7 класс. Алгебра. Линейная функция.
7 класс. Алгебра. Линейная функция.
Комментарии преподавателя
На данном уроке мы рассмотрим уравнение с двумя переменными, дадим его определение и построим график.
Тема: Линейная функция
Урок: Линейное уравнение с двумя переменными и его график
Опредепение
Мы познакомились с понятиями координатной оси и координатной плоскости. Мы знаем, что каждая точка плоскости однозначно задает пару чисел (х; у), причем первое число есть абсцисса точки, а второе – ордината.
Мы будем очень часто встречаться с линейным уравнением с двумя переменными, решением которого и есть пара чисел, которую можно представить на координатной плоскости.
Уравнение вида:
, где a, b, с – числа, причем
Называется линейным уравнением с двумя переменными х и у. Решением такого уравнения будет любая такая пара чисел х и у, подставив которую в уравнение мы получим верное числовое равенство.
Пара чисел будет изображаться на координатной плоскости в виде точки.
У таких уравнений мы увидим много решений, то есть много пар чисел, и все соответствующие точки будут лежать на одной прямой.
Построение графика
Пример 1:
; ; ;
Чтобы найти решения данного уравнения нужно подобрать соответствующие пары чисел х и у:
Пусть , тогда исходное уравнение превращается в уравнение с одной неизвестной:
,
То есть, первая пара чисел, являющаяся решением заданного уравнения (0; 3). Получили точку А(0; 3)
Пусть . Получим исходное уравнение с одной переменной: , отсюда , получили точку В(3; 0)
Занесем пары чисел в таблицу:
х |
0 |
3 |
у |
3 |
0 |
Построим на графике точки и проведем прямую:
Отметим, что любая точка на данной прямой будет решением заданного уравнения. Проверим – возьмем точку с координатой и по графику найдем ее вторую координату. Очевидно, что в этой точке . Подставим данную пару чисел в уравнение. Получим 0=0 – верное числовое равенство, значит точка, лежащая на прямой, является решением.
Пока доказать, что любая точка, лежащая на построенной прямой является решением уравнения, мы не можем, поэтому принимаем это за правду и докажем позже.
Пример 2 – построить график уравнения:
Составим таблицу, нам достаточно для построения прямой двух точек, но возьмем третью для контроля:
х |
0 |
-2 |
2 |
у |
3 |
0 |
6 |
В первой колонке мы взяли удобный , найдем у:
, ,
Во втором столбике мы взяли удобный , найдем х:
, , ,
Возьмем для проверки и найдем у:
, ,
Построим график:
Умножим заданное уравнение на два:
От такого преобразования множество решений не изменится и график останется таким же самым.
Вывод:
мы научились решать уравнения с двумя переменными и строить их графики, узнали, что графиком подобного уравнения есть прямая и что любая точка этой прямой является решением уравнения
Урок: Линейное уравнение с двумя переменными и его график (более сложные случаи)
Напомним, что линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида
Мы научились строить графики подобных уравнений и узнали, что они имеют бесчисленное множество решений – пар чиселх и у, которые на графике отображаются в виде точек.
В предыдущих задачах нам было задано уравнение, но как и все другие – линейное уравнение с двумя переменными это математическая модель некоторой реальной ситуации. Теперь рассмотрим такие задачи, в которых нужно для простейшей задачи составить уравнение – математическую модель, а затем его решить.
Пример 1:
Сумма двух чисел равна четырем. Построить математическую модель, то есть соответствующее линейное уравнение, и его график.
Пусть искомые числа это х и у, сумма их равна четырем:
– линейное уравнение с двумя переменными. Построим график, для этого составим таблицу, для контроля возьмем три точки, а не две:
х |
0 |
4 |
2 |
у |
4 |
0 |
2 |
Решение задачи сведено в таблицу:
Словесная модель |
Сумма двух чисел равна четырем |
Алгебраическая модель |
, |
Геометрическая модель |
Следующая группа задач связана с тем, что в одной задаче могут участвовать два линейных уравнения.
Пример 2:
Графически найти точку пересечения прямых и
Обе прямые являются графиками соответствующих уравнений, построим их. Для этого составим таблицы. Для удобства представим уравнение в следующем виде:
х |
0 |
-1 |
у |
1 |
0 |
х |
0 |
2 |
у |
4 |
0 |
Графически найдена точка пересечения А(1; 2)
Чтобы проверить, что точка А(1; 2) удовлетворяет обоим уравнениям, нужно подставить ее координаты в уравнения:
;
точка А удовлетворяет обоим уравнениям, значит, точка пересечения прямых найдена верно.
Уравнение с параметрами
Следующий тип задач – это задачи с параметрами.
Пример 3:
Найдите значение коэффициента в уравнении , если известно, что решением уравнения является пара чисел (3; 2)
Ранее у нас было задано или мы сами составляли линейное уравнение с известными коэффициентами, в данном случае один из коэффициентов неизвестен, но дано одно из решений уравнения, то есть пара значений х и у, удовлетворяющих уравнению. Чтобы найти параметр подставим данные значения в уравнение:
итак, исходное уравнение имеет вид:
Итак, мы рассмотрели линейное уравнение с двумя неизвестными:
Отметим, что в случае, если , мы получаем частный случай данного уравнения – уравнение с одной переменной:
Аналогично если мы получим линейное уравнение с одной переменной:
Вывод: в данном уроке мы рассмотрели более сложные задачи на линейные уравнения с двумя переменными, в частности текстовые задачи, уравнения с параметрами, задачи на два уравнения. Кроме того мы закрепили знание понятий и терминов.
Источники конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/glava-2-lineynaya-funktsiya/lineynoe-uravnenie-s-dvumya-peremennymi-i-ego-grafik?konspekt&chapter_id=8
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/glava-2-lineynaya-funktsiya/lineynoe-uravnenie-s-dvumya-peremennymi-i-ego-grafik-bolee-slozhnye-sluchai?konspekt&chapter_id=8
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=8WdpbeZFy_c