6 класс. Математика. Прямая и обратная пропорциональные зависимости
6 класс. Математика. Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Комментарии преподавателя
1. Вступление. Тема урока. Повторение. (Отношение, пропорция)
Частное двух чисел называют отношением этих чисел.
Пропорция – это равенство двух отношений.
2. Прямая пропорциональная зависимость. Иллюстрирующая задача и определение
Велосипедист за 3 часа проезжает 75 километров. За сколько времени он проедет 150 километров с той же скоростью?
Первым действием найдем скорость велосипедиста. Затем узнаем время, за которое он проедет 150 км.
Из решения видно, что при движении с одной и той же скоростью велосипедист за большее время пройдет большее расстояние. Во сколько раз больше пройденный путь, во столько раз больше затраченное на него время. Такие величины называют прямо пропорциональными.
Определение.
Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.
3. Обратная пропорциональная зависимость. Иллюстрирующая задача и определение
Мотоциклист проехал 3 часа со скоростью 60 км/ч. За сколько часов он проедет то же расстояние со скоростью 45 км/ч?
Первым действием найдем длину пройденного пути. Вторым действием – время движения со скоростью 45 км/ч.
Мотоциклист проехал одно и то же расстояние. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше, во столько раз меньше затраченное на движение время. Такие величины называют обратно пропорциональными.
Определение.
Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.
4. Упражнение. Определим вид зависимости между величинами
Длина стороны квадрата и периметр связаны прямой пропорциональной зависимостью. Периметр квадрата – это сумма длин четырех его равных сторон. Если длину стороны увеличить в несколько раз, то периметр увеличится во столько же раз.
Длина и ширина прямоугольника (при заданной площади) связаны обратной пропорциональной зависимостью. Площадь прямоугольника – это произведение длины и ширины. Поэтому, чтобы площадь оставалась неизменной при увеличении длины в несколько раз, надо ширину уменьшить во столько же раз.
Скорость автомобиля и путь, который он проедет за определенное время, связаны прямой пропорциональной зависимостью. Время в данном случае – величина постоянная, поэтому при большей скорости автомобиль пройдет больший путь.
Возраст дерева и его высота не связаны пропорциональной зависимостью. В этом случае зависимость между величинами есть. Действительно, высота дерева с возрастом увеличивается, но не во столько же раз.
Стоимость товара, купленного по одной цене, и его количество связаны прямой пропорциональной зависимостью. Чем большее количество товара купили, тем большее количество денег на него потратили.
Возраст человека и размер его обуви не связаны пропорциональной зависимостью. Зависимость между величинами есть. Размер обуви с возрастом увеличивается, но не во столько же раз.
Дробь и ее знаменатель (при постоянном числителе) связаны обратной пропорциональной зависимостью. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь при постоянном числителе.
Дробь и ее числитель (если знаменатель не изменяется) связаны прямой пропорциональной зависимостью.
5. Задача 3. Пример использования пропорции при решении текстовой задачи
Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% всех посаженных лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип?
Величины, о которых говорится в задаче, связаны прямой пропорциональной зависимостью. Составим краткое условие задачи, запишем пропорцию и решим ее.
Стрелки в краткой записи направлены в одну сторону. Их направление говорит о том, что если первая величина возрастает (стрелка вверх), то и вторая тоже возрастает (стрелка тоже вверх).
6. Задача 4. Решение задачи двумя способами: с помощью пропорции и без нее
Для отопления здания школы заготовили угля на 180 дней при норме расхода 0,6 т в день. На сколько дней хватит запаса, если расход ежедневно составит 0,5 т?
Стрелки в краткой записи направлены в разные стороны. . Их направление говорит о том, что если первая величина возрастает (стрелка вверх), то вторая убывает (стрелка вниз). Для каждого столбика таблицы составим отношение верхнего элемента к нижнему, т. к. стрелки направлены в разные стороны, одно из отношений переворачиваем и приравниваем то, что получилось.
Эту задачу и аналогичные ей можно решить, и не выписывая пропорцию в явном виде.
7. Задача 5. Решение задачи с использованием пропорции
В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5 т железа?
Стрелки в краткой записи направлены в одну сторону. Их направление говорит о том, что если первая величина возрастает (стрелка вверх), то и вторая тоже возрастает (стрелка тоже вверх). Для каждого столбика таблицы составим отношение верхнего элемента к нижнему, т. к. стрелки направлены в одну сторону, приравниваем полученные отношения. Составляем пропорцию. Решаем ее. Итак, ответ – 31,5 кг примесей.
8. Алгоритм решения задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости с помощью пропорции
Если две величины прямо пропорциональны, то отношение соответствующих значений этих величин равны. Если две величины обратно пропорциональны, то их произведение постоянно и не равно нулю
9. Задача 6
Принтер распечатывает 27 страниц за 4,5 минуты. За какое время он распечатает 300 страниц?
Зависимость между количеством напечатанных страниц и временем прямо пропорциональная. Составим пропорцию и решим ее.
10. Задача 7
Автомобиль проехал 310 километров, истратив 25 литров бензина. Какое расстояние может проехать автомобиль с полным баком, вмещающим 40 литров бензина?
Чем большее расстояние проедет автомобиль, тем больше бензина он потратит. Соответственно, зависимость между величинами прямо пропорциональная.
11. Задача 8
Пятнадцать рабочих выполняют заказ за 4 дня. Сколько нужно рабочих, чтобы выполнить тот же заказ за 3 дня?
Для того чтобы выполнить заказ быстрее, количество рабочих нужно увеличить. Соответственно, зависимость обратно пропорциональная.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/otnosheniya-i-proporcii/pryamaya-i-obratnaya-proportsionalnye-zavisimosti
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ALSAtOueOSw
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=buKHM8w_l4M
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FtTrBSJz0AY
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=YMuRx7H2Mus
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=6ADjiJrSAtQ
источник презентации - http://ppt4web.ru/matematika/prjamaja-i-obratnaja-proporcionalnye-zavisimosti.html