7 класс. География. Материки. Южная Америка

7 класс. География. Материки. Южная Америка

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Се­год­ня на уроке мы узна­ем:

- о гео­гра­фи­че­ском по­ло­же­нии стран ма­те­ри­ка,

- по­че­му ре­ги­он на­зы­ва­ют Ла­тин­ской Аме­ри­кой,

- какие еще вы­де­ля­ют ре­ги­о­ны в пре­де­лах ма­те­ри­ка,

- и дадим крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку этому ре­ги­о­ну.

В Южной Аме­ри­ке 13 стран, раз­лич­ных по гео­гра­фи­че­ско­му по­ло­же­нию, пло­ща­ди, чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, уров­ню раз­ви­тия (см. Рис. 1).

Гра­ни­цы со­вре­мен­ных го­су­дарств сло­жи­лись в на­ча­ле XIX века, в ре­зуль­та­те борь­бы на­ро­дов про­тив ис­пан­ских пор­ту­галь­ских ко­ло­ни­за­то­ров.

Страны Южной Америки

Рис. 1. Стра­ны Южной Аме­ри­ки

Почти все стра­ны Южной Аме­ри­ки, кроме двух (най­ди­те их на карте), имеют выход к оке­а­нам.

Самые боль­шие по пло­ща­ди стра­ны лежат в пре­де­лах рав­нин­но­го во­сто­ка ма­те­ри­ка – Бра­зи­лия, Ар­ген­ти­на, Ве­не­су­э­ла.

Самая ма­лень­кая стра­на кон­ти­нен­та – Су­ри­нам.

 2. Латинская Америка

Ла­тин­ской Аме­ри­кой на­зы­ва­ют груп­пу стран, рас­по­ло­жен­ных в за­пад­ном по­лу­ша­рии между южной гра­ни­цей США и Ан­тарк­ти­дой (см. Рис. 2). Обыч­но на­зва­ния ре­ги­о­нов от­ра­жа­ют толь­ко их гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние.

На­зва­ние «Ла­тин­ская Аме­ри­ка» го­во­рит не толь­ко о гео­гра­фи­че­ском по­ло­же­нии ре­ги­о­на, но и об осо­бом типе его ко­ло­ни­за­ции – «ла­тин­ском» (в от­ли­чие от ан­гло­сак­сон­ской ко­ло­ни­за­ции Се­вер­ной Аме­ри­ки).

Этот ре­ги­он в про­шлом на­зы­ва­ли «Ибе­ро­аме­ри­ка», «Ин­до­аме­ри­ка», «Ис­пан­ская Аме­ри­ка». На­зва­ние же «Ла­тин­ская Аме­ри­ка» утвер­ди­лось толь­ко в се­ре­дине 30-х годов на­ше­го сто­ле­тия.

Карта Латинской Америки

Рис. 2. Карта Ла­тин­ской Аме­ри­ки

В ее со­став вхо­дят Мек­си­ка, стра­ны, ле­жа­щие на пе­ре­шей­ке Цен­траль­ной Аме­ри­ки, ост­ро­ва Вест-Ин­дии и ма­те­рик Южной Аме­ри­ки с при­ле­га­ю­щи­ми к нему ост­ро­ва­ми. Этот ре­ги­он еще ино­гда на­зы­ва­ют «Стра­ны Ла­тин­ской Аме­ри­ки и Ка­риб­ско­го бас­сей­на», что пред­по­ла­га­ет от­не­се­ние к Ла­тин­ской Аме­ри­ке толь­ко «ста­рых» стран с «ла­тин­ски­ми» язы­ка­ми.

Мек­си­ку, Цен­траль­ную Аме­ри­ку и Вест-Ин­дию неред­ко объ­еди­ня­ют в гео­гра­фи­че­ский ре­ги­он, ко­то­рый обыч­но на­зы­ва­ют Ме­зо­аме­ри­кой (Сред­ней Аме­ри­кой).

В Южной Аме­ри­ке вы­де­ля­ют Анд­ские стра­ны (Ве­не­су­э­ла, Ко­лум­бия, Эк­ва­дор, Перу, Бо­ли­вия, Чили) и Ла­плат­ские стра­ны (Ар­ген­ти­на, Уруг­вай, Па­раг­вай), а также Бра­зи­лию.

Ла­тин­ская Аме­ри­ка – один из круп­ней­ших ре­ги­о­нов мира. Он вклю­ча­ет более 30 неза­ви­си­мых го­су­дарств и ряд все еще со­хра­ня­ю­щих­ся ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний. Его пло­щадь – 20,1 млн км2. На­се­ле­ние – 545 млн че­ло­век на 2000 год.

