6 класс. Литература. М.Ю. Лермонтов и его творчество
6 класс. Литература. М.Ю. Лермонтов и его творчество
Комментарии преподавателя
М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, создал целую эпоху в литературе. Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
О себе М.Ю. Лермонтов писал: «Я поэт, и этим уже интересен».
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября (старого стиля) 1814 года в Москве. Вскоре его перевезли в усадьбу его бабушки Е. А. Арсеньевой – село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (теперь село Лермонтово, рис. 1).
Рис. 1. Тарханы: усадьба Е. А. Арсеньевой, где прошли детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова (Государственный Лермонтовский музей-заповедник) (Источник)
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком (рис. 2).
Рис. 2. Ю.П. Лермонтов. Отец М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник. 1810 (Источник)
Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого дворянского рода (рис. 3).
Рис. 3. Портрет матери М.Ю.Лермонтова, Мария Михайловна Лермонтова, неизвестный крепостной художник (Источник)
Бабушка поэта не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела туберкулёзом и умерла, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трёхлетнего сына. После смерти жены Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки, и беззаветное служение внуку станет смыслом всего её существования (рис. 4).
«Нет ничего хуже, как пристрастная любовь, но я себя извиняю: он один свет очей моих, все моё блаженство в нём». Это будет написано Елизаветой Алексеевной много лет спустя, в январе 1836 года.
Рис. 4. Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773–1845), бабушка Лермонтова по матери. Портрет неизвестного крепостного художника (Источник)
Рис. 5. М.Ю. Лермонтов ребенком. Портрет работы неизвестного художника (Источник)
Как ни мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, всё же эта тяжёлая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нём мечтательность, задумчивость. В поэме «Сашка» Лермонтов так говорит о своих детских годах (рис. 5):
Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный
И в нём терялся мыслию послушной...
Бабушка не жалела средств для воспитания внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Нянькой Лермонтова была старушка-немка, гувернёром – бывший сержант наполеоновской гвардии. Он много рассказывал о Наполеоне, его походах, пожаре Москвы. По воспоминаниям троюродного брата поэта А. П. Шан-Гирея, к двенадцати годам Лермонтов свободно владел немецким и французским, «был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно...» (рис. 6).
Рис. 6. М. Ю. Лермонтов в детстве. Портрет работы неизвестного художника (Источник)
До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ, в нынешний Пятигорск (тогда Горячеводск). Поездка, предпринятая летом 1825 года, когда мальчику было уже 10 лет, произвела на него огромное впечатление. Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках – всё это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего поэта Кавказа.
Самое яркое воспоминание об этой поездке – первая любовь. В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти. Никому и в голову не приходит, что резвый мальчик в курточке, сшитой домашним портным, мучается над загадкой сердца человеческого… Совсем ещё юный Лермонтов запишет в одной из своих тетрадей:
«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?
Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату, она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так... с тех пор…я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны…»
Поездка на Кавказ в 1825 году значительно улучшила здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал общеобразовательные предметы и иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу.
Разнообразные впечатления откладывались в его душе и давали пищу для размышлений: он слушал рассказы об Отечественной войне 1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян как в имении бабушки, так и у соседей-помещиков; крестьяне тайком рассказывали ему о пугачёвском движении, которое докатилось и до имения Арсеньевых. В Тарханах узнал Лермонтов о восстании декабристов и о расправе с ними Николая I.
В 1827 году бабушка с внуком переехала из Тархан в Москву, так как надо было подумать о школьном образовании мальчика. Его стали готовить к поступлению в университетский Благородный пансион. В 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет.
Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу и отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну: «...Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что ты одарен способностями ума, – не пренебрегай ими и всего более страшись употребить оное на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу».
Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его. Лето он провёл в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина.
С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».
Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко.
Лермонтов не пробыл в университете и двух лет. А после, под влиянием петербургских родственников, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Эта перемена карьеры отвечала и желаньям бабушки. Лермонтов оставался в школе два«злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания».
Накануне вступления в школу Лермонтов написал стихотворение «Парус»; «мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя – это всё та же с детства неугомонная душа поэта (рис. 7).
ПАРУС
Рис. 7. Автограф стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» (Источник)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
ЛАЗУРЬ – устар., светло-синий цвет, синева.
МЯТЕЖНЫЙ – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством и мятежными стихиями.
Развитие поэтической мысли в стихотворении «Парус» своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.
КОМПОЗИЦИЯ – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
В двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает противопоставление паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения – это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В стихотворении две сюжетные линии.
СЮЖЕТ – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Первый сюжет (назовём его внешним) – движение паруса по просторам морской стихии. Второй связан с пониманием тайны паруса. Картина бескрайнего и одинокого моря навевает поэтическое раздумье. У лирического героя возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза «ищет – кинул», «далёкой – родном» вводит в стихотворение контраст, который и служит основой композиции в данном произведении.
АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М (такое выразительное языковое средство называется аллитерацией) и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
АЛЛИТЕРАЦИЯ – выразительное средство языка: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрыпит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся звуки С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания того, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Усиливает ощущение безнадёжности и мятежности инверсия.
ИНВЕРСИЯ – изменение порядка слов в предложении с целью выделить значение какого-либо слова или придать необычное звучание фразе в целом.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Пейзаж в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописен. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
ПЕЙЗАЖ – композиционное средство: изображение в произведении картин природы.
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами: «одинокой» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
ЭПИТЕТ – изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.
Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения. Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=V3os0LGmM5w
http://www.youtube.com/watch?v=kcKAkx7ACk0
http://www.youtube.com/watch?v=EPtE15cUUN8
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/proizvedeniya-russkih-pisatelej-19-veka/detstvo-i-yunost-m-yu-lermontova-parus-zhazhda-borby-i-svobody-osnovnoy-motiv-stihotvoreniya?seconds=0 - ЗДЕСЬ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОУРОК
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.