6 класс. Математика. Отношения и пропорции
6 класс. Математика. Отношения и пропорции
Комментарии преподавателя
Введение
У натуральных чисел есть разное применение:
1. Обозначать количество. Пять яблок. Три автомобиля.
2. Задавать порядок. Пятый дом идет после третьего, но раньше девятого.
3. Давать имя. Номер на футболке спортсмена, номер телефона – это аналог имени.
Точно так же и дробь имеет разное назначение.
1. Обозначать количество. Пол-литра молока, четверть часа, две трети пути.
2. Сравнивать два числа. Брату 5 лет, а сестре 3 года. Брат старше в раза. Эта дробь не обозначает никакого количества. Она сравнивает одно число с другим. Такое сравнение называется отношением. Во сколько раз одно число больше другого (или меньше).
Рассмотрим такую ситуацию. Художник, глядя на дом, нарисовал его на бумаге. Мы понимаем, что это тот самый дом. Но ведь на бумаге он во много раз меньше. Что же осталось неизменным? Без изменения осталось отношение высоты дома к его ширине. То есть, если у реального дома высота в три раза больше ширины, то и на картинке то же самое. Если у дома высота 15 метров, а ширина 5 метров, то на картинке высота и ширина могут быть 15 и 5 см, или 30 и 10 см, но не могут быть 10 и 5, иначе изображенный дом будет не похож на настоящий (см. Рис. 1).
Рис. 1. Отношения сторон дома
Если разделить высоту на ширину дома, то мы получим их отношение.
Отношение везде было одинаковым.
Отношение может рассматриваться не только для двух, но и для любого количества величин.
Пример 1
Лотерейный билет стоил 100 рублей. Маша внесла 10 рублей, Петя – 20 рублей, Вася – 30 рублей и Вика – 40 рублей. Всего 100 рублей. Билет выиграл. Выигрыш 1000 рублей. Как справедливо разделить выигрыш?
Справедливо будет разделить в таком же отношении. Запишем отношения взносов.
10:20:30:40
В таком отношении у нас разделено 100 рублей.
Понятно, что, чтобы в таком же отношении разделить 1000 рублей, нужно все увеличить в 10 раз.
100:200:300:400
Это и будет справедливым.
В случае отношения двух чисел можно использовать и двоеточие, и дробную черту:
В случае трех и более чисел используем только двоеточие:
1:2:3
Отношение двух чисел
Обычно отношение двух чисел используют в двух случаях:
1. Отношение двух различных величин
Отношение высоты дома к его ширине.
Отношение роста или возраста двух человек.
2. Отношение частей или части и целого
Высота основной части дома 5 метров, крыши – 3 метра (см. Рис. 2).
Рис. 2. Отношение частей или части целого на примере дома
Можем записать различные отношения частей или частей и целого.
Крыша к основной части: 3:5
Крыша ко всему дому: 3:8
Основная часть ко всему дому: 5:8
Задача 1
Масса слона – 5 т, масса кита – 80 т. Найти отношение их масс.
Чтобы найти отношение, нужно одну величину разделить на другую. Отношение массы слона к массе кита составляет 5:80. В принципе, задача уже решена. Но это отношение можно упростить. Разделим обе части на 5. Получим отношение 1:16.
То же самое можно записать в виде дроби.
Можно было поступить наоборот: разделить массу кита на массу слона.
1:16 – отношение массы слона к массе кита
16:1 – отношение массы кита к массе слона
Такие отношения называют взаимно-обратными.
Оба отношения показывают нам одно и то же. Кит в 16 раз тяжелее слона.
Ответ:1:16, 16:1.
Задача 2
Весь путь составляет 30 км. Пройдено 6 км.
Каково отношение пройденного пути ко всему пути; к оставшемуся? (См. Рис. 3.)
Рис. 3. Иллюстрация к задаче 2
Разделим пройденный путь на весь путь.
Отношение 1:5. Это означает, что пройденный путь в 5 раз меньше всего пути. Чаще мы в такой ситуации говорим, что пройденный путь составляет от всего пути, и используем дробь.
Отношение пройденного пути к оставшемуся говорит нам, что осталось в 4 раза больше, чем пройдено.
Ответ: , .
Задача 3
Сколько процентов составляет 3 минуты от 1 часа?
Задачи на проценты тоже являются задачами на отношение двух величин.
Найдем отношение 3 минут к часу.
Переведем часы в минуты, чтобы у нас были одинаковые единицы измерения (см. Рис. 4).
Рис. 4. Иллюстрация к задаче 3
3 мин : 60 мин
Так как единицы измерения одинаковые, то различие только в количестве, значит, можно рассмотреть только отношение чисел.
3 : 60
Сократим на 3. Получаем:
1 : 20 или
Мы можем сказать, что 3 мин относятся к 1 ч, как 1 : 20.