Около 3% на­се­ле­ния про­жи­ва­ет в неболь­ших го­су­дар­ствах, где офи­ци­аль­ны­ми язы­ка­ми яв­ля­ют­ся фран­цуз­ский (Гаити), ан­глий­ский (Гай­а­на, Три­ни­дад и То­ба­го, Ямай­ка и ряд дру­гих), гол­ланд­ский (Су­ри­нам). В Пу­эр­то-Ри­ко (име­ю­щем ста­тус «сво­бод­но при­со­еди­нив­ше­го­ся го­су­дар­ства») пре­об­ла­да­ет ис­пан­ский.

Ла­тин­ская Аме­ри­ка про­тя­ну­лась с се­ве­ра на юг на 13 тыс. км, а с за­па­да на во­сток – на 5 тыс. км. Ре­ги­он рас­по­ло­жен в трех по­лу­ша­ри­ях: се­вер­ном, южном и за­пад­ном, в зоне вы­со­кой сей­смич­но­сти.

Ре­ги­он на­хо­дит­ся в срав­ни­тель­ной бли­зо­сти от США. Су­ще­ству­ет по­го­вор­ка о за­ви­си­мо­сти ла­ти­но­аме­ри­кан­ских стран от США: «Когда в США сквоз­няк, ла­ти­но­аме­ри­кан­ские стра­ны за­бо­ле­ва­ют грип­пом».

Также ре­ги­он на­хо­дит­ся на боль­шом уда­ле­нии от дру­гих стран. Я уже го­во­ри­ла, что почти все стра­ны ре­ги­о­на имеют выход к морю, – это важно для связи с дру­ги­ми стра­на­ми и между собой. Боль­шое зна­че­ние для ЭГП ре­ги­о­на имеет Па­нам­ский канал, по ко­то­ро­му про­хо­дят важ­ные меж­ду­на­род­ные трас­сы (см. Рис. 3). Па­нам­ский канал США пе­ре­да­ли в 2000 г. пра­ви­тель­ству Па­на­мы.

Шлюзование в Панамском канале

Рис. 3. Шлю­зо­ва­ние в Па­нам­ском ка­на­ле (Ис­точ­ник)

В 18 го­су­дар­ствах Ла­тин­ской Аме­ри­ки (около 63% на­се­ле­ния) офи­ци­аль­ным язы­ком яв­ля­ет­ся ис­пан­ский, в Бра­зи­лии (34% на­се­ле­ния) – пор­ту­галь­ский. Около 3% на­се­ле­ния про­жи­ва­ет в неболь­ших го­су­дар­ствах, где офи­ци­аль­ны­ми язы­ка­ми яв­ля­ют­ся фран­цуз­ский (Гаити), ан­глий­ский (Гай­а­на, Три­ни­дад и То­ба­го, Бар­ба­дос, Ямай­ка, Ба­гам­ские ост­ро­ва, Гре­на­да, Сент-Лю­сия, До­ми­ни­ка, Сент-Вин­сент и Гре­на­ди­ны) и гол­ланд­ский (Су­ри­нам). В наи­бо­лее круп­ной из все еще со­хра­нив­ших­ся фак­ти­че­ских ко­ло­ний – Пу­эр­то-Ри­ко (под­чи­не­на США, имеет ста­тус «сво­бод­но при­со­еди­нив­ше­го­ся го­су­дар­ства») – ис­пан­ский. (Эта ин­фор­ма­ция при­во­ди­лась ввер­ху преды­ду­щей стра­ни­цы.)

Стра­ны Ла­тин­ской Аме­ри­ки от­ли­ча­ют­ся не толь­ко бли­зо­стью языка и куль­ту­ры, но и опре­де­лен­ной общ­но­стью ис­то­ри­че­ских судеб, что, в свою оче­редь, вли­я­ет на общ­ность мно­гих черт их со­вре­мен­но­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Боль­шин­ство го­су­дарств – уни­тар­ные, фе­де­ра­тив­ные рес­пуб­ли­ки.

Среди круп­ных ре­ги­о­нов мира Ла­тин­ская Аме­ри­ка вы­де­ля­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем эт­но­куль­тур­ных, при­род­ных, хо­зяй­ствен­ных, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских осо­бен­но­стей.

Ла­тин­скую Аме­ри­ку обыч­но от­но­сят к груп­пе раз­ви­ва­ю­щих­ся стран. Но в от­ли­чие от раз­ви­ва­ю­щих­ся стран дру­гих ре­ги­о­нов, кон­ти­нен­таль­ные ла­ти­но­аме­ри­кан­ские го­су­дар­ства про­шли дли­тель­ный путь неза­ви­си­мо­го раз­ви­тия. Груп­па раз­ви­ва­ю­щих­ся стран Ла­тин­ской Аме­ри­ки вы­де­ля­ет­ся го­раз­до более вы­со­ким уров­нем раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма, про­мыш­лен­но­сти, го­род­ской жизни, чем стра­ны Аф­ри­ки. Это от­но­сит­ся пре­жде всего к таким стра­нам, как Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Мек­си­ка, Ве­не­су­э­ла, Уруг­вай, Чили.

