Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )
Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )
Комментарии преподавателя
Тема: «Способы словообразования в русском языке»
Цели: познакомить с основными способами словообразования, научить определять способ образования слова, выделять суффиксы и приставки, развивать навык составления словообразовательных цепочек.
Ход урока:
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Объяснение нового материала.
-
Опрос по составу слова.
- Слово, ребята,- это живое существо. Оно может обижаться, радоваться, сердиться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – корень. Голова слова – это приставка. Она все время думает, как помочь сердцу – корню – лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй догадайся. А если добавить приставку, многое становится понятным.
- Запишем эти слова с приставкой:
-
Пришел, пошел, сошел, отошел, вышли.
- Вот что значит слово «с головой»!
- Для чего же служит приставка?
- Такой способ образования называется приставочным.
-
А суффикс – это руки! Да, рабочие волшебные руки. Суффикс может все!
- Возьмем слово дом. Суффикс изменит его размер. Запишите слова:
-
Домик, домишко, домина, домище.
- Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Проверьте: школа – школьник, город – горожанин, Москва – москвич. Маленький да удаленький!
- Словом, слова, как и люди, стремятся принарядиться, модно одеться. Каким же способом эти слова образованы? ( Суффиксальным).
- Очень заманчивый суффикс –ник. Каких только слов он не образует?!
- Запишите слова с этим суффиксом – ник. Я даю вам первое слово, а вы дальше.
-
Нахлебник, наездник, напильник, наставник, наследник, подсвечник, подснежник.
- Есть в русском языке слова, которые образуются одновременным присоединением приставки и суффикса. Такой способ называется приставочно-суффиксальным.
3. Работа с учебником.
- Прочитайте Параграф 23 и скажите, о каком способе образования мы еще не сказали.
- Еще один способ – сложение основ.
-
Проведем «Аукцион». За 3-4 минуты записать как можно больше таких слов: самолет, вездеход… На что надо обратить внимание? (На наличие соединительной гласной буквы о или е).
-
А вот интересные сложные слова, которые просто складывают друг с другом: изба-читальня, диван-кровать, кафе-ресторан, телефон-автомат. Они пишутся через дефис.
- Наконец, 5 способ – это переход из одной части речи в другую.
Рядовой (прил.) боец – рядовой (сущ.)
Первый (числ.) номер – первый (прил.) ученик, в значении «лучший».
4. Закрепление в упражнениях и заданиях.
-
Образуйте новые существительные при помощи суффиксов:
Камень, футбол, стол, храбрый, красный, новый.
Какие вы использовали суффиксы? Какой способ словообразования?
-
Образуйте новые слова по аналогии.
Вред-безвредный, след-…, облако, слава, дно.
Птица-птичий, лиса, медведь.
Письмо-письмоносец, орден, крест.
-
Образуйте словообразовательные цепочки.
Журнал-журнальный-журналист-журналистка-журналистика-журналистский…
Дать-…
Вода-…
-
Выполнение упражнения №125 (Учебник «Русский язык.6 класс» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская)
-
Запись под диктовку.
В летописях каждый факт, цепь событий излагается последовательно год за годом, столетие за столетием. А былины никаких дат не знают. Нельзя точно ответить на вопрос, когда происходили описанные события.
Герои новгородских былин – богатые купцы, мореплаватели, рыбаки. Реальная жизнь проглядывает в былинах.
- Найдите слова, образованные разными способами, с которыми мы сегодня познакомились.
5. Подведение итогов урока.
- Назовите основные способы словообразования в русском языке.
- Сделайте вывод о способах образования слов в русском языке.
6. Выставление оценок.
Дом.задание.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.