Или: 1 час в 20 раз больше, чем 3 мин.
Или: 3 минуты составляет от часа.
Так как в условии просили дать ответ в процентах, то надо дробь перевести в проценты. Проценты – это сотые. Переведем нашу дробь в сотые. Домножим числитель и знаменатель на 5. Получим .
Три минуты – это 5 % часа
Ответ: 5 %.
Нахождение отношения без точного значения величин
Не обязательно знать, чему равны две величины, чтобы найти их отношение.
В самом деле, если пройдена пути, то каково отношение пройденного пути к оставшемуся?
Пройдена , осталась . Оставшийся путь в два раза больше.
То есть отношение пройденного к оставшемуся равно 1:2.
Технически это получить не сложно.
Разделим на .
Деление на дробь равносильно умножению на обратную (перевернутую) дробь.
После сокращения получаем или отношение 1:2.
Заключение
Итак, подведем итог.
- Чтобы найти отношение двух величин, нужно одну разделить на другую. Это можно записать с помощью знака деления или дробной черты.
Отношение к :
- Величины должны быть выражены в одних единицах
- Величины сами могут быть дробями или процентами
Пропорция
Вступление. Тема урока
Слово «пропорция» происходит от латинского корня и означает «соразмерность». Люди часто используют его в повседневной жизни. Говорят, например, о пропорциях человеческого тела или о пропорциях в кулинарии. Сегодня мы узнаем, что вкладывают в это слово математики.
Пропорция. Иллюстрирующий пример и определение
Рассмотрим два отношения. Мы помним, что отношение – это частное двух чисел.
Заметим, что и в первом и во втором случае значение частного равно трем. Перед нами два равных отношения. Запишем равенство.
Пятнадцать так относится к пяти, как двадцать четыре к восьми. Такое равенство и называют пропорцией. Иногда это равенство записывают в виде равенства обыкновенных дробей.
Сформулируем определение: равенство двух отношений называют пропорцией.
Как записывают и читают пропорции. Что называют средними и крайними членами пропорции
С помощью букв пропорцию можно записать:
Отношение aкbравно отношению cк d. Иногда пропорцию читают по-другому: «aтак относитсякb, как cотноситсяк d». Участвующие в пропорции числа называют членами пропорции. Считают, что все члены отличны от нуля.
Числа aи dназывают крайним членами пропорции, а числа bиc– средними членами. Действительно, в первом варианте записи числа bиcнаходятся посередине,
а числа aи dс краю.
Основное свойство пропорции. Иллюстрирующий пример и формулировка
В рассмотренной ранее пропорции найдем произведение ее средних и крайних членов.
Заметим, что два полученных произведения равны.
Сформулируем основное свойство пропорции в общем виде.
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
Верно и обратное утверждение.
Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорцияверна.
Упражнение. Найти неизвестный член пропорции
Найдем неизвестный член пропорции, то есть решим пропорцию.
Числа 0,5 и 13 – это крайние члены; числа aи 2 – это средние члены. Воспользуемся основным свойством пропорции.
Упражнение. Решить пропорцию
Решим пропорцию.
Используя основное свойство пропорции, получим:
Чтобы избавиться от десятичной дроби в знаменателе, умножим и числитель, и знаменатель дроби на 10. Сократим полученную дробь на 4, а затем еще раз на 4.
Х = 60.
Упражнение. Узнать является ли данная пропорция верной
Проверить являются ли данные пропорции верными:
В этом задании нужно проверить, действительно ли выполняется равенство между отношениями.
Решение
Найдем произведение средних и произведение крайних членов для каждой пропорции. Если полученные произведения равны, то пропорция верна. В противном же случае, пропорция является неверной.
верная пропорция, т. к.
неверная пропорция, т. к.
Как сконструировать новые верные пропорции из данной
Если в верной пропорции поменять местами средние или крайние члены, то получившееся новые пропорции тоже верны.
Это так потому, что при такой перестановке произведение крайних и средних членов не изменяется.
Разберем пример. Из данной пропорции получить две новые, переставив крайние и средние члены. Сначала переставим средние члены (рис. 1).
Рис. 1. Перестановка средних членов
Действительно, произведение средних и крайних не изменилось, значит, полученная пропорция верна. Переставим крайние члены (рис. 2).
Рис. 2. Перестановка крайних членов
И в этом случае произведение средних и крайних не изменилось. Мы получили верную пропорцию.
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Uf-9a-0aPNY
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=kvlkxI4CKH4
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=N4Ah1hIvx9s
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=xAMeoTTcKVw
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GP7392STr3o
источник презентации - http://ppt4web.ru/matematika/matematika-klass-otnoshenija.html
источник презентации - http://ppt4web.ru/matematika/proporcija5.html
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/otnosheniya-i-proporcii/otnosheniya?seconds=0&chapter_id=341
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/otnosheniya-i-proporcii/proportsii-2