах (про­то­тип пи­а­ни­но), скрип­ке, флей­те. По­пу­ляр­ной стала игра лю­би­тель­ских ор­кест­ров, на кон­цер­ты ко­то­рых в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­ны были хо­дить пред­ста­ви­те­ли знати.

Нов­шеств в быту выс­ших слоев на­се­ле­ния стало так много, что по­на­до­би­лось спе­ци­аль­ное по­со­бие по пра­ви­лам хо­ро­ше­го тона. В 1717 г. вышло в свет зна­ме­ни­тое «Юно­сти чест­ное зер­ца­ло, или По­ка­за­ние к жи­тей­ско­му об­хож­де­нию, со­бран­ное из раз­ных ав­то­ров».

Глав­ны­ми чер­та­ми раз­ви­тия куль­ту­ры в эпоху Петра I стало уси­ле­ние свет­ских ее начал и ак­тив­ное про­ник­но­ве­ние и даже на­саж­де­ние за­пад­но­ев­ро­пей­ской куль­ту­ры. Эти пе­ре­ме­ны были неоспо­ри­мы и весь­ма за­мет­ны. Имен­но на их ос­но­ве за­ро­ди­лась и раз­ви­лась оте­че­ствен­ная наука, офор­ми­лась си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния, рас­цве­ла ху­до­же­ствен­ная куль­ту­ра не толь­ко в по­сле­ду­ю­щие де­ся­ти­ле­тия XVIII в., но и XIX в. Од­на­ко куль­ту­ра пет­ров­ско­го вре­ме­ни но­си­ла еще пе­ре­ход­ный ха­рак­тер. Она со­еди­ня­ла в себе но­ва­ции Петра и тра­ди­ции пат­ри­ар­халь­ной Руси. Более того, все эти нов­ше­ства и до­сти­же­ния стали до­сто­я­ни­ем лишь выс­ших слоев на­се­ле­ния огром­ной стра­ны. Ос­нов­ная же его часть вос­при­ни­ма­ла новые черты жизни, по­явив­ши­е­ся при Петре, как не более чем чу­да­че­ства са­мо­го царя и своих гос­под.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=EHacUSQv4T8
  • http://www.youtube.com/watch?v=XQ7jU145T-4

Файлы