 3. Этнический состав населения латиноамериканского региона

Ла­ти­но­аме­ри­кан­ские нации сло­жи­лись в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го сме­ше­ния по­том­ков ко­рен­но­го ин­дей­ско­го на­се­ле­ния, пе­ре­се­лен­цев из Ев­ро­пы и мно­гих мил­ли­о­нов по­том­ков аф­ри­кан­ских неволь­ни­ков, за­ве­зен­ных в ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од для ра­бо­ты на план­та­ци­ях.

Эт­ни­че­ский со­став на­се­ле­ния этого ре­ги­о­на весь­ма пестр: по­том­ки пе­ре­се­лен­цев из Ев­ро­пы, ме­ти­сы (по­том­ки от бра­ков белых и ин­дей­цев), му­ла­ты (по­том­ки от бра­ков белых и негров), самбо (по­том­ки от бра­ков негров и ин­дей­цев), ин­дей­цы, ки­тай­цы и др. (см. Рис. 4).

Население Латинской Америки (мексиканцы)

Рис. 4. На­се­ле­ние Ла­тин­ской Аме­ри­ки (мек­си­кан­цы) (Ис­точ­ник)

Наи­бо­лее од­но­род­ны по на­ци­о­наль­но­му со­ста­ву пе­ре­се­лен­че­ские стра­ны – Ар­ген­ти­на, Уруг­вай, Чили. Наи­боль­шая доля ин­дей­ско­го на­се­ле­ния – в Бо­ли­вии (63%) и Гва­те­ма­ле (54%). Такой сплав раз­лич­ных эт­ни­че­ских эле­мен­тов, по-раз­но­му про­яв­ля­ю­щих­ся в каж­дой стране, со­зда­ет непо­вто­ри­мость и са­мо­быт­ность на­ци­о­наль­ных куль­тур, тру­до­вых на­вы­ков и тра­ди­ций на­род­но­го твор­че­ства.

Этот ре­ги­он неред­ко на­зы­ва­ют «кла­до­вой мира», оче­вид­но, по­то­му, что он при­над­ле­жит к наи­бо­лее обес­пе­чен­ным прак­ти­че­ски всеми при­род­ны­ми ре­сур­са­ми. От­кры­тые за­па­сы ре­сур­сов, как пра­ви­ло, весь­ма зна­чи­тель­ны, а неред­ко имеют и ми­ро­вое зна­че­ние. Это со­зда­ет хо­ро­шие пред­по­сыл­ки для бу­ду­ще­го раз­ви­тия ла­ти­но­аме­ри­кан­ских стран по пути про­грес­са.

По­ра­жа­ет раз­но­об­ра­зие при­ро­ды и ланд­шаф­тов Ла­тин­ской Аме­ри­ки. Мощ­ные гор­ные си­сте­мы, ги­гант­ские реч­ные бас­сей­ны, огром­ные про­стран­ства тро­пи­че­ских лесов со­зда­ют облик боль­шин­ства стран.

Лучше всех осво­е­ны ре­сур­сы цвет­ных и бла­го­род­ных ме­тал­лов. Здесь на­хо­дят­ся самые боль­шие в мире за­па­сы се­лит­ры (Чили), ми­ро­во­го зна­че­ния ме­сто­рож­де­ния руд меди, се­реб­ра, сурь­мы, бе­рил­лия, олова, свин­ца, цинка, же­лез­ной руды, бок­си­тов и др. За­мет­ное место за­ни­ма­ет ре­ги­он по за­па­сам нефти, при­род­но­го газа.

Но, тем не менее, Ла­тин­ская Аме­ри­ка все более от­ста­ет от про­мыш­лен­но раз­ви­тых стран по ряду важ­ней­ших эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей. Внеш­ний долг этого ре­ги­о­на пре­вы­сил 400 млрд дол­ла­ров (круп­ней­ший долж­ник – Бра­зи­лия). По дан­ным раз­ных ор­га­ни­за­ций, около по­ло­ви­ны ла­ти­но­аме­ри­кан­цев го­ло­да­ют или стра­да­ют от хро­ни­че­ско­го недо­еда­ния.

 

До­маш­нее за­да­ние

Про­ана­ли­зи­руй­те лек­цию, про­смот­ри­те ви­део­урок. От­веть­те на во­про­сы:

· На­зо­ви­те стра­ны Южной Аме­ри­ки, не име­ю­щие вы­хо­да к оке­а­ну.

· По­че­му ре­ги­он на­зы­ва­ют Ла­тин­ской Аме­ри­кой?

· Каков эт­ни­че­ский со­став Ла­тин­ской Аме­ри­ки?

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/7-klass/juzhnaja-amerika/strany-yuzhnoy-ameriki-tipovaya-harakteristika-stran?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=AwUqd4pC5_4

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.